Методическая разработка "Дидактическая игра в экологическом воспитании детей"
методическая разработка по окружающему миру

  Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна, так же широко использоваться в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания.

  В игре ребёнку предоставляется возможность решать множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didigravyekologiijarovskixni.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

              «Дидактическая игра в экологическом воспитании детей».

  Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна, так же широко использоваться в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания.

  В игре ребёнку предоставляется возможность решать множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.

  Так играя в игру «Зимующие птички» дети знакомятся с важными экологическими закономерностями: влияние количества  и доступности корма на поведение и образ жизни зимующих птиц: а зимующих насекомых от надёжности их укрытия в убежищах. Ребёнок, исполняющий роль птички, должен в течение определённого времени найти и собрать необходимое количество пищи. Такие игры способствуют развитию экологического мышления, понимания того, что «всё в природе взаимосвязано». Этот способ дидактической игры позволяет наглядно и убедительно продемонстрировать детям такие экологические закономерности, объяснить суть которых другим способом весьма затруднителен. Дети любят играть, они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Поэтому они  с радостью откликаются на предложение поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут учиться. Ребёнок действительно играет и одновременно осуществляется процесс обучения.

  Однако не все игры способствуют экологическому воспитанию дошкольников. Вот ряд требований, в соответствии с которыми может осуществляться отбор игр для экологического образования дошкольников:

- Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.

- Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.

- Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.

- Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.

- Предпочтение отдаётся тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребёнка.

- Для того, чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребёнок будет опираться, какой новый шаг произойдёт в его развитии.

  Для классификации экологических игр могут быть использованы различные принципы:

- по специфическим характеристикам;

- по тематическому распределению содержания;

- по форме организации и мере регламентации;

- по направленности действий;

  Важное развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами – подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические ( настольно-печатные, словесные и др.). Центральное звено таких игр – правила, они являются главным фактором развивающего воздействия на детей. Правила побуждают ребёнка быть активным: сосредоточивать своё внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам.(1.с.4).

 Дидактические игры – это игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, СРАВНИВАТЬ ИХ, ОТМЕЧАТЬ ИЗМЕНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВНЕШНИХ ПРИЗНАКОВ. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе.

  Дидактические игры  можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учётом возраста детей. Усложнение должно идти за счёт расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.

  Игры-занятия проводятся по определённому программному содержанию. Воспитателю в них принадлежит ведущая роль. Игровая форма придаёт таким занятиям занимательность, обучение идёт в процессе выполнения игровых правил, действий. Игры - занятия проводятся во всех возрастных группах.

  Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.

  Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). В качестве примера таких игр можно назвать «Вершки и корешки», «Путаница», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус» и т. д. В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

  Младшим детям хорошо давать несложные задания («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету», «Принеси жёлтый листок», «Разложи листочки по порядку: самый большой поменьше, маленький» и т. д.), которые позволяют упражнять детей в различении предметов по качествам и свойствам. Задания способствуют формированию сенсорики, развивают наблюдательность. Проводятся они со всей группой детей и с её частью. Особое значение игровые упражнения имеют в младшей и средней группах. Старшие дети уже могут определять оттенки цветов, листьев, овощей и фруктов, выделять отдельные части растений, группировать растения по принадлежности, по месту произрастания и другим признакам. (1,стр.140)

  Настольно - печатные игры – это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое лото», «Ботаническое лото»,  «Четыре времени года», «Малыши», «Растения», «Подбери листок» и т. д.).

  В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явления неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним (у детей формируется умение по слову восстанавливать образ), а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются в повседневной жизни.

  В младшей группе дети чаще всего подбирают картинки с изображением цветов, овощей, фруктов, животных попарно или на общую карту. В старшей группе большое место уделяется играм, где дети классифицируют предметы и делают обобщения.

  Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления у детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых играх знания о природе обобщаются и систематизируются. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Это игры типа  «Кто летает, бегает, прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно – ненужно» и т.д. (1, стр.149).

  Специфика дидактической игры как игры обучающей заключена в её структуре, содержащей наряду с игровыми учебные задачи. Установлено, что любое произвольное изменение соотношений структурных элементов игры  (например, смещение акцента с игровых на учебные задачи, несоблюдение правил, ограничение игровых действий и т. д.) ведёт к превращению её в систему упражнений.(2.с.139).

  Обобщая всё выше сказанное, можно сформулировать следующие основные выводы: игры экологического содержания помогают ребёнку увидеть неповторимость и целостность не только определённого живого организма, но и экосистемы. Осознать невозможность нарушения её целостности и неповторимости.

                                           Список литературы:

  1. Н.Рыжова. Путешествие в мир природы. Игры в экологическом образовании дошкольников. «Дошкольное образование».2008 №6
  2. Л.М.Маневцова, П.Г.Саморукова  «Мир природы и ребёнок». «Детство-пресс».2000

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в экологическом воспитании детей

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды....

Игра в экологическом воспитании детей

Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на фоне, будут особенно эффективны: игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения....

Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...

Методическая разработка. Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Чистый мир».

Аннотация к проекту: Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольног...

Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...