Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе "Свойства песка".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Шишкина Светлана Михайловна

Формирование представлений о свойствах песка через опытно-исследовательскую деятельность в старшем дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_pesku.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха "Детский сад комбинированного вида №53 "Лесная полянка"

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной  группе  

"Свойства песка".

Воспитатель МАДОУ

«Детский сад №53 «Лесная полянка»:

высшей кв.к. Шишкина С.М,

Балашиха

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной  группе

"Свойства песка".

Цель: формировать представление о свойствах песка через опытно-исследовательскую деятельность в старшем дошкольном возрасте.

Задачи:

Развивающие:

- развивать способность и навык работы с мокрым и сухим песком;

- развивать мелкую моторику рук;

Обучающие:

- вызывать интерес к исследовательской деятельности;

-учить определять свойства песка по внешнему виду, расширять представление о песке, его качествах и особенностях;

-закреплять правила безопасности при работе с песком.

Воспитывающие:

-воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы.

Оборудование: фартуки для детей и нарукавники, лоток с песком, лупа на каждого ребенка, по 2 стакана с водой, пластиковая ложка, формочки для песка, поднос для каждого ребенка, сахарный песок, речной песок, чаша для воды, губки, воронки для каждого ребенка, влажные салфетки для каждого ребенка.

Методы и приемы:

- беседа;

-наблюдение;

-создание проблемной ситуации;

-экспериментально-опытный;

-объяснительный;

-игровой;

-совместная деятельность с детьми.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение познавательной литературы, наблюдения.

Ход работы:

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами приглашены в лабораторию к профессору Почемучкину.

Воспитатель: Подскажите, кого называют профессором?

Дети: Людей чего-нибудь изучающих, ищущих что-нибудь новое, ученых.

Воспитатель: Да, профессор это ученый, который много знает, много читает, наблюдает и многое может объяснить об окружающем нас мире.

Воспитатель: Дети давайте вспомним  правила безопасного поведения в лаборатории?

Дети перечисляют правила:

1.        Каждый работает за своим рабочим местом.

2.        Нельзя толкаться и мешать другому.

3.        Нужно класть всё на место.

4.        Делать работу надо аккуратно.

5.        Если испачкал руки, нужно пользоваться влажными салфетками.

Воспитатель: Молодцы. Вы всё знаете. Профессор Почемучкин оставил нам  послание в конверте. Здравствуйте, ребята, я рад, что вы пришли в лабораторию, это значит вы хотите узнать что-то новое. Я приготовил для вас то, над чем мы будем экспериментировать. Вы должны отгадать загадку:

Он желтый и сыпучий

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь можешь брать

И в куличики играть.

Дети: песок.

Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним с вами, где применяется песок?

Дети: В строительстве домов и дорог, изготовлении стекла, при тушении пожара, можно посыпать ледяные дорожки, им играют в детских песочницах, можно делать разные украшения, и еще на песке можно рисовать и из него создают разные скульптуры.

Воспитатель: Вы много знаете про песок и можете сейчас сказать, какой он бывает?

Дети: Разного цвета, желтый, коричневый, светлый, темный, белый, мокрый, сухой, речной, морской.

Воспитатель: Сейчас мы с вами исследуем   песок, который приготовил нам профессор Почемучкин.

Песок находится на наших  подносах. Положите ладони на песок. Попробуйте его погладить ладошками, пощупайте его. Попробуйте взять весь песок сразу. Понюхайте его. Поделитесь своими наблюдениями.

Дети: Песок сухой, мягкий, шершавый, рассыпчатый, рыхлый, без запаха.

Воспитатель:  А теперь возьмите лупу в руку и через лупу рассмотрите форму песчинок. Какой они формы?

Дети: Песчинки квадратные, круглые, овальные.

Воспитатель: Песок состоит из мелких камешков, песчинок, которые имеют разную форму, окраску и размер.
Положите лупу на стол. Возьмите горсть песка и выпустите его струйкой, так чтобы он падал в одно место, в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь. А если сыпать песок, то в одно место, то в другое, возникает движение песка. Оно похоже на течение ручья. Что может делать песок?

Дети: Песок может двигаться.

Воспитатель: Это свойство можно назвать текучесть.

Воспитатель: Представьте себя песчинками.

Физкультминутка «Песчинки».

Вокруг себя повернулись

И в песчинки превратились.

Присели все на корточки.

О-о-о! Сколько у нас песчинок!

Ну, вот подул ветер, поднял песчинки

И они разлетелись в разные стороны.

Ветер стих, и песчинки опустились на землю.

Воспитатель: Продолжаем изучать свойства песка. Юные мои исследователи, подскажите, где мы можем найти песок в окружающем нас мире?

Дети: на прогулочном участке, в песочнице, во дворе, на пляже, на стройке.

Воспитатель: А на обеденном столе мы можем встретить песок?

Дети: да, сахарный.

Воспитатель:  А как вы думаете, в чем отличие?

Дети: цветом, из сахарного песка не сделать куличик (он развалится), песок с улицы есть нельзя.

Воспитатель:  А у меня возник такой вопрос: «Какой песок  растворяется в воде??»

Дети: сахарный песок растворяется, а с улицы не растворяется.

Воспитатель: Необходимы доказательства наших слов…

Детям предлагается продолжить исследовательскую деятельность. Индивидуальная работа с 2 стаканчиками, изготовление детьми растворов речного и сахарного песка (с пояснениями воспитателя походу опыта).

Воспитатель: Посмотрите у вас на столах стоят два стакана  с водой, возьмите одну ложечку речного песка и опустите в один из стаканов с водой. А в другой стакан положите ложку сахарного песка. Посмотрите что происходит?

 Вывод: Сахарный песок растворился в воде. Вода осталась прозрачной, и на дне ничего нет. А в стакане с речным песком,  вода стала мутная, песчинки опускаются на дно не растворившись.

Воспитатель: Рассаживайтесь на свои рабочие места, уважаемые исследователи и продолжаем. Теперь давайте попробуем очистить воду от песка, как вы думаете, что для этого надо сделать??

Дети: надо слить воду и останется песок.

Воспитатель:  Можно и так сделать…. А для чего нам губка??

Дети: мыть стаканчики.

Воспитатель:  Она сможет нам помочь очистить воду от песка. Давайте попробуем вылить раствор с песком через губку в чашу. Как изменилась вода?

Дети: вода стала светлая, а песок остался на губке.

Воспитатель: губку можно использовать как самый простой фильтр, чтобы очистить воду от примесей песка. НО ПИТЬ ЕЕ ВСЕ равно НЕЛЬЗЯ!!

Воспитатель: Теперь возьмем воронку с сухим песком и попробуем туда налить воду. Что вы заметили?

Дети: вода немного подержалась сверху песка и затем постепенно ушла в глубь, намочив песок.

Воспитатель : А теперь мы попробуем налить воду в воронку  с мокрым песком. Что теперь вы заметили?

Дети: Вода прошла сквозь песок намного быстрее.

Воспитатель : песок пропускает воду, изменяет свои свойства под воздействием воды. Сырой песок пропускает воду быстрее, чем сухой.

Воспитатель: А теперь  возьмите несколько горсточек песка и насыпьте на поднос. Немного намочим песок водой. Он мокрый. Теперь попробуем песок сыпать струйкой. Не получается. Песок намокает и песчинки слипаются друг с другом.

Воспитатель: Возьмите у себя на столе формочки для песка и заполните её одну мокрым песком, другую сухим. Какой песок сохраняет форму? сухой или мокрый?

Дети: мокрый.

Воспитатель: Наше время пребывания в лаборатории закончилось и нам пора возвращаться в свою группу. Наведите порядок на своих столах. И скажем спасибо профессору за его приглашение.

 Рефлексия:

Воспитатель: Вам понравилось в лаборатории Почемучкина?

Дети: да.

Воспитатель: Что вы сегодня делали в лаборатории???

Дети: изучали свойства песка.

Воспитатель:  Давайте коротко расскажем о свойствах песка.

Обобщение: песок – это природный материал, относится к неживой природе, состоит из песчинок, мелких камешков, сухой песок сыпучий, рыхлый, без запаха, влажный лепится, имеет запах, сухой песок имеет общее с водой качество «текучесть», песок не растворяется в воде, песок пропускает воду.

Воспитатель: Ребята, я хочу вам предложить продолжить исследование песка на прогулке, а также попробовать создать скульптуры из песка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Экспериментирование «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков» в первой младшей группе

Конспект предназначен для проведения эксперементальной деятельности во время прогулки в летний период...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Знакомство со свойствами песка»

ЦЕЛЬ: развитие познавательной активности у детей через экспериментирование....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Знакомство со свойствами песка»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности«Знакомство со свойствами песка»...

Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет "Собаки-спасатели"

Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет Собаки-спасатели...

Конспект познавательно - исследовательской образовательной деятельности "Умные капельки".

Исследовательская активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет всё знать, исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное....