«Север – царство льда и снега»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Алексеева Анжелика Ивановна

Такая разная вода

Круговорот воды в природе

Север царство льда и снега

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспекты занятий

«Север – царство льда и снега»

Задачи.

Образовательные:

  1. Формировать представление детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры.
  2. Учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе.

Развивающие:

  1. Развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды и почвы.
  2. Закрепить представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата.
  3. Развивать умственную операцию сравнения и доказательную речь.

Воспитательные:

  1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, интерес к природе.

Материал. Картина-модель «Север», модели приспособления животных к зимним условиям (на каждого ребенка и демонстрационные), модель термометра, модель «береза», карточки с заданиями к игре «Кто лишний?» для детей старшей подгруппы, силуэты зверей северных и жарких стран, фланелеграф, глобус, картина «Северное сияние», картина «На севере», модели «пищевые цепочки».

Ход занятия

Появляется кукла, изображающая Герду из сказки Г. X. Андерсена «Снежная королева». Она просит детей рассказать ей о Северной стране, где ей предстоит искать Кая.

Воспитатель. Ребята, поможем Герде? Расскажем ей о Северной стране? Садитесь на стульчики, и ты, Герда, присоединяйся к нам.

Давайте сначала покажем Герде на глобусе, где расположена Северная страна, и скажем, как она называется (Арктика).

Куколка. Все, я поняла, куда мне надо бежать. Скорее, в путь на поиски Кая!

Воспитатель. Подожди, подожди, не спеши! Ты даже представить не можешь, что тебя ждет, что ты увидишь на своем пути, какие тебе могут встретиться враги, а кто может помочь! Очень долгий и трудный путь тебе предстоит одолеть.

Арктика — от этого слова как бы веет суровым холодом. Почему же Снежная королева именно там построила свой дворец? Почему там всегда холодно?

(Дети рассматривают модель «Солнце на севере».)

Воспитатель. Солнце здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности Земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Зима здесь долгая и суровая — мороз до — 50°С.

(Дети рассматривают модель термометра.)

Воспитатель. Что происходит с водой при такой температуре воздуха? Какие бывают осадки? Выберите термометр, который показывает температуру воздуха зимой.

(У детей по две модели термометров с зимними и летними температурами).

Воспитатель. Зимой в тундре и Арктике полярная ночь. Несколько месяцев солнце совсем не показывается — темнота.

(Дети показывают модель «ночь» и все модели, последующие по ходу рассказа. Демонстрационные модели закрепляются на фланелеграфе.)

Воспитатель. Земля замерзла, только белый-белый снег на ней и от него исходит свет, звезды в небе, если не метет пурга или не разгуляется вьюга. (Модели «мороз», «ветер».)

Герда, ты не пугайся, если увидишь в небе необъяснимое явление удивительной красоты. Что это, ребята?

(Ответы детей: северное сияние.)

Воспитатель. Словно разноцветный переливающийся занавес колышется в темном небе. Для всего живого условия здесь очень суровые. (Картина «Север» с моделями.)

Герда. Что же, там совсем нет жизни, только снег?

Воспитатель. Давайте, ребята, расскажем Герде, как растения приспособились жить на Севере. (Снег укрыл зимой от мороза все растения, как одеялом. Вспоминаем опыты с водой — под снегом, в сугробе вода не замерзает.) Какие растения тундры вы, ребята, знаете? (Карликовая береза, полярная ива, морошка, голубика, брусника, клюква, различные мхи, осенью грибы такие же, как у нас.)

Куколка. Почему деревья такие маленькие?

(Ответы детей: растения тундры низкорослы, многие стелются по земле. Так они приспособились к жизни в тундре, потому что у поверхности земли теплее, ветер слабее; если бы деревья были бы такие же высокие, как у нас, снег не смог бы защитить их от мороза.)

Воспитатель. Как вы думаете, что случится с северной карликовой березкой, если ее привезти к нам и посадить на участке нашего детского сада?

(Она все равно не вырастет. Дети объясняют свой ответ.)

Герда. А животных мы встретим в тундре?

(Ответы детей.)

Воспитатель. Посмотрите, на снегу видны следы.

(Воспитатель выставляет на картину изображения зайца, песца, полярной совы, белой куропатки, северного оленя.)

Герда. Ой, какой рогатый! Я его боюсь!

Воспитатель. Не бойся, Герда, тебе не надо опасаться оленя — он твой друг.

Физкультминутка.

 (Дети читают стихотворение и выполняют движения.)

У оленя дом большой,

Он глядит в свое окошко.

Зайка по лесу бежит,

В дверь к нему стучит:

«Стук-стук! Дверь открой!

Там, в лесу, охотник злой!»

«За-за-забегай, лапу мне давай!»

Воспитатель. Видишь, Герда, зайчик-трусишка не боится оленя. Почему, ребята?

(Ответы детей).

Воспитатель. Да, олень травоядный. Каких еще травоядных животных тундры вы знаете? (Модели «пищевые цепочки».)

А теперь, Герда, будь внимательна! Мы расскажем тебе, кого нужно опасаться в пути. (Рассказ о белом медведе с использованием моделей.)

Воспитатель. У белого медведя длинная шерсть, широкие лапы. Питается медведь рыбой и тюленями. Самцы белых медведей круглый год бродят среди льдов. А самки, будущие матери, на зиму залегают в снежные берлоги. Здесь в разгар зимы рождаются крошечные медвежата длиной до 30 см и весом 700—800 г. В берлоге морозы и ветры им не страшны. Мать кормит своих детенышей молоком, согревает. Когда они подрастут и вместе с мамой выйдут из берлоги, медведица научит их ловить рыбу, а потом и тюленей. Белых медведей осталось немного, они занесены в Красную книгу, так что ты^ с ними, будем надеяться, на своем пути не встретишься, но смотри внимательно, на белом снегу ты можешь его и не заметить, а следы у него вот такие!

Куколка. А бурый мишка нам не попадется?

(Ответы детей с объяснениями.)

Воспитатель. Вот такая суровая, но интересная и своеобразная природа Крайнего Севера.

(Показ картины уже без моделей.)

Воспитатель. На чем, ребята, Герда сможет ехать по тундре?

(Ответы детей.)

Воспитатель. А чтобы тебе было легче в пути, мы дарим тебе вот эти картинки-помощники, и пусть освещает тебе путь северное сияние.

Такая разная вода

Задачи.

Образовательные задачи:

  1. продолжать формировать представление детей о различных природных явлениях (дождь, роса, снег, иней и т.д.) и показать разнообразие состояний воды;
  2. учить делать выводы на основе опытно- экспериментальной деятельности;
  3. продолжать приобщать к миру художественного искусства;
  4. упражнять детей в подборе эпитетов, сравнений, продолжать учить строить развернутые высказывания;
  5. создавать положительный психоэмоциональный настрой ребенка.

Развивающие:

  1. развивать поисково-познавательную деятельность детей, экологическую культуру, наблюдательность, внимание, чувство формы и композиции, чувство цвета, зрительную память, воображение, мелкую моторику.

Воспитательные:

  1. воспитывать бережнее отношение к воде как основному природному ресурсу, эмоциональное и осознанное отношение к искусству, умение услышать, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, переданные в картинах художников.

Здоровьесберегающие:

  1. закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании.

Материалы: стаканы, вода, лед, репродукции пейзажей в разное время года- Ю. Клевер, «Закат в еловом лесу»; С. Жуковский, «Зимняя дорога».

Предварительная работа: опытническая деятельность в группе; наблюдения за природными явлениями: туман, иней; беседы на темы: «Где начинается река», «Что такое снег»; отгадывание загадок, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о воде, инее, дожде, снеге: «Град», Е. Серовой, «Дождь» А. Барто, «Мороз» Н. Некрасова, «Облака» Я. Акима; просмотр мультфильма «Ёжик в тумане»; подвижные игры: «Ручеек», «Мы - капельки».

Ход занятия

Воспитатель. ребята, сегодня мы с вами, как настоящие ученые, будем проводить опыт. Но сначала отгадайте загадку.

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая?

Дети. Вода.

Воспитатель. Правильно, вода. А что вы представляете при слове «вода»?

(Ответы детей)

Воспитатель. сегодня мы с вами поговорим о воде. Проведем опыты и узнаем много интересного о самой обыкновенной воде, которая так необходима нам каждый день. Так для чего же человеку нужна вода? (Ответы детей). Значит, что такое вода?

Дети. Это жидкость.

Воспитатель. Вот и первый вывод: вода- это жидкость. Это обычное, привычное нам состояние вожжа. А вы знаете, что вода бывает очень разной. Она, как волшебница, умеет превращаться. Давайте подойдем в столу и посмотрим, что лежит в блюдцах.

На столе в блюдцах лежат разные по размеру кусочки льда. Воспитатель предлагает потрогать кусочки люда руками, чтобы ощутить влажность и прохладу льда, обращает внимание детей на то, что размеры кусочков разные, и предлагает запомнить это, чтобы заметить, что произойдет с кусочками люда через некоторое время. Для продолжения эксперимента воспитатель предлагает поместить кусочки льда в импровизированную лабораторию- на поднос.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, а можно ли воду нарисовать? (Ответы детей. Предлагаю вам рассмотреть картину. Скажите название картин и художников. (Ответы детей.

Беседа по вопросам

- Какое время года изображено на этих картинах?

- Как вы это поняли?

- Есть ли на этих картинах изображение воды?

- Одинаково ли на них изображена вода?

- Какие краски используют художники для изображения воды?

- Как мы называем такие цвета? (Холодные). 

Воспитатель. Действительно, вода несет нам прохладу в жаркую погоду, утоляет жажду в зной. А теперь проведем еще один очень сложный опыт. Для этого нам нужно подойти всем к столу. (Дети подходят к столу, на котором стоит чайник с теплой водой). Для чего необходим чайник? (Ответы детей). Я включаю чайник. Что происходит с водой?

Дети. Вода закипает.

Воспитатель. Что выходит из носика чайника?

Дети. Пар.

Воспитатель. Посмотрите внимательно: у меня в руках обычное стекло. Я подношу его к носику чайника, немого держу. Обратите внимание, что появилось на стекле?

Дети. Капельки воды.

Воспитатель. Значит, мы с вами можем сделать вывод?

Дети. Пар- это тоже вода.

Воспитатель. Правильно, вода имеет еще одно состояние- виде пара, или парообразное. Теперь вернемся к нашим кусочкам люда. (Дети подходят к столу с подносом, гда оставляли блюдца с кусочками льда). Что произошло?

Дети. Лед растаял.

Воспитатель. Какой мы можем из этого сделать вывод?

Дети. Лед- это тоже вода.

Воспитатель. А какие кусочки люда растаяли быстрее?

Дети. Маленькие кусочки люда растаяли быстрее больших.

Воспитатель. Ребята, мы с вами сегодня были настоящими учеными и провели сложнейшие эксперименты с водой. Какие опыты вам особенно запомнились? (Ответы детей). А можно ли называть воду волшебницей? Почему? (Ответы детей). А сейчас я расскажу вас стихотворение о воде.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Вы ее в пруду найдете

И в сыром лесном болоте.

В луже, море, океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Пером чайника шипит,

Растворяет сахар в чае,

Мы ее не замечаем.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Н. Рыжова

« Круговорот воды в природе»

Задачи.

Образовательные:

  1. формировать представление детей о значении вода в нашей жизни;
  2. показать где, в каком виде существует вода;
  3. дать элементарные знания о круговороте воды в природе;
  4. познакомить детей с явлением «кислого» дождя.

Развивающие:

  1. развивать навыки коммуникативного поведения.

Воспитательные:

  1. воспитывать любознательность, познавательную активность, стремление узнать больше о природных явлениях.

Материалы. Глобус, картины с изображением реки, озера, моря, пустыни; схема круговорота воды в природе, предметные картинки с сюжетами использования воды, рассказ «Что такое кислый дождь».

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на картины, где изображены моря, реки, озера. Просит объяснить, что изображено на картинах. Дети объясняют, воспитатель говорит, что все, изображенное на картинах,- это вода, дополняет рассказы детей.

Читает стихотворение Н. Рыжовой:

Вы слыхали о воде?

Говорят, он везде!

В лужах, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Дети работают с картинками. Беседа о том, кому нужна вода.

Вопросы:

  1. Что вы знаете про воду?
  2. Какая она?
  3. Кому она нужна?
  4. Зачем вода растениям?
  5. Как они ее получают?
  6. Нужна или вода животным?
  7. Нужна ли вода человеку?
  8. Что он с ней делает?

(Дети рассматривают свои картинки и рассказывают, как человек использует воду.)

Воспитатель просит детей подумать: откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. Подчеркивает, что в кране - вода из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. К воде надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.

Воспитатель. А как же рождается речка? Хотите узнать? (Приглашает детей подойти, кладет перед ними широкую и длинную полоску голубой ткани.) На земле много разных рек - большие и маленькие, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую речку?

Вот эта широкая и длинная полоска ткани - главная река, а узкие голубые ленты - ручейки. Расположите их так, чтобы ручейки впадали в большую реку. А как попадает вода в речку?

Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе и рассказывает, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу, объясняет, как это происходит.

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель говорит, что она- мама Тучка, а ребята- ее детки Капельки, и им пора оправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Туча подсказывает, что им делать.

Полетели Капельки на землю... Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

После игры воспитатель читает детям рассказ «Что такое кислый дождь?».

Показывает на глобусе Балтийское море, Швецию. Задает вопросы: Что такое кислый дождь? Из чего он получается? Кому он вредит? Откуда берется дым в воздухе? Что надо делать, чтобы кислых дождей не было?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Север - царство льда и снега"

Данная презентация содержит материал для подготовительной группы (образовательная область - Познание). Климат, животный мир, растительный мир Арктики и их особенности....

Организованная образовательная деятельность "Север- царство льда и снега"

Цель: формировать представления детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры.Задачи:- закреплять представления детей о климатических условиях Крайнего Севера;- закрепить представления о при...

Проект «Север – царство льда и снега»

laquo;Север – царство льда и снега»...

Совместное дело для досуга «Пигвин - Оригами» с детьми подготовительного возраста. Тематическая неделя: «Север – царство льда и снега»

В рамках тематической недели «Север – царство льда и снега», дети познакомились с особенностью жизни на севере. Узнали, как красива природа в этих краях. Познакомились с таким природ...

"Север - царство льда и снега".

Презентация знакомит детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет) с природными зонами Арктики и тундры. В презентации представлены иллюстрации, информационный материал, который  помогает форми...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Север - царство льда и снега» для подготовительной к школе группы

Цель: Расширять представления детей об условиях жизни на  Севере.Задачи: продолжать знакомить и углублять знания детей о России, а именно о Севере; подвести знания детей к тому, чт...