Непосредственно организованная образовательная деятельность "Дерево и его свойство"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Фёдорова Наталья Николаевна

Цель:  формирование умений получать сведения о свойствах дерева в процессе его практического исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nood_derevo_i_ego_svoystva.docx36.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Степановская  средняя общеобразовательная школа имени Н. К. Иванова

Галичского муниципального района Костромской области

структурное подразделение детский сад

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию на тему  «Дерево и его свойство»

с детьми старшего дошкольного возраста

группы общеразвивающей направленности

                                                                                 Автор-разработчик:

Фёдорова Наталья Николаевна

воспитатель

стаж работы: 8 лет

                                                                     

     

Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: «Дерево и его свойство»

Цель:  формирование умений получать сведения о свойствах дерева в процессе его практического исследования.

Образовательные задачи:

 Обучающие:

  • формировать знания о свойствах дерева;
  • активизировать умение обследовать дерево посредством различных анализаторов;
  • закрепить с детьми правила безопасного поведения с огнем.

Развивающие:

  • развивать умение определять существенные признаки и свойства материала;
  • развивать мышление, внимание;
  • обогащать словарный запас детей, связную речь.

Воспитательные:  

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость, любознательность;
  • формировать умения работать в парах;
  • воспитывать бережное отношение к предметам;
  • воспитывать бережное отношение к деревьям.

Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации непосредственно организованной образовательной деятельности:  познавательно-исследовательская деятельность.

Форма организации детей: групповая, парная

Материал и оборудование: таблица и картинки с помощью  ,  которых будут обозначать то или иное свойство дерева, ёмкости с водой, поднос, металлический шарик, бумага, ткань, деревянный брусок, деревянная ложка,  металлическая ложка,  деревянная палочка, металлическая палочка, точилки, карандаши,  иллюстрации по теме «Огонь».

Методы и приемы:  наглядный: рассматривание иллюстраций, предметов;  словесный: беседа, вопросы, пояснение, рассказывание; практический метод:  работа в парах, опыты, обследование предметов и материалов, дидактическая игра, моделирование,  приемы активизации самостоятельного мышления детей; игровой метод.

Планируемый результат: у детей будет сформированы  умения  получать сведения о свойствах дерева в процессе его практического исследования .

Части НООД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы поддержки

детской

инициативы

1 часть – вводная

Цель: плавное введение детей в образовательную деятельность

Создание образовательной ситуации.

  Воспитатель загадывает загадку

Ростом разные подружки,

 Но похожи  друг на дружку.

 Все они сидят друг в дружке,

 Но всего одна игрушка. (Матрешка)

Воспитатель демонстрирует матрёшку.

- Правильно, это матрешка!

- Ребята, из какого материала сделана матрёшка?

-  А если предмет из дерева, он какой?

- Ребята, посмотрите вокруг и назовите деревянные предметы.

- Молодцы! Вы очень внимательны и назвали правильно. Вот сколько нужных и полезных предметов можно сделать из дерева.

Дети отгадывают загадку

Отвечают на вопросы

Дети в окружающей обстановке находят предметы из дерева и называют их. 

Поощряет ответы детей

Мотивация детей

на предстоящую деятельность.

Мотивирует детей на предстоящую деятельность, используя вопрос:

Предлагаю вам быть сегодня  отправиться в «научную лабораторию»

Какой природный материал мы будем изучать?

Высказывает одобрение о том, что дети с радостью согласились отправиться в «научную лабораторию»

2 часть – основная

Цель: формирование умений получать сведения о свойствах дерева в процессе его практического исследования

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми.

 Воспитатель проговаривает цель предстоящей деятельности:

-Итак, ребята, нам нужно  выяснить, с помощью исследований, какими полезными  свойствами обладает дерево.

 Принимают цель предстоящей деятельности.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым.

Этап осуществления самостоятельной деятельности детей.

- Что для этого мы будем делать?

Мы будем проводить опыты с деревом.

 Опыт – это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы изучить его.

Воспитатель приглашает в лабораторию

- Приглашаю вас ребята в нашу «научную лабораторию». Сегодня мы будем работать по парам. Каждый опыт будем фиксировать с помощью картинок в таблицу, чтобы знать , какими свойствами обладает дерево.

Организует практическую деятельность

Опыт №1

- Итак, первое свойство, которое мы исследуем, требует от нас проведения серьезного эксперимента. На столе  емкости с водой и предметы на   подносе. Возьмите металлический предмет  и опустите его в воду. Что с ним стало и почему?

- он  утонул.

- А теперь возьмите бумагу и опустите ее в воду. Что с бумагой и почему?

- Она намокла и тоже утонула.

- А теперь возьмите ткань и опустите ее в воду. Что с тканью и почему? 

-  Она намокла и тоже утонула.

- А сейчас возьмите деревянный брусок и опустите его в воду. Что стало с бруском и почему?

- Да, ребята, дерево в воде не тонет. Где человек использует это свойство?

(Люди строят из дерева лодки, корабли).

- Итак, первое свойство дерева мы выяснили.  Кто его может назвать?

Дерево легкое и не тонет.

- И это свойство дерева мы  зафиксируем в таблице.

Опыт №2

- У вас на столах деревянные и металлические ложки. Приложите

деревянную ложку к одной щеке, а металлическую - к другой. Что вы

почувствовали, где холоднее?

- Какой вывод сделаем?

Дерево удерживает тепло и не пропускает холод, поэтому из него строят теплые деревянные дома.

Проводит дидактическую игру.

Давайте разберёмся, как называются дома, в зависимости от того, из какого материала они построены.

Дидактическая игра «Скажи какой?»

- Если построен из кирпича? Кирпичный. 

- Если дом построен из блоков? Блочный

- Если дом построен из камня? Каменный

- Если дом построен из бетона? Бетонный

- Если дом построен из снега? Снежный

- Если дом построен из дерева? Деревянный

- Если дом построен из брёвен? Бревенчатый

- Если дом сделан из бумаги? Бумажный

- Если дом сделан из картона? Картонный

- Если дом сделан из пряников? Пряничный

- Если дом сделан изо льда? Ледяной

- Если дом сделан из соломы? Соломенный

- Если дом сделан из песка? Песочный

- Если дом сделан из глины? Глиняный

Организует практическую деятельность

Опыт № 3

-Ребята, у вас на столе лежат две палочки: металлическая и деревянная. Возьмите в руки металлическую палочку и попробуйте ее  сломать. (Не ломается)

- Значит, она какая? (Прочная).

- Потрогайте дерево. Оно мягкое или твердое? (Дерево на ощупь твердое.)

-Попробуйте сломать деревянную палочку . Что можно сказать? (хрупкая, значит, дерево можно сломать.)

Вывод? Деревья и деревянные предметы могут сломаться, обращаться с ними нужно аккуратно, не ломать.

Опыт  №4

- На столе у вас лежат точилка и карандаш.  Из чего у нас сделаны точилки?( Из металла)

 - Возьмем точилку и попробуем поточить деревянный карандаш.

- Как вы думаете, если вам легко удалось поточить карандаш, какой можно сделать из этого вывод?  

- Дерево мягче металла, оно легко поддаётся обработке.

Вот почему люди придумали и сделали так много различных деревянных предметов. Из дерева можно вытачивать, выпиливать, вырезать различные предметы.

- Мы с вами выяснили четвертое свойство дерева, и давайте зафиксируем его в таблице.

Опыт  №5

- Посмотрите, когда вы  подточили  карандаши. Что появилось при точении? (стружка).

- А когда пилят дерево, что появляется? (опилки).

- У вас на столах контейнеры. Откройте их, что там? (опилки).

- Давайте понюхаем. Пахнут?

-Да!

- Делаем вывод – дерево имеет запах.  

Воспитатель предлагает отдохнуть

Физкультминутка.

Во дворе стоит сосна

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она

 (поднимаемся на носочки).

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней, (руки вверх)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.

(Наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт

(руками махи над головой).

Будем вместе приседать —

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)

Мы размялись от души,

И на место поспешим. (Дети идут на места.)

Проходите, садитесь за столы.

Опыт № 6.

Воспитатель показывает иллюстрации по теме огонь и проводит беседу.

Шестой эксперимент мы не сможем провести, так как он очень опасный.  Этот эксперимент я  покажу по картинке. Если поджечь дерево, то  оно начинает гореть. Огонь бывает большой и маленький, опасный и полезный.  Посмотрите на иллюстрации и расскажите, может ли огонь быть другом человеку?

-А как он помогает? ( Огонь нужен, чтобы греться, готовить пищу, жечь мусор, чтобы было светло)

- Что заметили люди, когда горит дерево, древесина? (становится светло и тепло, можно разжечь костер в лесу, на костре можно приготовить пищу).

-   А как вы думаете, когда огонь становится врагом человеку? Может он быть опасным?

- А когда? От чего может произойти пожар?

(Когда люди неосторожно обращаются с огнем или когда дети берут в руки спички.

- нельзя детям брать спички, поджигать траву, бумагу,  оставлять мусор в лесу. Может произойти пожар.  Брать спички и разводить огонь могут только взрослые)

- Какие беды приносят пожары?

( могут погибнуть люди, животные в лесу, погибнет лес, насекомые)

Мы с вами выяснили шестое свойство - дерево горит, дает тепло и свет.

Организует практическую деятельность

Опыт №7

-Давайте достанем деревянный брусок из воды.

- Посмотрите, что с ним произошло.

(Оно потемнело и разбухло).

Почему это произошло? Дерево долго лежало в воде и впитало воду.

Вывод: дерево поглощает влагу и от этого портится.

Поэтому деревянными предметами лучше пользоваться в помещениях, чем на улице.

- Как помочь деревянным предметам не испортиться? Их красят.

-Вот почему скамейки, песочница, горка на нашем участке и игрушки окрашены.

Дети высказывают свои  мнения.

Дети поддерживают беседу, высказывают предположения.

Дети садятся за столы.

Дети проводят опыты с раздаточным материалом, отвечают на вопросы и  делают выводы.

Фиксируются свойство  дерева в таблице.

Дети проводят опыты с раздаточным материалом, отвечают на вопросы и  делают выводы.

Фиксируются свойство  дерева в таблице.

Дети отвечают на вопросы

Дети проводят опыты с раздаточным материалом, отвечают на вопросы и  делают выводы.

Фиксируются свойство  дерева в таблице.

Дети точат карандаш.

Дети делают вывод.

Фиксируются свойства дерева в таблице.

Дети отвечают на вопросы

Открывают контейнер с опилками и проводят опыт.

Фиксируются свойство дерева в таблице.

Дети выполняют движения.

Дети слушают, рассматривают иллюстрации,

участвуют в беседе, формулируют ответы на вопросы.

Дети делают выводы.

Фиксируются свойство дерева в таблице.

Дети достают деревянный брусок из воды, рассматривают, отвечают на вопросы и  делают выводы.

Фиксируются свойство дерева в таблице.

Воспринимают информацию.

Поощряет

высказывания детей, уточняет их.

Отмечает слаженную работу детей в парах.

Поощряет детей за правильно выполненную работу.

Поощряет детей за правильно выполненную работу.

Поощряет детей,

за правильно сделанный вывод и уточняет его.

Поощряет детей за правильно выполненную работу.

Хвалит детей  за правильные ответы.

Поощряет

высказывания детей, уточняет их.

3 часть – заключительная

Цель: подведение итогов деятельности.

Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей.

Воспитатель предлагает вспомнить детям, что надо было узнать во время  занятия. Задает вопросы:

- Наша исследовательская  деятельность в «научной лаборатории» подошла к концу.

 -Ребята, что мы делали сегодня?

- Какой природный материал мы изучали?

- Какой опыт вам запомнился больше всего?

- Кто хочет по таблице,  рассказать нам какими полезными свойствами обладает дерево?

Хвалит детей за хорошо выполненное дело.

Дети формулируют ответы на вопросы.

Дети рассказывают по таблице о свойствах дерева.

Поощряет  за достигнутые  результата.

Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность.

- А зачем нужно знать свойства дерева? (Люди узнают свойства для того, чтобы знать, чем и как обрабатывать и что можно сделать из этого материала).

Воспитатель демонстрирует выставку деревянных предметов.

- Людям необходимо знать свойства дерева, чтобы сделать вот такие красивые предметы

 - А чтобы эти предметы служили долго, к ним нужно относиться бережно!

Дети формулируют ответы на вопросы.

Дети  подходят к столу, на котором организована выставка деревянных предметов – игрушки, посуда, предметы быта, рассматривают их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности детей подготовительной к школе группе по теме: «Деревья у озера» Образовательная область: художественное творчество (рисование)

Цели и задачи:Образовательные: Познакомить с новой техникой рисования двойных (зеркально-симметричных) изображений- монотипией.Познакомить с творчеством И.И.Левитана, учить выделять выразит...

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебные деревья» в рамках педагогического проекта «Деревья наших лесов»

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности направленное на воспитание в детях любви к живой природе....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе "Свойства железа и дерева"

Цель:создание условий для развития поисково-исследовательской деятельности посредством ознакомления со свойствами железа и дерева...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительного к школе возраста «Свойства сахара».

Данный конспект поможет воспитателю в игровой форме и с помощью экспериментирования познакомить детей со свойством сахара....

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Удивительные свойства воды»

К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасн...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Удивительные свойства воздуха».

Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитиеинтереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Задачи:1. Развивать исследовательские способности детей через о...