Конспект образовательной деятельности для детей старшего возраста «Юные синоптики»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Герасимова Ольга Алексеевна

С этим замечательным авторским занятием я участвовала в муниципальном конкурсе "Работаем по Стандарту" и потом доработав его участвовала в муниципальном этапе краевого конкурса "Лучшие работники дошкольных учреждений" в 2022 году

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_yunye_sinoptiki.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности для детей старшего возраста «Юные синоптики»

Автор: воспитатель Ольга Герасимова

Возраст воспитанников старший дошкольный возраст (седьмой год жизни).

Вид деятельности: познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.

Образовательная область: познавательное развитие.

Место проведения ОД: метеостанция на участке детского сада.

Цель: создание условий для детской исследовательской деятельности с помощью использования приборов на метеостанции в ДОУ, самостоятельное выявление характерных сезонных признаков природы и описание погоды с помощью схематичных изображений (условных обозначений).

Задачи:

• Расширять и уточнять представления у детей о погоде, о значении прогноза погоды в жизни человека;

• Учить устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями и состоянием погоды;

• Формировать умения проводить наблюдение за погодой на метеорологической станции, использовать приборы необходимые для наблюдений (осадкомер, флюгер, ветряной рукав, термометр);

• Развивать умение участвовать в беседе, способность анализировать, сравнивать и делать выводы;

• Развивать любознательность, внимание, память, логическое мышление, мелкую и общую моторику;

• Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества, желание помогать взрослым;

Предварительная работа: метеостанция на территории ДОУ, беседы из цикла «Детям о погоде», «Профессии взрослых, занимающихся исследованием погоды», «Метеоприборы», «Погодные знаки», рассматривание иллюстраций о природных явлениях, беседа о назначении и безопасном использовании оборудования на метеостанции. Проводили инструктаж по использованию оборудования.

Материалы: метеостанция на территории ДОУ, приборы: термометр, флюгер, осадкомер, ветряной рукав, подготовленные детьми картинки «погодные знаки».

Воспитатель с детьми на утренней прогулке наблюдают вокруг, педагог обращает внимание детей на осенние изменения в природе.

- Ребята, сегодня такой хороший день для прогулки!

- А по вашему мнению, какой сегодня день? Опишите его словами? (Варианты ответов детей).

- Здорово! Как замечательно вы всё описали.

(в руках воспитателя мобильный телефон и раздаётся звук входящего голосового сообщения WhatsApp)

- Ребята, наш воспитатель Валерия Владимировна отправила нам голосовое сообщение и подписала (для ребят).

- Там, наверное, что – то интересное! Хочу узнать ваше мнение? (Варианты ответов детей).

- Отличная идея! Всем вместе прослушать сообщение. (Вместе прослушивают сообщение).

- Доброе утро, Ольга Алексеевна и мои дорогие ребята! Дело в том, что осенью, погода часто меняется, вот порой и не знаешь брать с собой на работу зонт ил и нет и как одеваться по погоде. Я вас прошу сообщить мне какая сегодня погода?

- Как вы думаете, вы сможете помочь Валерии Владимировне и описать состояние погоды сегодня? (Варианты ответов детей).

-Ребята, что вы знаете о погоде? (Варианты ответов детей).

- Правильно, погода – это характеристика природных явлений.

- Какие явления природы вам знакомы? (Перечисляют все знакомые явления).

- Вот, это да! Вы такие наблюдательные!

- Всё верно! Такие явления как: облачность, температура воздуха, туман, гроза, молния, дождь, снег, ветер, в природе происходят без участия человека и называются явлениями неживой природы.

- Ребята, скажите, так что такое прогноз погоды? (Дети высказывают свои предположения).

- Отлично, вы молодцы!

(если дети затрудняются отвечать, педагог рассказывает сам).

- Прогноз погоды – это научное предположение о будущем состоянии погоды в определённом пункте или регионе на определённый период.

- А скажите, откуда мы можем узнать о прогнозе погоды? (версии детей).

- Конечно, прогноз погоды мы можем узнать по телевизору, по радио, в интернете. Без информации о состоянии погоды люди не смогли бы планировать свою жизнь.

- Профессия учёных кто занимается изучением погоды и составлением прогнозов погоды, называется - синоптики. Они проводят наблюдения за состоянием неба и почвы. Измеряют температуру воздуха, силу, скорость, направление ветра, определяют давление воздуха, следят за солнечной активностью с помощью специальных метеоприборов и делают записи. Полученные данные о погоде передают в средства массовой информации. Их задача, предупредить всех людей о приближающихся неблагоприятных погодных явлениях.

- Для того, чтобы нам составить прогноз погоды на сегодня для Валерии Владимировны, нам нужно стать ненадолго юными синоптиками.

- Как вам такая идея? (Ответы детей).

- Где мы будем с вами изучать погоду? (Ответы детей).

- Супер! Конечно, на нашей с вами метеостанции!

- Тогда вперёд на метеостанцию, нас ждёт много интересного!

(Дети вместе с воспитателем идут на метеостанцию на территории ДОУ).

- Ребята, вы уже знакомы с приборами на метеостанции, поэтому я предлагаю поиграть в игру: «Назови метеоприбор»

- Я буду называть для чего он предназначен, а вы будете называть его…

(Если кто-то затрудняется, то можно подойти и показать прибор).

- Итак, начнем!

1. Он помогает наблюдать за температурой воздуха называется? (Термометр).

2. Наблюдать за скоростью ветра и его направлением помогают? (Ветряной рукав и флюгер).

3. Количество осадков можно измерить с помощью? (Осадкомера).

- Все эти приборы есть на нашей метеостанции. Теперь ребята решите в какой очерёдности мы будем проводить исследование и как будем составлять прогноз погоды?

(Ребята самостоятельно определяют план наблюдений за погодой и последовательность действий отмечают цифрами магнитиками).

- Но прежде, чем приступить, предлагаю немного размяться! Думаю, разминка придаст нам сил!

Воспитатель проводит физкультминутку.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо (наклоны вправо-влево.)

Ветер тише, тише, тише, (наклоны делаем медленнее, спина прямая.)

Деревцо все выше, выше. (Встать на носки, потянуться.)

Раз, два — выше голова, (наклоны головы.)

Три, четыре - руки шире, (руки вперед и в стороны.)

Пять, шесть — тихо сесть, (присесть.)

Семь, восемь - тень отбросим. (два хлопка над головой - встать.)

Лист последний пожелтел,

Закружился - полетел…

(Волновые движения руками, стабилизация дыхания, выполняя движения, дети проговаривают слова.)

- Ну что, приступим? Начинайте работу. Если вам нужна моя помощь, то я помогу.

Ребята действуют по самостоятельно составленному плану.

1. Наблюдение за небом мы проводим зрительно и определяем какое небо: пасмурное, солнечная активность, облачность, наличие других признаков и явлений. Подбираем соответствующие карточки.

2. Определяем силу и скорость ветра по флюгеру и ветряному рукаву – подбираем соответствующую карточку.

3. Измеряем температуру воздуха с помощью термометра (холодно, тепло, жарко) – подбираем карточку.

4. Определяем количество осадков с помощью осадкомера и линейки (если дождь был) – подбираем карточку.

5. Выкладываем карточки на экране – определяем прогноз погоды.

После того как карточки выложены на общей доске, дети анализируют, могут в общем описать состояние погоды.

- Здорово, вы молодцы! Вот прогноз погоды на день готов! Теперь его можно сфотографировать и отправить Валерии Владимировне на телефон!

- С какой профессией мы с вами познакомились, когда составляли прогноз погоды для Валерии Владимировны. (Ответы детей).

- А что было самое интересное? (Ответы детей).

- Как вы считаете, у нас всё получилось? (Ответы детей).

- Кто может рассказать? Кому нужен прогноз погоды и зачем? (Ответы детей).

- Какие вы испытывали трудности во время исследований? (Ответы детей).

- Молодцы, вы справились самостоятельно! Вы настоящие юные синоптики!

- Каждого из вас благодарю за любознательность, внимание, интересные идеи и активное участие!

- Я думаю, составленный прогноз погоды поможет Валерии Владимировне собраться по погоде на работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей «Художественное творчество», «Познание») Тема: «Подарок для близких и друзей»

На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги  и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую моторику....

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей "Художественное творчество", "Познание") Тема: "Блокнот для моих близких"

На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги  и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую мотори...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Тема: «Земная жизнь Пресвятой Богородицы». «Пресвятая Богородица – покровительница и защитница».

Разработала и провела открытое занятие «Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Пресвятая Богородица покровительница и защитница»,  в рамках проведения краевого конкурса на лучшую тематическую разрабо...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего возраста: «Герои сказок в гостях у ребят»

Цель: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками.Задачи:·         учить узнавать отдельные сказки по характ...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего возраста (познавательное - развитие) тема: «Юные экологи Кубани»

Закрепить и расширить представление детей о природе родного края, желание беречь и охранять её; развивать воображения, речь, память, внимание, умения делать выводы; воспитывать  бережно...