Петербурговедение в ДОУ
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Чувство патриотизма, любовь к Родине не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с самого раннего возраста. Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – родственниками, домом, городом, родными местами. Поэтому и необходимо начинать знакомить детей с их малой родиной – городом Санкт-Петербург -  начиная с дошкольного возраста. Именно в этот период закладываются интерес, уважение и любовь к своей стране, к своему городу, что позволяет развиваться ребенку в личном плане, осознавать себя жителем великого города.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peterburgovedenie-konspekt.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Петербурговедение  в ДОУ

           Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем, создана с опорой на лучшие традиции российского дошкольного образования, что нашло свое отражение в содержании основных направлений (областей) развития детей, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие, а также с учетом климатических, демографических условий, национально-культурных традиций. Воспитание в каждом ребёнке качеств патриота, гражданина становится первоочередной задачей детского сада в современных условиях модернизации образования и инновационной деятельности образовательной организации.

         Чувство патриотизма, любовь к Родине не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с самого раннего возраста. Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – родственниками, домом, городом, родными местами. Поэтому и необходимо начинать знакомить детей с их малой родиной – городом Санкт-Петербург -  начиная с дошкольного возраста. Именно в этот период закладываются интерес, уважение и любовь к своей стране, к своему городу, что позволяет развиваться ребенку в личном плане, осознавать себя жителем великого города.

         Знакомство с городом должно осуществляться систематически, последовательно, в разных образовательных областях. Сложный материал, особенно связанный с историей и архитектурой города, необходимо начинать с знакомства со своим домом, улицей, т.е. места где ребенок живет, постепенно расширяя круг знаний о городе. Для того, чтобы дети лучше усваивали материал, его необходимо подавать наглядно, доходчиво и эмоционально, проявляя при этом максимум творчества и изобретательности. При этом необходимо учитывать возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей.

         Начиная работу по воспитанию у дошкольников любви к своему городу, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделив то, что характерно, только для данного места, что есть только здесь.  Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать. При знакомстве детей с родным городом необходимо учитывать, что информация должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал, рассказать родителям или друзьям то, что он узнал. Ознакомление дошкольников с окружающим их городским контекстом входит в целостный образовательный процесс с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

       Целью занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей и культурой Санкт-Петербурга является:

  • Воспитание у детей интереса к истории и культуре родного города, формирование

гордости за свой город, любви к великим согражданам, уважения к труду создателей Санкт-Петербурга, интереса к окружающему миру.  

Задачи:

  • Познакомить детей с уникальными особенностями Санкт-Петербурга, наиболее известными достопримечательностями, учить детей описывать объекты, свои впечатления; приобщать детей к общественной и культурной жизни города.
  • Развивать творческую активность и познавательную деятельность через знакомство детей с произведениями литературы, архитектуры, изобразительного декоративно-прикладного искусства, посвященных Санкт-Петербургу.
  • Воспитывать культуру поведения на улице, в общественных местах, на экскурсиях и выставках; побуждать чувства ответственности и гордости за то, что они – петербуржцы.

        Формы работы по ознакомлению детей с Санкт-Петербургом разнообразны: чтение художественной литературы, беседы, викторины, прогулки, виртуальные экскурсии, наблюдения, творчество, сюжетно-ролевые игры, игры - импровизации, подвижные игры, разучивание стихов, песен и другие. Для успешного усвоения знаний о Санкт-Петербурге в группе детского сада организуется «Петербургская гостиная», где сосредоточен игровой, дидактический, краеведческий, искусствоведческий материал Петербургской тематики. Главное в «Петербургской гостиной» - уют, элементы своеобразного и необычного интерьера, создание атмосферы культурного – петербургского поведения.

        Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующих проявлению активной деятельной позиции. Чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного города, рассматривание книг, слушание историй, рисование и конструирование, рассказывание детям сюжетных истории о жизни города, об архитектурных сооружениях и событиях. Использование плоскостного моделирования архитектурных сооружений и их частей (например, крепости, площади). Включать детей в игры-экспериментирования и исследовательскую деятельность, позволяющую детям установить связи между созданием и использованием предмета для детской деятельности и его использованием в городской среде. Подводить к пониманию значения в городской среде разнообразных элементов: венков славы, символах города, способствовать развитию творческого воображения детей на содержании освоенного материала в ходе участия в играх-фантазиях, сочинения загадок, изобразительной деятельности. Организовывать участие детей в жизни родного города: традициях, праздниках, содействовать эмоциональной и практической вовлеченности детей в события городской жизни (принять участие в городской акции). Вовлекать детей в игры – путешествия, экскурсии и ознакомительные прогулки, которые позволяют ребенку увидеть достопримечательности, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения. При этом обеспечивается необходимая двигательная активность, которая способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

         К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный исследователь. Его интерес к процессу изучения любого материала, в том числе Петербурговедения, становится все более устойчивым. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. У детей наблюдается особая конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчеркивается, что только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного приобщения дошкольников к изучению материала возможно формирование эстетического восприятия. Все последующее знакомство с огромным наследием города будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. И мы, как педагоги, должны им в этом помочь.

Список литературы:

1.Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. М., 1999.

2.Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2004.

3.Алифанова Г.Т. «Первые шаги» (воспитания петербуржца-дошкольника) «Петербургская Новая школа», 2000. -174 с.

4.Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет.  Спб.,  2008.

5.Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика. Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М., 1999.

6.Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. с. 45 – 55.

7.Солнцева О.В. Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом. Учебно-методическое пособие. СПб., 2010        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация итогового занятия по теме «Петербурговедение» в подготовительной группе

Интеграция образовательных  областей:«Музыка», «Коммуникация»,«Социализация»....

Развивающая игра по Петербурговедению "Что не правильно?"

Петербурговедение.Картинки архитектурных памятников (Адмиралтейство, Петропавловская крепость, Стрелка Васильевского острова, Дворцовая площадь) Санкт-Петербурга с "ошибками".Для первоначального ознак...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по петербурговедению

"Знакомство с памятником Александру Невскому" к конспекту прилагается презентация, позволяющая детально рассмотреть памятник....

Петербурговедение

Программа дополнительного образования«ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ»В школьную программу введен курс изучения истории и культуры Санкт-Петербурга.Однако знакомство с городом возможно начать и ра...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми по Петербурговедению "Петербуржцы - сказковеды".

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Петербуржцы-сказковеды". По сказкам А. П. Пушкина....

Петербурговедение. Содержание и технологии занятий по Петербурговедению в системе этического воспитания.

Сейчас, во времена технического прогресса, родителям увлеченных своей любимой работой,не хватает времени для развития нравственно патриотических чувств у своих детей. Поэтому решение этих задач лежит ...