Свойства воздуха
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Быкова Зиля Вилиновна

Занятие для детей среднего дошкольного возраста, для знакомства детей со свойствами воздуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_pro_vozduh.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Чебурашка» г. Янаул муниципального района

Янаульский район Республики Башкортостан

        

Конспект ООД

по познавательному развитию

на тему «Свойства воздуха»

в средней группе

                                                 

                                                  Провела: воспитатель

                                                                     МАДОУ ДС №10 «Чебурашка»

                                Быкова З.В.

г. Янаул, 2021г.

Конспект ООД по познавательному развитию на тему «Свойства воздуха»

Цель: Расширять знания о воздухе.

Интеграция образовательных областей: «художественно-эстетическое развитие». «социально-коммуникативное развитие»,  «речевое развитие»,

Обучающие задачи:

  • Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
  • подводить детей к умению строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха,  делать выводы на основе практического опыта.
  • Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
  • Познакомить детей с новой техникой рисования кляксографией.

Развивающие задачи:

  • Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
  • Активизировать речь детей через проблемные вопросы

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  • Воспитывать интерес к экспериментированию,
  • воспитывать аккуратность при работе с водой, краской

Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, исследовательно-экспериментальная технология, технология проблемной ситуации, нетрадиционная техника рисования кляксография. продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Гипотезы:

- воздух постоянно нас окружает;

- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

- воздух легче воды;

- воздух есть внутри людей;

- без воздуха невозможна жизнь.

Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с водой и горошинками, трубочки для коктейля; гуашь; кисточки; фонарик.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, скоро Новый год, и я решила украсить нашу группу . Сегодня утром я развесила вот такие красивые снежинки, прикрепила их к потолку, чтобы они создавали нам праздничное настроение. Только посмотрите на них, вы ничего не обычного не замечаете?

Дети: Они шевелятся, никого рядом нет, а они шевелятся.

Воспитатель: Как вы думаете, почему они шевелятся?

Дети: ветер, Дед Мороз на них дует и т.д.

Воспитатель:

Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда.

Он без запаха, без цвета.

 Угадайте, что же это? Воздух

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!

Воспитатель: А вы хотите увидеть воздух?

 Дети: Да.

Воспитатель:  А как вы думаете, что надо сделать, чтобы увидеть воздух?

(Ответы детей)

Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Как вы думаете можно ли поймать воздух? Попробуйте его поймать. Получается?

Дети: нет

Воспитатель: мы сегодня с вами станем немого волшебниками и попробуем его поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Для начала давайте сделаем пальчиковую гимнастику «Волшебники».

Если ножницы достану,

то волшебником я стану

сотворю я из бумаги

птиц, машину, домик, флаги

Воспитатель: молодцы, ребята. Приступаем.

Опыт №1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?

Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.

Воспитатель: какой вывод можно сделать?

Дети:  чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Мы поймали воздух и закрыли его в пакете, а потом выпустили его.

Воспитатель: Какого цвета воздух?

(ответы детей).

Сейчас я возьму фонарик. Волшебники, сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?

Дети: Свет фонарика проходит через пакет.

Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.

Опыт №2

Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим у вас на столах лежат воздушные шары, надуйте их. Что случилось с ними?

Дети: они стали большие, надутые.

Воспитатель: как вы думаете, что внутри шарика? И откуда он взялся?

Дети: внутри находится воздух, мы его выдохнули.

Воспитатель: Значит сейчас мы убедились. Что в человек есть воздух! Мы им дышим!

Физкультминутка:

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

Опыт №3

Воспитатель: как вы думаете. Ребята. Воздух легкий или тяжелый? Как мы можем это узнать (ответы детей). Попробуем ответить на этот вопрос, проведя следующий опыт.  На столе стоит таз с водой. Попробуйте утопить в нем свой воздушный шарик. Что с ним происходит? Что это значит?

Дети: шарик всплывает, значит воздух легче воды.

Опыт №4

Воспитатель: вы слышали фразу «выйти сухим из воды»? как вы думаете, возможно ли это?  А чтобы узнать правда ли это, я вам покажу следующий опыт. Я беру стакан, на дне которого я прикрепила салфетку. Посмотрите какая она сухая или влажная. (Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая).  Я переворачиваю стакан вверх дном, осторожно погружаю в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан. Посмотрите , намокла ли салфетка.

Дети: не намокла.

Воспитатель: как вы думаете, что помешало  воде намочить ее (воздух в стакане) и что произойдет с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет).

Опыт №5. «Раздуй каплю» (рисование воздухом).

Воспитатель: А как вы думаете, что еще может воздух? Можно ли нарисовать при помощи воздуха? А  хотите попробовать?

Воздух очень много может!

Он нам рисовать поможет!

В трубочки подуем-

Капельки раздуем!

На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Вам нравится? когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!

Дети: Здорово!

Воспитатель: Ребята, Вы отличные волшебники! В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии):

- что воздух прозрачный, бесцветный;

- что воздух постоянно нас окружает;

- что воздух невидим, но его можно найти разными способами;

- что воздух легче воды;

- что мы с вами дышим воздухом;

- что воздух есть внутри людей.

Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно и важно знать свойства воздуха? (ответы: воздух необходим всему живому)

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятие? Какое задание показалось вам сложным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Воздух. Свойства воздуха!

Исследовательская работа...

Методическая разработка «Воздух вокруг нас.Свойства воздуха» (в помощь воспитателям)

Важное значение для познавательного развития детей имеет воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.Необходимо расширять представления детей о значимости воздуха в жизни че...

Открытое занятие в средней группе «Воздух. Свойства воздуха»

Данный конспект расчитан для детей среднего дошкольного возраста...

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха.

Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха....

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха (продолжение)...

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха 3.

Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха 3....