Проект "Экологическая тропа"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Медянцева Елена Александровна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt.docx228.09 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА В ДЕТСКОМ САДУ»

Разработала: воспитатель

МАДОУ ЦРР д/с № 87 Медянцева Е.А.

2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Одно из важнейших условий формирования эколого-краеведческих представлений – это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить возможность детям общаться с живой природой и наблюдать за растениями, птицами и животными.

Растения, которые растут на участке детского сада представляют для детей богатейший познавательный материал, а для педагогов – возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

План реализации проекта

Тема: «Экологическая тропа в детском саду»

Цель: создание условий для развития познавательных, творческих способностей детей, мышления, воображения и трудовых навыков.

Задачи:

  • Формирование экологических знаний и представлений.
  • Развитие познавательного интереса.
  • Продолжение развития исследовательской и трудовой деятельности
  • Развитие эстетических чувств (умение видеть,  чувствовать красоту природы, восхищаться ею,  желать сохранить ее).
  • Воспитание продуктивного взаимодействия в коллективе.
  • Воспитание бережного отношения к растениям как к живым существам, причем очень хрупким.

Объект исследования:растительныймир на территории дошкольного учреждения.

Тип проекта: исследовательский, познавательно-творческий.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Срок реализации: 3 месяца.

Проблема: отношение детей дошкольного возраста  к окружающей природе.

Этапы проекта

Предварительная работа:

  •   Подбор методической, научно-популярной литературы, иллюстративного материала.
  •  Использование информационных источников – ресурсов Интернета.
  •  Сбор природного и бросового материала.

1-й этап.  Целеполагание (выявление проблемы).

     На первом этапе   происходит:

  • Подготовка к реализации проекта,
  • Формируется устойчивый интерес к тематике, заинтересованность  идеей детей.
  • Актуализация темы для родителей.

2-й этап. Разработка проекта.

На втором этапе происходит:

  • Формирование партнерской деятельности взрослого и детей, где дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность, определить причинно-следственные связи.
  • Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
  • Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.
  • Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа
  • Составление паспорта всех точек тропинки.
  • Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке (описание деревьев и кустарников).

  В ходе исследования выделено 8 объектов экологической тропы.

  1. Волшебная поляна гномов.
  2. Травяной коврик.
  3. Спортивная площадка.
  4. Цветочная поляна.
  5. Лукоморье.
  6. Игровая площадка.
  7. Клумба
  8. Аллея птичьих домиков.

3-ий этап. Выполнение проекта (организация совместной работы детей и педагога, самостоятельная деятельность, работа с родителями).

  1. Использование прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
  2. Использование наблюдения за живой природой для развития познавательных интересов каждого ребенка
  3. Ознакомление с разными объектами живой природы и ее взаимосвязью с окружающим миром.
  4. Обучение безопасному общению ребенка с природой.
  5. Изготовление поделок, рисунки, плакаты, рассказы и другие творческие работы детей в результате прогулок по экологической тропе.
  6. Учебные экскурсии, занятия,  исследования, отдых, соревнования.
  7. Уборка листьев, мусора, посадка деревьев, кустарников (мини-субботники).
  8. Сбор природного поделочного материала (шишки, желуди, листья).
  9. Проведение экологических, сюжетно-ролевых, словесных  игр.
  10. Утренники, викторины, КВНы.

4-й этап. Заключительный.

Итоги работы по проекту:

  1. Разработка паспорта экологической тропы детского сада.
  2. Создание карты-схемы экологической тропы.
  3. Создание гербария.
  4. Проведение экологической викторины «Я знаю свой край».
  5. Разработка правил поведения на экологической тропе.
  6. Анкетирование родителей.
  7. Советы и рекомендации.
  8. Изготовление запрещающих плакатов по правилам поведения в природе.
  9. Разработка и проведение цикла занятий: «Лес – наше богатство», «Осеннее путешествие», «Грибы в лесу», «Лес в разное время года», «Комнатные растения».
  10. Разработка цикла утренней гимнастики «Волшебные цветы».

Конспект открытого мероприятия по экологии

для детей старшего дошкольного возраста МАДОУ ЦРР д/с № 87

Тема: «Красная книга Калининградской области. Серый тюлень.»

Составила: воспитатель

Медянцева Елена Александровна

Цель:формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе. Укрепить убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.

Задачи:

Развивающие:

1. Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.

2. Развивать наблюдательность, мышление, память.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

2. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным, желание их охранять и оказывать им посильную помощь.

Образовательные:

1. Дать детям представление о Красной книге.

2. Познакомить с дикими животными Калининградской области, занесенными в Красную книгу.

3. Познакомить с серым тюленем – представителем Красной книги Калининградской области, его образом жизни.

Оборудование: игрушка белый медведь, видеофильм о тюлене, карточки для игры «Среда обитания», демонстрационные карточки с некоторыми представителями Красной книги Калининградской области, ватман, восковые мелки, принадлежности для рисования, красная книга Калининградской области.

Ход занятия

1.        Доброе утро, девочки, доброе утро, мальчики. Доброе утро, мои дорогие зайчики. Давайте друг другу улыбнёмся. Ребята, сегодня к нам в гости пришёл наш старый знакомый, белый мишка и в лапах у него какая-то книга. Ой, да это же Красная книга Калининградской области. Посмотрите, какая она большая и какое в ней огромное количество страниц. Вы что-нибудь о ней знаете? (ответы детей) Мишка посидит и нас послушает. Сам он читать не умеет, маленький ещё.

Беседа.

Есть такие животные, которых на Земле осталось очень мало. Их так и называют - редкие животные. Как вы думаете, почему их так называют? Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше.

И ученые решили издать специальную книгу - Красную книгу, в которую занесены все редкие животные, птицы, растения и насекомые. Почему именно Красную? Потому что красный цвет - это цвет надвигающейся опасности. Внимание! Подумай о природе!

В нашей области тоже создана такая книга. Посмотрите на неё, какая она большая и, к сожалению, количество страниц в этой книге с каждым годом увеличивается. В этой книгу уже попали такие животные, как болотная черепаха, кольчатая нерпа, рысь, широкоушка европейская, домовой сыч, красный коршун, камышовая жаба, морская минога и многие другие…

        Белый мишка принёс не только Красную книгу, но и фильм об одном из представителей этой печальной книги серым тюленем. В природе белый медведь с тюленем не дружат, но наш мишка очень добрый и дружелюбный. Перед просмотром мы немного разомнёмся.

Физминутка.

Дикие животные

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда

А где достать – не знал.

2.         А теперь  посмотрим видеофильм об этом чудесном и добром животном. Внимание на экран.

(Видео на 2-3 минуты) Понравился ли вам фильм? А что больше всего?

3.         А теперь  немного поиграем. У каждого живого организма своя среда обитания. Угадайте, правильно ли животные заняли свои места? Мы поиграем, а мишка посмотрит.

Игра «Среда обитания».

Молодцы, все справились. Мишке очень жарко в нашей и группе и пора уже на Северный полюс, давайте попрощаемся с ним.

4.         Скажите, о чём мы сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось? Самое главное, что вы должны запомнить, это то, что необходимо охранять природу и запомнить очень важные правила:

1. Ходить по тропинкам.

2. Не ломать ветки деревьев.
3. Не топтать цветы, травы.
4. Не кричать, не включать громко музыку.
5. Не лезть в птичьи гнезда.
6. Не ловить насекомых.
7. Не разрушать грибницы.
8. Не ловить мальков и лягушек.
9. Не рвать паутинки.
10. Не оставлять не затушенных костров.
11. Не разорять муравейники.

12. Не брать лесных зверушек домой.

Все ли правила я назвала, может быть есть ещё какие-то? Назовите их.

А теперь  эти правила зарисуем. Каждый из вас выбирает одно правило и рисует его. А вместе у нас получится макет плаката по охране природы. Сначала прикрепим наши рисунки магнитами, а на следующем занятии оформим плакат и приклеим наши работы.

Соблюдая эти правила, мы сможем назвать себя настоящими защитниками природы! Будем беречь и любить её! И тогда наша планета Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений.

Заключение

  1. Что узнали нового.
  2. Кому что понравилось.

Описание методик, применяемых при создании

проекта «Экологическая тропа в ДОУ»

Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных парков в зарубежных странах. В последние годы многие дошкольные учреждения создают свои экологические тропы. Настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослого населения и школьников, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут большую содержательную нагрузку. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.

Можно выделить три основных типа экологических тропинок:

  • на территории дошкольного учреждения;
  • в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.);
  • в здании детского сада.

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы — включение в неё как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребёнка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнёзда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков), небольшие водоёмы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т.п. Этапы создания и оформления тропинки

Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:

  • детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
  • составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребёнка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут.
  • выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки — сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости;
  • фотографирование объектов и описание всех точек по схеме;
  • изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;
  • составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Оформление тропы и оборудование для организации наблюдений

Для повышения интереса детей к занятиям на тропе (особенно младшего возраста) педагог совместно с ними выбирает «хозяина (или хозяйку) тропинки» — сказочного героя (Гномов). Этот персонаж помогает проводить занятия на тропинке. Периодически этот персонаж «оживает», посылает детям письма-задания, участвует в театрализованных праздниках. В ведра сказочных Гномов заранее кладутся задания для детей. За оказанную им помощь сказочные персонажи периодически оставляют на своей тропинке сюрпризы — конфеты, орехи на деревьях.

План тропы предполагает  использование топонимических знаков.  Прежде, чем заняться его оформлением, к выбору объектов, оформлению тропинки привлекаются дети. Выслушиваем их предложения, стараемся учесть хотя бы некоторые из них. При таком подходе они будут относиться к ней с большим интересом. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием. Информация на табличках краткая и выразительная. На тропинке  размещены различные природоохранные знаки, которые я составляла вместе с детьми на занятиях. В новом учебном году вместе с родителями собираемся сделать лёгкие переносные таблички видовых точек. Выходя с детьми на тропинку, можно брать таблички тех объектов, которые будут посещаться сегодня с детьми.

Паспорт экологической тропы

Для организации работы на экологической тропинке разрабатывается специальный «Паспорт экологической тропы». Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов.  На отдельных листах даётся описание точек,  прикрепляются фотографии  объектов. Так, при описании дуба («Лукоморье») закрепляются знания о дубе, о том, что его листва позже всех опадает,  даются его биологические, экологические характеристики, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, чтение произведений А.С.Пушкина); ведется наблюдение за птицами и насекомыми, обитающими в окружении дуба, проводятся беседы познавательного характера о растительном мире ближнего окружения. Такое краткое описание разработано для всех объектах экологической тропы.

Экологическая тропа на территории детского сада

Создавая экологическую тропинку на территории детского сада, я осознавала, что экологическая тропинка — это не клумба, которая должна быть полностью ухожена, украшена цветами. На самом деле многие из  объектов могут служить точками для интереснейших наблюдений. Создать экологическую тропинку можно на территории любого учреждения, причём без особых дополнительных затрат. Такой подход подразумевает, что в состав видовых точек экологической тропинки можно  включать те объекты, которые уже есть на территории. В дальнейшем, когда появится возможность, можно дополнить  нашу тропинку новыми точками.

Анализируя картосхему и видовой состав растений, животных, наличие интересных объектов, легко выявить наиболее привлекательные и познавательные объекты.

    В качестве объектов прежде всего я выбрала деревья, кустарники, травяную поляну аллею птичьих домиков. На их примере можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений. Они могут стать объектом для наблюдений по темам «Почва» (круговорот веществ), «Растения». Здесь находят прибежище многие насекомые, улитки

Чем больше разнообразие растений на тропе, тем больше и разнообразие животных (в основном беспозвоночных), так как животные связаны с определёнными растениями, условиями питания и проживания.

Перед тем как выделить места для посадки растений различных сообществ («Цветочная поляна». «Клумба»), необходимо было обследовать территорию двора, отметив затенённые и открытые участки, влажные и сухие. Это помогло определить, где какие растения высаживать (луговые, степные — на открытых участках, лесные — на затенённых). При этом следует помнить, что в разных лесах растут разные растения. Так, возле дуба лучше всего высадить лещину, боярышник, копытень европейский, виды хохлаток, ветрениц (анемон), медуницу, сныть обыкновенную, осоку волосистую, пролеску сибирскую; возле ели — кислицу обыкновенную, чернику, бруснику, мхи; возле сосны (на песчаных почвах) — бруснику, кошачью лапку, толокнянку, тмин песчаный (бессмертник).

 Отдельные большие камни также украшают тропу и в то же время служат убежищем для многих животных, особенно насекомых, улиток, может быть, ящериц.

Красиво цветущие растения подобраны таким образом, что в течение года одни цветы сменяют другие, то есть создана клумба непрерывного цветения. У нас на участке  существует небольшая группа сорных растений, которая не мешает выращивать другие растения, мы ее не  уничтожили: она также вошла в состав тропы в «Аллее птичьих домиков». На примере сорных видов можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. Муравьиные холмики редко встречаются на территории детских садов. Однако у нас на площадке  обнаружен незаметный муравейник у дуба, расположенный непосредственно в почве.  Интересными для наблюдений и практических действий объектами являются и места скопления норок дождевых червей, холмики земли, вырытой кротами, гнёзда ворон или других птиц на «Волшебной поляне гномов».

      В качестве следующих объектов тропы точки  - «Спортивная площадка». Здесь организовано проведение экологических, подвижных игр, осуществляются оздоровительные мероприятия. Также проводятся праздники и развлечения с экологической тематикой. В экологическую тропу включен также объект «Игровая площадка».  Это прежде всего отдых игры, развлечения, наблюдения на свежем воздухе, проведение викторин.

Экологическая тропинка в здании детского сада

В нашей в целом северной стране дошкольники многих регионов проводят значительную часть времени в помещениях детского сада. Именно поэтому Н.А. Рыжова рекомендует создавать экологические тропинки в здании дошкольного учреждения. К тому же такие тропинки позволяют по-новому посмотреть на своё ближайшее окружение и взрослым, и детям. В состав таких тропинок у нас в ДОУ  включены объекты живой и неживой природы: уголоки природы,  центры воды и песка, лаборатории, отдельные композиции комнатных растений и сухоцветов, уголки природы или отдельные объекты природы в групповых помещениях, мини-огороды на окнах, выставки поделок из природного материала, мини-музеи в группах,  выставки из бросового материала и другие (разнообразие  зависит от развивающей среды детского сада).

Организация работы с детьми

  Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Часто у воспитателей возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и от целей. В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если прогулка ознакомительная, можно посетить разные точки, если же преследуется конкретная цель, то можно ограничиться только одним объектом. На тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с ребятами занимается   воспитатель, а  свои впечатления об увиденном ребята выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх.
Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребёнка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам.

     В заключение хочу подчеркнуть, что грамотная с точки зрения экологии организация ландшафта вокруг и внутри ДОУ обеспечит проявление у каждого ребёнка интереса и потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.

rvSoYJbICug.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....