Конспект по "Познавательное развитие" в старшей группе по тем: "Деревья"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект по "Познавательное развитие" в старшей группе по теме: "Деревья" с использованием ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Схема конспекта непосредственно организованной образовательной деятельности

Дата проведения:

ФИО педагога: Крохина Н.Г.

Возрастная группа воспитанников: старшая группа:  старшая группа общеразвивающей направленности.

Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: Представление живой природы посредством «Деревьев»

Цель: Увеличение объёма представлений о многообразии мира деревьев.

 Психолого-педагогические задачи:

Образовательные:

Формировать у детей умение анализировать объекты природы: деревья.

Закреплять названия деревьев, их строение, внешние признаки, умение различать деревья по внешним признакам.

Систематизировать знания детей об особенностях строения дерева (корень, ствол, ветки, крона, листья).

Рассказать о  значении деревьев в жизни животных.

Развивающие:

Развивать слуховое восприятие,  воображение, мышление, память, любознательность детей.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать стиль партнерских отношений. Формировать навыки ответственности, человека за сохранение природы.

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально –коммуникативное», «Речевое развитие»

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации непосредственно организованной образовательной деятельности:

коммуникативная, игровая, познавательная, двигательная.

Форма организации детей: групповая.

Форма организации обучения: Непосредственно образовательная деятельность.

Материал и оборудование: Сюжетные картинки: дерево, куст, насекомые, животные, грибы, ягоды, птицы. Картинки: ель, сосна, дуб, берёза, клён, липа. рябина;  листья берёзы, клёна, дуба, липы, рябины, жёлуди, шишки, ягоды рябины; столы, доска, поднос. Игрушка – птичка, маски деревьев: дуб, берёза, осина, липа, клён, ель, сосна.

Планируемый результат: дети знают, выделяют существенные признаки.

Предварительная деятельность с воспитанниками: Наблюдения на прогулке за деревьями. Сбор опавших листьев, веточек. Рассматривание гербариев с листьями деревьев; картинок: береза, дуб, клён, липа, тополь, осина, рябина, сосна, ель. Дидактические игры «Что лишнее?», «С какого дерева листок?». Подвижная игра «Раз, два, три - к дереву беги!», «Раз, два, три – листочек найди!» «Птичка летела на дерево села…»

        

Части НООД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы

 поддержки

 детской

инициативы

1 часть – вводная

Цель:  мотивировать детей на включение в игровую  деятельность.

Создание образовательной ситуации

К детям подходит воспитатель.

Здравствуйте, дети, как вы думаете, что такое лес?

В: ЛЕС, природный комплекс, обязательной составной частью которого является древесная растительность.В лесу очень много деревьев, они стоят близко друг к другу. Их верхушки соприкасаются, а где-то даже смыкаются.Ученые называют его природным сообществом. Лес помогает дышать всему живому, выделяя кислород, очищая воздух от грязи, пыли и вредных для здоровья людей веществ.

Дети стоят врассыпную.

Несколько детей поднимают руки..

-ЛЕС – это множество деревьев, кустарников..

Да,

Молодцы

Мотивация детей

на предстоящую деятельность: игра с детьми

В.: Для кого служит лес домом?

Дети, присаживайтесь на стулья.

Выберите на столе те картинки, которые подходят к определению лес.

А сегодня мы поговорим с вами о деревьях в лесу.

- Это дом: для трав, грибов, кустарников и деревьев, зверей, птиц и насекомых. 

(Дети по очереди выбирают и прикрепляют картинки на доску.)

 Хорошо,

Правильно.

2 часть – основная

Цель: Увеличение объёма представлений о многообразии мира деревьев.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

Какие деревья вы знаете?

Сейчас мы рассмотрим деревья.

(Презентация «Деревья»)(Слайд2)

Что это за дерево?

Как вы догадались?

А какой формы лист у берёзы?

В виде удлинённого сердечка. К осени лист становится жёлтым.

Что это за дерево? (Слайд 3)

Дуб — мощное, величественное дерево. Ствол толстый, покрыт коричнево-серой корой с извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем глубже трещины. Дуб считают олицетворением богатырской силы. Цветут дубы в мае. Плоды — желуди — созревают осенью. Полакомиться желудями любят многие лесные жители: кабаны, олени, полевые мыши, белки.

А какой формы лист у дуба?

Да, и к осени становится коричневого цвета.

А это дерево вы узнали? (Слайд 4)

Особенно красив клён осенью. Листочки на клёне окрашиваются в разные цвета: желтый, красный, оранжевый, багряный, золотистый. 

На что похожи листья клёна?

А это дерево вы узнали? (Слайд 5)

Рябина небольшое дерево, листья состоят обычно из мелких листочков на основном черешке, с острыми зубчиками по краям. Листочки удлинённые, напоминают форму пёрышек. Кора гладкая и серая. Осенью листья рябин окрашиваются в оранжевый и багряный цвет и гроздями плодов красных ягод.

А это какое дерево? (Слайд 6)

Ствол у осины имеет серо – зелёный оттенок. Листья у осины — особенные. При малейшем дуновении ветерка они дрожат, колышутся. В народе про это дерево говорят: «Осина и без ветра трепещет». Черешок у осинового листочка длинный, сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому и дрожит лист при самом легком ветерке. Лист имеет яйцевидную форму с зубчатовыемленными краями, может быть слегка вытянутым овальным.

Расскажите стихотворение об осине?

А это дерево вы узнали? (Слайд 7)

А как вы догадались?

Какой формы листья липы?

По краям мелко зубчатые.

Липа — стройное дерево с густой кроной. 

Какую пользу приносит липа?

Липа — лучший медонос. Пчелы целыми днями летают вокруг неё, собирая сладкий нектар. Обладают целебными свойствами и цветки липы. Липовый чай пьют при простудах. Липовые плоды остаются зимовать на дереве. Вот и спешат лесные обитатели полакомиться. Липа — хорошая соседка для других деревьев. Под липой никогда не бывает старых опавших листьев, они быстро перегнивают и возвращают в почву питательные вещества, в том числе необходимый растениям кальций.

К нам прилетела птичка и приглашает вас поиграть.

(На столе выберите каждый себе маску, наденьте её и встаньте в круг.)

Игра «Птичка прилетела»

Воспитатель берёт птичку – игрушку и говорит слова:

- Птичка прилетела – на дубок села.(Отдаёт птичку ребёнку в маске – дуба.)

Поиграли с птичкой. Давайте её отпустим.

А мы присядем на стулья.

Деревья на нашей планете бывают самых разных видов. Они бывают лиственные и хвойные. У лиственных деревьев на ветках листья, которые к концу осени опадают.

А что происходит с хвойными деревьями?

Вместо листьев у них хвоинки, которые не опадают осенью.

Рассмотрим модель дерева.

- Дуб, берёза, клён, ель, сосна..

- Берёза.

- Белый ствол.

- Треугольной.

- Дуб.

- Похож на ёлочку.

- Клён.

- На раскрытую ладошку.

 - рябина.

- Осина.

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
Дайте осинке
Пальто и ботинки,
Надо согреться
Бедной осинке. (Токмакова И.)

- Липа…

- По листьям.

- Виде широкого  сердечка.

- Из цветков заваривают целебный чай, липовый мёд…

Они остаются зелёными.

(Ребёнок в маске – дуба отвечает:)

 - На дубу не сидела – на берёзу улетела.

(Передаёт птичку ребёнку в маске – берёзы.)

(Ребёнок в маске – берёзы отвечает:)

- На берёзе не сидела – на ель улетела.

(Передаёт птичку ребёнку в маске – ель.)

(Ребёнок в маске – ель отвечает:)

- На ели не сидела на осину улетела.

(Передаёт птичку ребёнку в маске – осины.) и т.д.

- Они остаются зелёными.

Дети рассматривают модель.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым.

 

Создание мотивационной ситуации для поиска способа помощи

В,: Дети, это что?

ДЕРЕВО – это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону.

Что есть у дерева?

-Какую пользу приносят корни дереву?

Корень снабжает дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами.Без них дерево не могло бы жить. Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые ближе к поверхности.

А для чего нужны боковые корни?

Конечно, боковые корни удерживают ствол с кроной.

Ребята, а что вы знаете о стволе дерева?

По нему вверх идут питательные вещества. Ствол растет и в высоту и в ширину.

А чем покрыт ствол у деревьев?

Зачем нужна кора деревьям?

Как вы думаете, от чего кора защищает дерево?

А как вы думаете, почему осенью деревья сбрасывают листья?

Это происходит из-за нехватки воды. Вода в грунте замерзает и не попадает в корни растений, в то же время с поверхности листа испаряется столько же воды, сколько и летом. Поэтому растения сбрасывают листву, чтобы не засохнуть.

Давайте пройдём к столам.

На столах лежат картинки с деревьями.

Какие деревья изображены на картинках?

Дерево.

Показывают: Корень, ствол, ветки, крона, листья.

-КОРНИ прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами.

Дети рассуждают.

(-Чтобы удерживать дерево, и др.)

СТВОЛ – это основа дерева.

Ствол деревьев покрывает кора.

Она защищает ствол от поедания личинок.

От высыхания, от насекомых.

- Дуб, берёза, клён, ель, сосна..

Отлично, вы правильно поняли, что ствол- основа дерева

Конечно. Это так.

Верно.

Этап осуществления самостоятельной деятельности детей

Проводится игра «С какой ветки детки».

В.: Встаньте вокруг стола, посмотрите внимательно на поднос. На подносе лежат листья: дуба, берёзы, клёна, осины, рябины и плоды дуба, рябины, ели, сосны.

В.: Найдите, с какого дерева эти листочки и плоды-детки.

Теперь мы с вами знаем все деревья в лесу и их плоды.

Давайте, присядем и  послушаем звуки леса.

Что вы слышали?

Даша расскажет нам стихотворение об осеннем лесе.

Дети относят листья и плоды к соответствующим деревьям.

- Шелест листьев, звук дождя, ветра..

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Стоит над солнечной поляной,

Заворожённый тишиной.

И. Бунин.

.

3 часть – заключительная

Цель: Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей.

Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей.

Как вы думаете, какую  пользу приносят деревья?

Что делают из древесины?

то мы с вами можем сделать доброго и полезного для деревьев? 

(Вывесить схему подсказку)

 Если мы будем соблюдать эти правила, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья.

Деревья помогают дышать всему живому, выделяя кислород, очищая воздух от грязи. Деревья дают древесину; они служат топливом;

из дерева делают мебель, бумагу; плодами деревьев питаются люди, животные, птицы; предохраняют почву от высыхания и помогают выжить птицам и животным.

Не вырубать, не ломать деревья; не разжигать в лесу костры; не бросать в лесу мусор: банки, бутылки, пустые пакеты; поливать плодовые деревья, окапывать их.

Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность

В лесу мы собрали много природного материала. Давайте сделаем осеннюю композицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе ДОУ Тема: «Волшебное дерево» Интеграции ОО: Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

«Волшебное дерево»(нетрадиционное рисование) Интеграция оо:         Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социаль...

Конспект занятия в старшей группе «Сравнение веток деревьев и кустарников»

Программное содержание :  уточнить знания детей о знакомых деревьях и кустарниках. Учить  рассматривать  и сравнивать ветки, составлять  загадки – описания, узнавать  ве...

Конспект занятия "Осеннее дерево» по ОО "Художественно-эстетическое развитие" (старшая группа)

Конспект занятия по дополнительному образованию в старшей группе дошкольного возраста рисование в нетрадиционной форме  «Осеннее дерево»....

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей в старшей группе аппликация «Весеннее дерево»

В данном конспекте представлена не только основная часть занятия, но и мотивация детей к занятию. Данная работа с детьми помогает развивать у детей связь задумки и результата своей работы....

Конспект прогулки в старшей группе "Наблюдение за деревьями".

Цель: Продолжать знакомить с характерными особенностями деревьев, по которым можно выделить среди других деревьев.Задачи:- Закрепить знания детей об изменениях, происходящих с деревьями в осенний пери...

Конспект образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию в старшей группе на тему: « Деревья зимой».

Учить детей создавать в рисунке образ дерева, находит красивое композиционное решение ( два-три дерева на всем листе) Закреплять умение использовать разный нажим на восковый мелок для передачи более с...

Конспект занятия на тему «Деревья нашего двора.» (Познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие) Старшая группа

Конспект занятия на тему «Деревья нашего двора.»(Познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие)  (Познавательное развитие, художественно- эстетическое разви...