Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Мир насекомых".
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Совместная деятельность уточнит знания детей о характерных особенностях  насекомых, об условиях  их жизни, пользе и вреде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по ознакомлению с окружающим миром

на тему: «Мир насекомых».

Цель: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни,

о пользе и вреде насекомых.

Задачи:

Образовательные:

- расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;

- обобщать представления о многообразии насекомых,  о приспособлении к условиям жизни;

- уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

- продолжать учить отгадывать загадки.

Коррекционно – развивающие:

- способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;

- активизировать и расширять словарный запас;

- развивать связную речь.

Воспитательные:

- прививать бережное отношение ко всему живому;

- замечать красоту окружающей природы;

- воспитывать понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми;

- воспитание бережного отношения к природе.

Ход занятия.
Воспитатель: Дети, давайте улыбнемся друг другу, подарим хорошее настроение своим друзьям, поделимся улыбкой.

Ребята посмотрите, какая красивая поляна.

А кто живет на полянке, вы узнаете если отгадаете загадки.

Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом.
Дети: муравей

Воспитатель: Что вы можете рассказать о муравье?
Дети: муравей самый сильный на земле.
Воспитатель: Почему?
Дети: Муравей поднимает в 10 раз больше своего веса, а стадо слонов столько не поднимут. Муравьи живут большими семьями. Они строят муравейники
Воспитатель: Из чего строят муравейники?
Дети: Муравейник строят из веточек, хвоинок, соломинок, травинок.
Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Каждый занят своим делом.
У них есть уборщики, добытчики, солдаты.
Муравьи полезные насекомые. Они уничтожают вредных насекомых.
Воспитатель: Каких вредных насекомых уничтожают муравьи и чем они питаются?
Дети: муравьи едят гусениц, бабочек, жучков и других насекомых, раненых мелких животных.
Муравьи помогают птицам очищать перья муравьиной кислотой.

Прыгает пружинка
Зеленая спинка
С травы на былинку
С ветки на тропинку(кузнечик)
Воспитатель: Что вы знаете о кузнечике?
Дети: Он зеленого цвета, в траве его не видно, он издает стрекотание, когда трет лапкой о крылышко.
Питается кузнечик лисьими растений, мягкими семенами, мелкими насекомыми.

Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки,
Черненькие точки (божья коровка).


А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
Какая она? (
Красная, яркая)

-  Значит и мы и птицы могут ее заметить.

- Как же она защищается от врагов? (Выделяет горькую, желтую жидкость)

- Верно, эта жидкость очень горькая и едкая на вкус с неприятным запахом.

- А что означает красный цвет божьей коровки?

(Я не съедобная!  Не прикасайтесь ко мне!)

- Какую пользу приносит божья коровка? (Она уничтожает тлю)

- Верно, она поедает маленьких букашек - тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел
Дети: Бабочка.
Воспитатель: Что вы знаете о бабочке?
Дети: У бабочки есть хоботок. Она питается соком растений, нектаром. Бабочку ловить нельзя, потому что можно поранить крылышки, и бабочка не сможет летать. Крылья у бабочки покрыты маленькими цветными чешуйками. Бабочку можно сравнить с цветком. Крылья у бабочки яркие, легкие, большие. У не четыре крыла.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Появляется (игрушечная)  гусеница, ворчит, очень недовольна:

- Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли.

Воспитатель:

-Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку(на доске висят картинки превращения гусеницы в бабочку). Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку.

Воспитатель проводит беседу:

- Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей:

- Бабочка откладывает яйца.

Воспитатель:

- Кто появляется из яйца? Ответы детей:

- Из яйца появляется гусеница.

Воспитатель:

- Что делает гусеница? Ответы детей:

- Она питается листьями и растет.

Воспитатель:

- В кого она превращается? Ответы детей:

- Гусеница превращается в куколку.

Воспитатель:

- Кто выходит из куколки? Ответы детей:

- Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут,  бабочка начинает летать.

Воспитатель:

- Предлагаю вам рассказать, как гусеница  превращается в  бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по  картинкам.  

Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».

Этот странный дом без окон              (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом,                         (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём.         (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму.         (ладошки под левой щекой)        

Но зима проходит мимо -             (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна…       (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня – сонюшка!       (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком  (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна.                         (грозят пальцем)        

Стала бабочкой она!                        (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

 Рассказы детей по цепочке:

Бабочка отложила яички на цветке.

      Потом появилась   гусеница.        

Гусеница питалась листьями и росла.        

Потом гусеница превратилась в куколку.          

Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

Воспитатель: каких насекомых вы  знаете ещё?

(дети называют насекомых , педагог вешает картинки на доску)

Ребята посмотрите на полянке лежат какие то конверты, давайте посмотрим, что в них.

(в конвертах разрезные картинки насекомых)

Упражнение «Собери картинки»

Дети собирают картинки насекомых, называют их.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/2/7942_dc642387ebaec2ac8074ae999a15c470.jpg.jpg


Педагог: А теперь назовем насекомых ласково.
Игра «Назови ласково»
Стрекоза - стрекозка, муравей - муравьишка, пчела – пчёлка, комар – комарик, жук-жучок……..

- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

-  Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)

-  А паук – это насекомое?

-  Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

- Назовите полезных насекомых.( бабочка, пчела, муравей.)

- Какую пользу приносят  пчелы, бабочки, муравей? ( Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

- Назовите вредных насекомых.( Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)

А вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, их нужно беречь, любить и охранять.
Ребята, посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по травке  кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым. А нам пора возвращаться в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Насекомые"

На занятии в игровой форме расширяются и уточняются представления детей о характерных особенностях и условиях жизни насекомых....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: "НАСЕКОМЫЕ ОСЕНЬЮ"

Целью занятия является: развитие представлений детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; активировать познавательны...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Насекомые"

Комплексное занятие по экологии в средней группе «Путешествие в страну насекомых»НОД тема: «Путешествие в страну насекомых»(средняя группа)Цель: Формирование экологической куль...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Насекомые» (старшая группа)

Метадическая разработка Конспект занятия по ознакомлению с окружащим миром " Насекомые" (старшая группа)...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «НАСЕКОМЫЕ»

Продолжать знакомить детей с представителями живой природы: насекомыми. Установить отличия и сходства у бабочки и жука. Развивать зрительное внимание и любознательность. Воспитывать доброе отношение к...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Насекомые"

Цель:Уточнить  и расширить знания детей о насекомых. их внешнем виде.образе жизни, и вреде, приносимой природе....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Насекомые» Старшая группа

Цель занятия: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых.Задачи:Образовательные          -расширять и уточнять зн...