Главные вкладки

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Насекомые"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    На занятии в игровой форме расширяются и уточняются представления детей о характерных особенностях и условиях жизни насекомых.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatie__nasekomye.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное  казенное учреждение

    Детский дом-интернат

     « Южное Бутово»

    Конспект занятия

    по ознакомлению с окружающим

     (старший дошкольный возраст)

     «Насекомые»

    подготовила   воспитатель

    Терешкина Светлана Васильевна

    г. Москва

     2012

    Цель занятия: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых.

    Задачи:

    Образовательные

              -расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;

              -обобщать представления о многообразии насекомых,  о приспособлении к            условиям жизни;

    -уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;

    -устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

    -продолжать учить отгадывать загадки.

    Коррекционно - развивающие

    -способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;

    -активизировать и расширять словарный запас;

    -развивать связную речь.

    Воспитательные

              -прививать бережное отношение ко всему живому;

              -замечать красоту окружающей природы;

    -воспитывать понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми.

    Предшествующая работа

      Чтение художественной литературы К.Ушинский «Капустная бабочка», В.Бианки «Муравейник зашевелился», Т.Н. Нуждина «Мир насекомых».

      Наблюдение за насекомыми в повседневной жизни. Рассматривание иллюстраций по теме «Насекомые».

    Наглядно - дидактический материал

      Предметные картинки - карточки ( животные, птицы, насекомые), пиктограммы, плоскостные бумажные цветы, муляжи насекомых, иллюстрации насекомых (бабочка, пчела, божья коровка, муравей, комар, муха, кузнечик), карточки с растениями (ромашка, клевер, подорожник, одуванчик, мать-и-мачеха).

                                                     Ход занятия

    ( На столе стоит коробка с предметными карточками (животные, насекомые, птицы).

    Воспитатель -  Подойдите и выберете себе карточку, на которой  изображено насекомое.

    (дети выбирают)

    Воспитатель - Кто какое насекомое нашел?

    (дети - Пчела, муравей, бабочка, божья коровка, стрекоза, муха, комар )

    Воспитатель - Молодцы! А что же общего у всех насекомых?

    (дети - Голова, грудь, брюшко, 6 ног)

    Воспитатель - Верно, и когда же появляются насекомые?

    (дети - Весной)

    Воспитатель  - Почему весной?

    (ответы детей, выкладывание пиктограмм)

    Солнце начинает греть - (пиктограмма солнце),

    увеличивается день, много света - (пиктограмма лампочка),

    появляются растения - (пиктограмма растение),

    появляются насекомые  - (пиктограмма насекомое).

    (дети выбирают нужные пиктограммы из множества других)

    Воспитатель - Молодцы! Все правильно рассказали и выложили.

    Воспитатель - Сегодня, я хочу вас пригласить в одно очень интересное место. Какое не скажу, я думаю, что вы сами догадаетесь. Закройте глаза и медленно покружитесь на месте.

    (воспитатель раскладывает по всему ковру плоскостные цветы)

    Воспитатель  - Открывайте глаза. Как вы думаете, где же мы оказались?

    (дети - На полянке)

    Воспитатель - Присаживайтесь на полянку.

    Воспитатель - Что же может расти на полянке?

    (дети - Ромашка, клевер, подорожник, колокольчик, одуванчик, мать-и-мачеха)

    Воспитатель - Все верно, много разных растений можно увидеть на полянке. А если есть растения, то кого же мы обязательно увидим?

    (дети - Насекомых)

    Воспитатель - Я собрала в коробку часть насекомых, которых мы можем увидеть на полянке. Хотите узнать, что это за насекомые?

    (дети - Хотим)

    Воспитатель - Я буду загадывать загадки, а вы старайтесь отгадать.

                             Одевает эта крошка

                             Платье красное в горошек.

                             И летать умеет ловко,

                             Это … (божья коровка).

    (дети - Божья коровка)

    Воспитатель -  Какая она?

    (дети - Красная, яркая)

    Воспитатель -  Значит и мы и птицы могут ее заметить. Как же она защищается от врагов?

    (дети - Выделяет горькую, желтую жидкость)

    Воспитатель - Верно, эта жидкость очень горькая и едкая на вкус с неприятным запахом. А что означает красный цвет божьи коровки?

    (дети - Я не съедобная!  Не прикасайтесь ко мне!)

    Воспитатель - Божья коровка - это полезное насекомое или нет?

    (дети - Полезное)

    Воспитатель - Какую пользу приносит?

    (дети - Она уничтожает тлю)

    Воспитатель - Верно, она поедает маленьких букашек- тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.

    Воспитатель - Отгадайте следующую загадку.

                             Спал цветок и вдруг проснулся,

                             Больше спать не захотел.

                             Шевельнулся, встрепенулся,

                             Взвился вверх и улетел.

    (дети - Бабочка)

    Воспитатель - Чем питается бабочка?

    (дети - Соком растений, нектаром)

    Воспитатель - Как она пьет нектар?

    (дети - Хоботком)

    Воспитатель - Можно ли ловить бабочек? Почему?

    (дети - Нет, мы можем поранить бабочку)

    Воспитатель - Крылья у бабочки покрыты маленькими цветными чешуйками. Если мы схватим бабочку за крылья, то чешуйки облетят, и бабочка не сможет летать. Что с ней случится?

    (дети - Погибнет)

    Воспитатель - Как вы  думаете, пользу или вред приносят бабочки?

    (дети - Пользу, опыляют растения)

    Воспитатель - Следующее насекомое.

                             Он работник настоящий,

                             Очень - очень работящий.

                             Под сосной в лесу густом

                             Из хвоинок строит дом.

    (дети - Муравьи)

    Воспитатель - Муравьи живут большими семьями. Как называется их дом? Из чего строят?

    (дети - Муравейник строят из веточек, хвоинок, соломинок, травинок).

    Воспитатель - Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Каждый занят своим делом. Есть строители, что они делают?

    (дети - Строят муравейники, ремонтируют ходы и переходы)

    Воспитатель - Есть уборщики, добытчики, солдаты, чем они занимаются?

    (дети - Чистят муравейники, добывают корм, защищают муравейник)

    Воспитатель - Муравьи полезные или вредные насекомые?

    (дети - Полезные, они поедают гусениц, тлю)

    Воспитатель - Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев. Их называют санитарами леса.

    Воспитатель - Эта загадка про кого?

                             Прыгает пружинка -

                             Зеленая спинка,

                             С травы на былинку,

                             С ветки на тропинку.

    (дети - Кузнечик)

    Воспитатель - Кузнечика мы заметим в траве? Почему?

    (дети - В траве его не видно, он зеленый, под цвет травы)

    Воспитатель - А как мы можем узнать, есть кузнечик на полянке или нет?

    (дети - Мы услышим, как он поет)

    Воспитатель - Чем он делает такие звуки?

    (дети - Крыльями)

    Воспитатель - Верно, он трет одно крылышко  о другое  и получается такая песня кузнечика. Мы говорим, что он не поет, а что делает?

    (дети - Стрекочет)

    Воспитатель - Питаются кузнечики листьями растений, мягкими семенами, мелкими насекомыми.

    Воспитатель - Каких полезных насекомых еще знаем?

    (дети – Пчела - дает нам мед; стрекоза - уничтожает комаров, мух)

    Воспитатель - Назовите вредных насекомых?

    (дети - Муха, комар - разносят болезни, грязь)

    Воспитатель - Верно, теперь мы с вами поиграем и узнаем кто из вас самый внимательный. Нужно угадать какое насекомое улетело или уползло.

    Игра «Кого не стало»

    ( Выкладываются насекомые: божья коровка, пчела, муравей, кузнечик, стрекоза, муха, бабочка. Дети рассматривают, называют, запоминают. По команде воспитателя отворачиваются.  Убирается одно насекомое. Дети поворачиваются и угадывают, кого не стало).

    Воспитатель - Замечательно, теперь пора возвращаться домой. Закроем глаза и  медленно покружимся.

    (Воспитатель убирает с ковра плоскостные цветы)

    Воспитатель - Открываем глаза. Мы снова в нашей группе. Понравилась вам прогулка на полянку, кого мы там видели?

    (дети - Насекомых)

    Воспитатель - Каких полезных насекомых знаем? Какую пользу приносят?

    (дети - Божья коровка, муравей, стрекоза - уничтожают тлю, вредных насекомых, помогают растениям. Пчела дает мед, бабочка - опыляет растения.)

    Воспитатель - Назовите вредных насекомых. Какой вред от них?

    (дети - Комар и  муха разносят разные болезни, они могут нас заразить.)

    Воспитатель - Молодцы! Все верно рассказали.

                           Список литературы:

    1. Аксенова З.Ф.- Войди в природу другом.- М.: ТЦ Сфера, 2008

    2. Коломина Н.В.- Занятия  по экологии  в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2010

    3. Селихова Л.Г.- Ознакомление с природой и развитие речи.- М.: Мозайка - Синтез, 2008

    4. Соломенникова О.А Экологическое воспитание в детском саду.- М.: Мозайка - Синтез, 2008


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: "Космос".

    В конспекте решаются задачи по ознакомлению детей с историей развития космонавтики....

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для старшего дошкольного возраста "Путешествие в весенний лес"

    Это итоговое занятие на тему "Весна" для детей старшего дошкольного возраста....

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Птицы" старший дошкольный возраст

    На занятии обобщаются знания о многообразии птиц, уточняются названия часто встречающихся, в игровой форме подводят детей к пониманию связей между внешним видом птиц и образом жизни....

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему "Россия - Родина моя!"

    План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему "Россия - Родина моя!"...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

    Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема занятия: «Животные севера»

    1. Продолжать знакомить детей с животными Севера2. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи3. Воспитывать люб...