Технологическая карта обобщающей беседы «Живое - неживое»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

В данном занятии затронута тема живой и неживой природы, а также их связь с человеком. Причиной острой необходимости экологического развития детей является потребность общения человека с окружающими его миром. В данной работе раскрывается роль природы для детей и её значение. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта обобщающей беседы «Живое - неживое»

Возрастная группа: средняя группа

Вид деятельности, тема: беседа «Живое - неживое»

Образовательная область: социально – коммуникативное развитие

Задачи: Способствовать формированию у детей представлений о неразрывной связи человека с природой; Воспитывать любовь к родной природе.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие: Раскрыть зависимость живых организмов от неживой природы; Пополнять, систематизировать знания детей о живых организмах, о природных явлениях.

Речевое развитие: Способствовать развитию связной  речи детей, побуждая использовать в речи прилагательные и навыков свободного общения детей между собой и со взрослым; Активизация словаря: живое, неживое, материалы, инструменты, дышат, растут, питаются, передвигаются, размножаются, живая природа, неживая природа, красота.

Планируемый результат беседы: Углубление понимания детей о неразрывной связи человека с природой

Подготовительная работа:  ежедневные наблюдения на прогулке, наблюдения за птицами, рассматривание иллюстраций о живой природе, помощь воспитателю в уходе за комнатными растениями, наблюдение за пересадкой растений, кормление рыбок, наблюдение за чисткой аквариума, опыты с водой, камнями, песком, глиной, работа со схемой «живое - неживое», чтение и разучивание стихов, пальчиковые, речевые и дидактические  игры.

Наглядный материал: схема «Живое - неживое», цветущий комнатный цветок, рыбки в аквариуме, изображение птицы в клетке, контейнеры с водой, камнями, землей, глиной, песком, игрушка Ёжика с большой сумкой

Технологическая карта

Этапы занятия

Время

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационно – мотивационный этап

Организационный

Переключить внимание детей

- Стимулировать интерес

Тук-тук-тук. ( Пришел Ёжик с большой сумкой.)

Ёжик: – Как тут у вас весело, красиво. А на улице так плохо, ни одного листика нет, деревья все голые стоят. А у вас такая красота! Цветы распускаются. А в зооуголке птички поют, рыбки плавают. Вы их каким ключиком заводили?

Дети: Они живые, сами двигаются!

Ёжик:  Как это живые?  Что значит живые?

Воспитатель: Кто сможет объяснить Незнайке, рассказать ему о признаках живого организма?

Дети: Они дышат, растут, едят (питаются), передвигаются и размножаются.

Дети встречают гостя, слушают его и воспитателя, отвечают на вопросы

Дети приводят доводы  в неправильности поведения Ёжика.

Этап постановки проблемы

-Поставить проблему перед детьми  или поставить цель предстоящей деятельности.

- Мотивировать  (процесс вовлечения в деятельность)

Ёжик: Живые… Как здорово, каккрасиво! Я был в другом детском саду, и ребята меня попросили принести им КРАСОТУ. Вы мне дадите свое красивое, я и отнесу. У меня даже сумка с собой есть (Воспитатель показывает большую сумку Ёжика)

- Вы поймайте одну рыбку сюда, от этого растения грязь отряхните, и оно в сумку поместится, потом туда птичку я положу, в соседней группе попрошу, сумку закрою, пусть в ней попрыгает немножко.

Воспитатель: Ёжик, Ёжик, Кто же так делает? Ребята, правильно Ёжик решил сделать, собрав всех в одной сумке?!

Дети: Нет, неправильно! Он все перепутал!

Воспитатель: Ну, конечно! Ёжик как всегда ничего не понял, ему надо убедительно доказать, почему неправильно то, как он хочет поступить

Основной этап

Этап ознакомления с материалом

-Актуализировать имеющиеся знания, представления.

В: - Что может произойти в сумке с рыбкой, кто объяснит Ёжику? (Она может погибнуть).

В:-Почему она может стать неживой, что должен знать Ёжик, чтобы не сделать ошибки? В:- А растение живое? Докажите.

- А птичка живая? Докажите.

В:-  Итак, что же хотел перенести Ёжик в другой детский сад? Какую красоту?

Д:- Ёжик хотел отнести все живое, и положить это в одну сумку! А так нельзя! Рыбка же погибнет без воды… Цветок завянет без земли и засохнет, если его не поливать долго…А птичка домашняя, и без клетки жить не сможет…

Ё: - Я понял, живое в другой детский сад переносить нельзя!

В: - Правильно, Ёжик! Нельзя переносить в сумке!  Ребята, так что же нужно сделать, чтобы потом поделиться своей красотой с другими детьми?

В: - Чтобы рыбка жила долго, что ей надо для этого, какие условия? (воспитатель показывает контейнеры с камнями, с песком; У нее должна быть чистая вода, чистые камни на дне, песочек. А для питания рыбке нужны водоросли)            

В: - Вы согласны, что рыбка, растение, птичка – все живые. Почему? (Дети повторяют пять признаков живого организма, показывая соответствующие картинки).

В:- Это все ЖИВОЕ, а как мы можем одним словом назвать все, что лежит в контейнерах? Это все какое? (Ответ детей: Это все НЕЖИВОЕ!)

В:-Чем  похоже все живое? (дети называют 5 признаков живого)

В:- По каким признакам камень  неживой? Кто докажет, что песок неживой? Про землю кто докажет? Про воду?

Дети активно участвуют в беседе: высказывают свои предположения, отвечают на вопросы

Дети пытаются доказывать, опираясь на признаки живого организма.

Дети объясняют, опираясь на схемы-карточки.

Дети по очереди рассказывают о каждом живом объекте, объясняя Ёжику его ошибки.

Заключительный этап

-Закрепить сформированные представления (умения).

-Обобщить сформированные представления.

Ё: - Я понял! Я лучше позову детей к нам в детский сад, чтобы они пришли и полюбовались нашей  КРАСОТОЙ!

В: - Хорошо, Ёжик, приводи своих детей, наши ребята и им смогут объяснить, почему живые организмы должны жить в своих условиях! Ёжик забирает свою сумку и уходит… А мы сегодня на прогулке посмотрим, что из живого и неживого нас окружает.

Игра «Живое - неживое» с мячом.

Рассматривание живых и неживых объектов.

Зарисовка наблюдений.

Дети отвечают на вопросы о том, что узнали, играют, рисуют


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по познавательно-исследовательской деятельности «Живая и неживая природа зимой»»

ТЕМА: «Живая и неживая природа зимой»» Цель: Создать условия для актуализации знаний детей о жизни животных, птиц и деревьев зимой. Задачи: Организовать деятельность детей по обобщению и системати...

Технологическая карта НОД для детей 5-6 лет "Живая и неживая природа"

Конспект занятия включает в себя задачи познавательного, речевого и художественно -эстетического развития. Соответствует ФГОС ДО....

Экологическое воспитание дошкольников. Беседа «Живая и неживая природа»

Экологическое воспитание дошкольников. Беседа «Живая и неживая природа» Анна Климочкина Цель: Организовать познавательную деятельность детей, направленную на усвоение новых знаний: о приро...

Технологическая карта построения совместной деятельности взрослого с детьми подготовительной группы «Живая и неживая природа»

Цель: обобщать знания детей о живой и неживой природе , способствовать развитию познавательных интересов через решение проблемных ситуаций .Задачи:Образовательные:продолжать закреплять у детей знания ...

Технологическая карта занятия "Встреча с Королевами живой и неживой природы"

Технологическая карта занятия "Встреча с Королевами живой и неживой природы"...

Карта проекта: «Зимние чудеса» (живая, неживая природа) (4.12.- 8.12.2023)

Цель: Создание условий для развития художественно-творческой активности посредством создания картинной галереи «Зимние чудеса»...