Конспект открытого занятия в средней группе "Воздух - невидимка"
материал по окружающему миру (средняя группа)

Булгакова Вера Владимировна

Цель: Расширять знания о воздухе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspek_zanyatiya_v_logike_vozduh_-_nevidimka.docx32.68 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования, «Детский сад №1» ГБОУ СОШ с. Шигоны

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром

Тема: «Воздух-невидимка»

Выполнил : воспитатель

                                                                                                                                          СП «Детский сад № 1»

                                                                                                                                          ГБОУ СОШ с.Шигоны

                                                                                                                   Булгакова Вера

        Владимировна

2022 г.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие,, художественно – эстетическое развитие,  социально-коммуникативное развитие., физическое развитие.

Цель: Расширять знания о воздухе.

Задачи:

Познавательное развитие:

1. Формировать знания о свойствах  воздуха (вкус, цвет, запах, прозрачность).

2.Рассказать о значении воздуха  в нашей жизни: в жизни человека, в природе

3. Развивать наблюдательность, мышление и любознательность детей

4. Формировать целостную картину мира, расширение кругозора детей.

5.Учить детей обобщенным способам исследования.

6.Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия эксперементального  характера.

Речевое развитие:  

1. Развивать диалогическую речь.

2.Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

3. Развивать умение аргументировать свои высказывания.

Социально-коммуникативное развитие:

1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

2. Создать радостное настроение.

3.Развивать наблюдательность, интерес к познавательной деятельности.

4. Создавать доброжелательное отношение со сверстниками и педагогом

5.Развивать умение обращаться к взрослым.

6. Формировать навыки безопасного поведения в работе с водой.

Физическое развитие:

1. Развивать умение выполнять движения по тексту

Методы и приемы: поочерёдный рассказ педагога и героя мультфильма о свойствах и особенностях воздуха, беседа, эксперимент

  1. Игровой -приглашение в лабораторию, дидактическая игра «Бывает – не бывает»

 2. Наглядный – развивающий мультфильм «Что такое воздух?»

 3. Практический -Опыты

 4. Словесный -беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, художественное слово .

5.Двигательный – артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик», дыхательная гимнастика «Обдуваем плечики»

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: развивающий мультфильм «Что такое воздух?»

Раздаточный материал: пакеты полиэтиленовые (по количеству детей),фонарик, ёмкости с водой (на каждый стол), стаканы пустые (по количеству детей), стаканы с водой (на каждого ребенка), коктейльные трубочки (на каждого ребенка),бумажные кораблики (на каждого ребенка), мяч, баночки с пропитанной духами ваткой (на каждый стол), мольберт, плакат с правилами поведения в лаборатории, плакат – схема « свойства  воздуха».

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательно-исследовательская

Рассматривание, наблюдение, эксперементирование с воздухом, водой и другими веществами. Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха: вкус, цвет, запах, форма.

Коммуникативная

Беседа, вопросы, составление полных предложений. Цель: Уточнить знания о значении воздуха для всего живого, развивать мышление, речь, любознательность детей.

Наглядные

Просматривание развивающего мультфильма  «Что такое воздух?»

Цель: знакомить с газообразным веществом - воздухом, способствовать развитию любознательности

Двигательные

Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик», дыхательная гимнастика «Обдуваем плечики»

Цель: Развивать умение выполнять движения по тексту

Игровые

Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

Цель: Развивать логику мышления у детей, их мыслительную активность, произвольное внимание и память. Обогащать познавательную сферу детей через игровое взаимодействие

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

-Молодцы!

-Ребята, а кто знает, чем мы дышим?

-Что такое воздух?

-А мы его видим?

-А вы хотите пойти к нему в гости и познакомиться с ним?

- Тогда посмотрите на экран. (видео)

Приветствие гостей

Дети мотивированы на предстоящую деятельность

Деятельностный

познакомить детей со свойствами воздуха: цвет, прозрачность, запах, форма,

развивать диалогическую речь, мышление и любознательность детей.

развивать умение давать полные ответы на вопросы воспитателя, обогащать  словарь детей, развивать координацию движений

-Воздух с нами каждый час,

 Но не видим он для нас.

-Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

-Правильно, невидимый!

-А хотите его увидеть?

- А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию .

-Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

Обратить внимание детей на плакат с правилами поведения в лаборатории.

-Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

-Посмотрите на экран (видео)

Опыт №1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).

- Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

-Правильно, он пуст

- Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?

-Правильно, если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.

-Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

-Ребята, посмотрите, а какого цвета воздух?

-Верно, он бесцветный.

- На столе у меня фонарик. Сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?

-Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный..

-Ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!

Воздух с вами мы искали

И в пакет его поймали!

Посмотрели, посветили

И на волю отпустили!

-Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой. Когда воздух мы выпустили?

(Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.)

-А интересно что легче: вода или воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.

Опыт № 2. "Что легче: вода или воздух?" Воспитатель предлагает перейти детям к столу. На столе емкость с водой и пустые стаканы.

-Как вы думаете, ребята, воздух легкий или тяжелый? -Как мы можем это узнать? Попробуем ответить на этот вопрос, проведя следующий опыт.

-Как вы думаете, есть ли воздух в стакане?  

Обратить внимание детей на экран. (видео)

-Давайте и мы попробуем повторить этот опыт. Для этого нам надо опустить стакан в воду, донышком вверх и посмотреть, что же будет. Если держать его ровно вода в него не попадает. Что же не пускает воду в стакан? Конечно воздух. А теперь слегка наклоните стакан и немного выньте из воды. Что появилось?

- Как вы думаете, почему появились пузыри? Вода вытеснила воздух из стакана, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей, т. к. воздух легче воды.

Теперь мы с вами убедились. Что вода тяжелее воздуха и может его вытеснять.

- Ребята, скажите мне, воздух имеет форму?

- Правильно, воздух не имеет своей формы, он приобретает форму той ёмкости, в которой находится

- А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете? (видео)

Опыт №3. «Воздух внутри нас»

-Давайте проверим. Посмотрите, я беру трубочку, опускаю в стакан с водой и дую в неё. Что происходит (появляются пузырьки). А теперь вы ребята попробуйте подуть в трубочки. Откуда же появились пузырьки?

-Мы выдыхаем воздух и он выходит пузырьками.

-А сейчас давайте посмотрим, что еще наш ветерок нам расскажет. (видео)

-Давайте вспомним, что мы уже знаем про воздух и поиграем в игру «Бывает – не бывает», для этого мы присядем на стульчики. Правила следующие:

1. отвечать на вопрос может тот, кому я брошу мячик;

2.«да», «нет» говорить нельзя.

Проводится игра "Бывает - не бывает".

• Воздух бывает теплый? (Бывает).

• Воздух бывает чистый? (Бывает).

• Воздух бывает пушистый? (Не бывает).

• Воздух бывает легкий? (Бывает).

• Воздух бывает грязный? (Бывает).

• Воздух бывает сердитый? (Не бывает).

• Воздух бывает холодный? (Бывает).

• Воздух бывает полосатый? (Не бывает).

Опыт № 4. «Кораблики»

- Опустим кораблики в воду. Что делают кораблики?

- Они стоят на месте.

- А теперь давайте подуем, что делают кораблики?

-Они стали двигаться.

- Мы вдыхаем и выдыхаем, воздух стал двигаться и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Мы с вами убедились, что воздух может передвигать предметы.(видео)  

-А теперь давайте присядем на стульчики и продолжим нашу беседу.

- Скажите, а у воздуха есть запах? Вдохните.

- Правильно, запаха нет. Воздух действительно не имеет запаха. Как же мы чувствуем запахи? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.(видео)

Они передаются воздухом, и мы их чувствуем.

 А вы знаете, что запах может спрятаться, как вы думаете, какой запах спрятался в этой коробочке?

-Воздух донёс до наших носиков запах духов.

- Воздух мы вдыхаем и выдыхаем. Вокруг нас воздух. Для чего он нужен человеку?

- Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ОБДУВАЕМ ПЛЕЧИКИ»

Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо.

Выполнение. Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке: голова находится прямо – «вдох», голова повернута направо – «выдох», голова прямо – «вдох», голову опускаем к подбородку – «выдох», голова прямо – «вдох», голову поднимаем наверх – «выдох», голова прямо – «вдох».

- Ребята, а можно ли жить без воздуха? Давайте проверим.

Наберите побольше воздуха и попробуйте не дышать, хотя бы недолго.

-Видимо, без воздуха и, правда, жить не возможно! Ребята, кому нужен воздух, кто не может жить без него?

-Конечно без воздуха не могут жить люди, животные, растения. (видео)

               

Дети включаются в деятельность, предложенную воспитателем

Дети внимательно слушают, наблюдают, выполняют опыт на определение цвета и прозрачности воздуха

Дети выполняют движения

Дети внимательно слушают, наблюдают, выполняют опыт на определение того, что легче вода или воздух, определение формы воздуха

Дети внимательно слушают, наблюдают, выполняют опыт на определение есть ли воздух внутри нас.

Дети внимательно смотрят и слушают.

Дети обогащают познавательную сферу через игровое взаимодействие отвечают на вопросы

Дети внимательно слушают, наблюдают, выполняют опыт на то, что воздух может передвигать предметы.

Дети садятся на стульчики.

Дети внимательно слушают, наблюдают, выполняют опыт на то, что воздух доносит до нас запахи

Дети выполняют движения

Дети пробуют не дышать

Создано положительное эмоциональное состояние

Дети пришли к выводу, что воздух прозрачный, не имеет цвета

Созданы условия для физической активности,

Дети определяют, что вода тяжелее воздуха, а воздух не имеет формы

Дети определяют, что воздух внутри нас есть

Дети получают знания о том, каким бывает воздух.

Дети развивают логику мышления, мыслительную активность, произвольное внимание и память.

Дети убеждаются в том, что воздух передвигает предметы

Дети делают  вывод: воздух не имеет своего запаха, но может передавать другие запахи

Созданы условия для физической активности, развития умения выполнять движения по тексту

Дети делают вывод, что без воздуха жить невозможно

Заключительный

Рефлексия.

Развивать диалогическую речь

-Молодцы! Ребята, давайте вспомним, что же интересного мы узнали о воздухе.

Воспитатель обращает внимание на плакат-схему «Свойства воздуха»

- Воздух бесцветный и прозрачный. Не имеет форму, без запаха, без вкуса, он  невидим

-Ребята, вы сегодня хорошо поработали. У меня для вас есть подарок. Ветерок дарит вам сладкое угощение. Предлагаю пойти в группу и попробовать угощенье.

Дети отвечают на вопросы делясь впечатлениями.

Дети возвращаются в группу

Созданы условия для развития мышления, воображения, речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспектоткрытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшейгруппе Тема: «Осенний день с Матроскиным в Простоквашино»

Программные задачи:формировать умение употреблять существительные в единственном и множественном числе;закреплять   навык   образования   существительных...

Конспект занятия для средней группы на тему: "Воздух – невидимка"

ЦЕЛЬ УРОКА: Знакомство с понятием “ВОЗДУХ”. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; ЗАДАЧИ: ·        Показать способы обнаружения во...

Занятие в средней группе: "Воздух-невидимка".

Занятие в средней группе: «Воздух – невидимка».Воспитатель: Максимова Нина Михайловна.Задачи: Формировать у детей  экспериментально- исследовательскою  деятельность.Способствовать развитию п...

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе "Невидимка-воздух"

Данный конспект позволяет рассказать детям о свойствах воздуха путем экспериментирования....

Конспект занятия в средней группе «Рябинка» тема: «Невидимка воздух».

Конспект занятия в средней группе «Рябинка»тема: «Невидимка воздух»....

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»

Предлагаемый проект проводится в рамках экологического воспитания детей среднего  дошкольного возраста.  Образовательные области «Познание», «Здоровье», «Коммун...

конспект занятия в средней группе "Воздух-невидимка".

Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Уточнить знания детей об органах дыхания (нос, трахеи, бронхи, лёгкие)....