конспект занятия по познавательному развитию "Секретная лаборатория"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мерзликина Наталья Викторовна

Конспект открытого просмотра в группе общеразвивающей направленнгсти для детей 6 - 7 лет .  Занятие по познавательному развитию, исследовательская деятельность детей экспериментирование. Разработала и провела воспитатель Мерзликина Н.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное автономное учреждение

  «Детский сад  № 101»

г. Оренбурга

Конспект занятия

по развитию познавательно-исследовательской деятельности

Тема:   «Секретная лаборатория»

Образовательная область «Познание»

 Группа общеразвивающей направленности                   для детей   6-7 лет.

                                                                                            Воспитатель: Мерзликина

                                                                                                            Наталья

                                                                                                                  Викторовна

                                                                                                                      1 кв. кат.    

                                                                                                               

2022 год.

Организационная информация

Примечание (дополни-тельная информация к конспекту)

1.

Доминирующая образовательная область

Познавательное  развитие.

2.

Вид деятельности детей

- познавательно-исследовательская;

- игровая;

- коммуникативная;

- речевая;

-художественно- эстетическая.

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

  «Секретная лаборатория».

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

- беседа с детьми;

-объяснение и показ;

- постановка проблемы;

- обсуждение;

-муз. сопровождение;

- исследовательская деятельность;

-обсуждение опытов;    

- использование ИКТ (показ презентации);                                          - поощрение.

3.

Интеграция образовательных областей

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- физ. развитие;

- художественно – эстетическое;

4.

Возрастная группа

6-7 лет.

5.

Цель:

- вызвать у детей познавательный интерес к исследовательской деятельности в ходе опытов.                  

 

6.

Задачи:

6.1

Образовательные:

-расширять представления детей о вулканах, о пользе и опасности вулканических извержений;

- познакомить с профессией вулканолог;

- закрепить знания о профессии геолог;

- обогатить знания о полезных ископаемых (где их можно обнаружить, как их добывают, что из них можно сделать);

-продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя;

-расширять и обогащать словарь детей (существительными, прилагательными и глаголами) по теме.

6.2

Развивающие:

- развивать познавательные процессы: умение проводить несложные опыты, умение анализировать, делать простые выводы на основе наблюдений;

- развивать зрительно – кинестическую память, умение аргументировать свои высказывания;

- развивать любознательность, внимание и коммуникативные навыки.

6.3

Воспитательные:                                                                                            - продолжать воспитывать у детей стиль партнерских отношений (работать в коллективе, слушать и помогать друг другу);

- поддерживать стремление ребенка активно отстаивать свою точку зрения, вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

7.

Планируемые результаты:

- умеют проводить несложные   опыты самостоятельно с опорой на схему;

- делает аргументированные выводы на основе наблюдений;

-  проявляет желание оказывать помощь;

- охотно участвует в коллективной  и подгрупповой деятельности;

- фиксирует результаты наблюдений в картах анализа.

 

8.

Организация среды для проведения образовательной деятельности

- материал для проведения опытов (подносы, макеты вулканов 2 шт., тарелочка с пищевой содой 2 шт., чайная ложка 2шт.,  стаканчики с водой 2шт., красная гуашь, кисти, пипетки  2 шт., баночки с моющим средством 2 шт., уксус у воспитателя);

- мольберт;  картинки (правила поведения в лаборатории, карта группы)

-инд. карточки для детей, для фиксации результатов опытов;                                                  

-муз. сопровождение «А, ты изобрети»;

- телевизор для показа презентации;

- рюкзак 2 шт., предметы для похода (компас, веревка, блокнот, карандаш, бусы, игрушка, фонарик, мячик);

- 2 стакана с водой, монеты, магниты 2 шт.;

- камни по количеству детей, лупа по количеству детей;

- смайлики.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

- проводили опыты с водой и воздухом;

- учились делать аргументированные выводы;

- рассматривали предметные картинки с изображением вулканов;

- рассматривали схему строения вулкана;

-Проводили беседы «Как появляются горы»,  «Откуда взялись камни?»;

Просматривали видео ролик «Извержение вулкана»

Конспект занятия

I.

Вводная часть

1.1

Создание проблемной ситуации

В.: Ребята, сегодня мне  на электронную почту пришло обращение от Знайки. Оно адресовано вам. Хотите его прочитать?

Д.: Да, хотим

В.: Тимур,  прочитай пожалуйста, о чем нам пишет Знайка.

Д: Здравствуйте ребята!

Меня зовут Знайка.

Я сейчас нахожусь с геологами в горах, а мне срочно надо провести исследования  в «секретной лаборатории».

Помогите мне, пожалуйста

В.: Молодец!    Ну, что ребята поможем Знайке?

Д.: Да, поможем.                                                                               

Воспитатель включает презентацию на телевизоре и предлагает детям прочитать, если  дети затрудняются, то педагог читает сам.

 

1.2

Целевая установка (с по мощью педагога дети формируют цель своей дея -тельности или принимают цель педагога)

В: Дети, что же нам делать, как добраться до лаборатории?

Д:  Можно поехать на поезде, полететь на самолете, поехать на машине, пойти пешком…

В.: Молодцы вы много способов перемещения назвали. А кто из вас знает, где находится «секретная лаборатория»?

Д.: никто не знает.

В.: А давайте посмотрим,  может быть в послании еще что то есть?

1.3

Мотивирование к деятельности детей

В.: Посмотрите ребята, что это такое?

 Д.: Это карта нашей группы.                                                  В.:  Правильно это карта нашей группы и на ней нарисован путь к «секретной лаборатории».

А, чтобы до лаборатории добираться было интереснее,  давайте разделимся на две команды: команда мальчиков и команда девочек. При помощи считалки выберем капитанов команд и придумаем названия.

Д.: Команды можно назвать «Новаторы» и «Умницы».

В.: Замечательно. А сейчас выберем капитанов.

Алина выбери капитана в своей команде.

Алина: Мы исследуем планету

Узнаем ее секреты

Капитан команды ты

В путь дорогу нас веди.

В.: Молодец. Теперь Артем выбери капитана своей команды.

Артем:  Мы планету изучаем

Тайны мы ее узнаем

Мы команда просто класс

Будешь капитан у нас.

В.: Молодец. Итак, капитаны выбраны в путь дорогу нам пора.

Воспитатель включает презентацию,  на экране возникает карта группы

Дети делятся на две команды и считалкой выбирают капитанов.

II.

Основная часть

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

В.:  Прежде чем отправиться в путь,  выполним первое задание «Собери рюкзак в дорогу»

Перед вами на столах лежат рюкзак и предметы,  которые необходимы для исследований, приглашаем по одному ребенку от каждой команды. Ваша задача собрать рюкзак и положить только те предметы, которые будут вам необходимы для экспедиции.

В.:  Все, что нужно для выполнения исследований мы собрали. Быстрее была команда мальчиков, она получает смайлик. Давайте посмотрим на карту.

Следующее задание находится на севере. При помощи чего мы можем определить,  где у нас север?

Д.: Где находится север,  мы определим при помощи компаса.

В.: Правильно. Капитаны команд достаньте компас из рюкзака. Определяем, где находится север?

Д.: Север находится там, куда показывает стрелка с красным уголком.

В.: Двигаемся в данном направлении.

Посмотрите, что у нас на столах?

Д.: Это магниты, стаканы с водой, в них лежат монеты.

В.: Правильно следующее задание «Достань монеты из воды».  Они нам нужны для прохода в «секретную лабораторию». Кто расскажет, как мы будем это делать?

Д.: Надо приложить магнит к стенке стакана и аккуратно поднимать магнит вверх. Монета тоже будет подниматься.

В.: Умница. Это задание я предлагаю выполнить капитанам.

В.: Хорошо. Какой вывод мы можем сделать исходя из этого задания?

Д.: Вода проводит магнитные волны.

В.: Правильно. С этим заданием вы тоже справились. Лучше всего его провела команда девочек они получают смайлик.

 Давайте посмотрим на карту и определим местоположение следующего задания. Кто мне подскажет куда дальше нам надо двигаться?

Д.: Дальше нам надо двигаться на восток.

В.: Мы с вами попали в гости к геологам. Кто такие геологи?

Д.: Геологи это люди, которые занимаются поиском полезных ископаемых.

В.: Правильно. Геолог,  это очень интересная профессия. Наука, которой занимаются геологи,  называет – геология. Но геолог профессия, связанная с риском, потому, что геологи отыскивают свои материалы для исследований высоко в горах и глубоко под землей в пещерах.

 В.: Следующее задание «Помоги геологам составить карты анализа». Сейчас каждый ребенок получит объект исследования (камень) и рассмотрев его с помощью лупы, занесет свои выводы в карточку анализа (зарисует)  

Цвет

Форма

Тонет

Не тонет

Размер

В.: Молодцы все справились с заданиями.  Обе команды аккуратно заполнили карты и провели исследование, и получают по смайлику. Ребята, посмотрите на карту, скоро цель нашего путешествия будет достигнута. Кто подскажет,  где находится «секретная лаборатория»? Скажи Злата.

Злата: «Секретная лаборатория»  находится на юге.

В.: Отлично.  Для того, чтобы нам веселее и быстрее добраться до «секретной лаборатории» я предлагаю исполнить песню «А ты,  изобрети».

В.: Замечательно. Вот мы и попали в «секретную лабораторию». Капитаны положите монеты.

Прежде, чем приступить к исследованиям и проведению опыта давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

Д.: Надеть спецодежду, со всеми веществами обращаться аккуратно, не пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество, Жидкость с восклицательным знаком можно брать только воспитателю.

В.: Правильно. Обе команды хорошо знают правила. А теперь надевайте спецодежду: фартуки, шапочки, перчатки.

Для того чтобы вы поняли какой опыт мы будем проводить я вам загадаю загадку:

Есть природное явление

Называется «извержение»

Лава из горы течет,

Пепел в небо вьет и вьет,

Расскажите мне скорей

Кто виновник этих дел?

Д.: Это вулкан.

В.: Молодцы. Правильно угадали. Посмотрите,   как красиво выглядит извержение вулкана.

Дети, а кто знает как называются люди, которые исследуют вулканы?

Д.: Люди исследующие вулканы называются,  вулканологи.

В.: Молодец. А, как вы думаете, для чего люди стали исследовать вулканы?

Д.: Вулканы стали исследовать, для того, чтобы знать , когда произойдет извержение.

В.: Да, ребята вулканологи исследуют вулканы и предупреждают о следующем извержении, для того, чтобы жители могли покинуть опасную зону. Во время извержения вулкана почва нагревается очень сильно, находиться рядом с вулканами во время извержения без спецодежды и снаряжения очень опасно. Но мы с вами спецодежду надели и готовы провести опыт,  о котором нас просил Знайка.

Проведем опыт?

Д.:  Да, конечно.

В.: Перед каждой командой находится макет вулкана. Это конечно не настоящий вулкан, но при помощи таких опытов вулканологи составляют карты извержений. Знайка нам прислал схему проведения опыта и специальные вещества:

- макеты вулканов,

- волшебный порошок (пищевая сода),

- раствор моющей жидкости,

- красная краска,

- опасное вещество (уксус)

В.:  Давайте рассмотрим схему проведения опыта.

1.Разбавляем красную краску в небольшом количестве воды

2.Добавляем пипеткой 5 капель моющей жидкости, размешиваем.

3.Выливаем полученную смесь в жерло вулкана.

4.Добавляем 2 чайные ложки пищевой соды, размешиваем.

5.Воспитатель добавляет опасную жидкость (уксус).

Всем понятно как проводить опыт?

Д.: Да, понятно.

В.: А, капитаны команд зафиксируют ход опыта в карту анализа. Для этого им необходимо во время опыта наклеивать картинки с этапами проведения исследования. Приступайте.

В.: Молодцы у обеих команд получились замечательные извержения вулканов.

Скажите, пожалуйста, чем ваши вулканы отличаются от настоящих?

Д.: Наш вулкан маленький, из него не идет дым, лава не горячая.

В.:  Правильно. А еще ребята, когда лава остывает и твердеет , она превращается в вещество, напоминающее вот такую пемзу.

На столах лежат рюкзаки и набор предметов. По команде дети собирают рюкзаки. По окончании задания воспитатель предлагает детям проверить правильность выполнения задания.

Дети достают компас из рюкзака.

Определяют, при помощи воспитателя определяют нахождение севера.

Подходят к столам со стаканами с водой и магнитами.

Дети проводят опыт с магнитом и достают монеты

Педагог показывает слайды с изображением работы геолога.

                                                         

Воспитатель раздает детям камни из коллекции, дети рассаживаются за столы на которых лежат лупы, карточки и цветные карандаши.

Дети под музыкальное сопровождение танцуют и исполняют песню из мультфильма «Новаторы»

Педагог показывает слайды презентации с правилами поведения в лаборатории.

Педагог показывает слайды с извержением вулкана.

Воспитатель убирает ширмы на столах макеты вулканов и вещества для проведения опыта.

Педагог вывешивает схему проведения опыта и объясняет этапы опыта.

Во время проведения опыта капитаны команд наклеивают на карточки картинки с изображением этапов исследования

Воспитатель предлагает детям рассмотреть кусочки пемзы.

III.

Заключительная часть

3.1

Подведение итогов, самостоятельная деятельность детей по закреплению полученных знаний

     Рефлексивно-оценочный этап                                     В.:  Молодцы. Обе команды справились с заданием  и помогли Знайке.

Скажите,  пожалуйста, а что больше всего вам запомнилось  во время наших исследований?

Д.: Мне запомнился опыт «извержение вулкана»

В.: Хорошо. А что запомнила Лиза?

Лиза: Ая запомнила рассматривание камней.

В.: Замечательно. А, что было самым трудным для Егора?

Егор: Самым трудным было заполнять карты.

В.: Молодцы вы все очень хорошо потрудились и достойны званий великие исследователи.

Наши карты с исследовательской деятельностью мы отправим Знайке по электронной почте.                                                                                        

IV.

Определение перспективы дальнейшей деятельности

4.1

В.: Спасибо всем за проделанную работу, а у нас еще впереди будут  новые исследования и опыты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в лабораторию»

Способствовать осмысленному восприятию окружающего мира, побуждению фантазии, творчества и интереса, поддержанию положительно-эмоционального настроения....

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием “Даров Фребеля”. Лаборатория профессора Чудакова

Дети старшей группы отправляются в лабораторию профессора Чудакова (из м/ф "Фиксики"). В компьютере профессора поселяется вирус. Детям предлагается помочь профессору избавится от коварного в...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Лаборатория здоровья»

Эксперементирование на занятиях по познанию в подготовительной группе, на тему органы чувств....

Конспект занятия по познавательной деятельности в средней группе «Бумажная лаборатория»

Конспект занятия по познавательной деятельности в средней группе "Бумажная лаборатория"...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Зимняя лаборатория»

Здравствуйте, уважаемые гости, ребята. Сегодня мы хотим с вами поделиться интересными идеями. А для начала расскажем вам про то, что такое познавательно-исследовательская деятельность.Говоря о познава...

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности с применение цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии" "Что такое звук?"

Цель: Формирование познавательно – исследовательской активности в условиях цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения.Задачи: -...