Конспект занятия педагога с детьми по познавательному развитию «Необычное в обычном»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ульянова Татьяна Викторовна

Конспект занятия посвящён, на первый взгляд , такому привычному продукту, как соль. В ходе мероприятия воспитанники узнают, как добывают соль, опытным путём познакомятся с основными свойствами соли, узнают о соли, как о материале для творчества. Помимо расширения знаний и представлений о соли, по окончании занятия, у детей повысятся коммуникативные навыки, в целом возратёт познавательный интерес и творческая активность. Материал будет полезен воспитателям детских садов, педагогам начального и дополнительного образования, родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sol_dlya_ns_portala.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 411 «Гармония» с углубленным изучением английского языка Петродворцового района

 Санкт-Петербурга

Структурное подразделение «отделение дошкольного образования»

Конспект непрерывной образовательной деятельности педагога с детьми

по познавательному развитию «Необычное в обычном»

в подготовительной к школе группе

Разработала воспитатель структурного подразделения «отделение дошкольного образования»

ГБОУ школы № 411 «Гармония»

Ульянова Татьяна Викторовна

Санкт-Петербург

2020 год

Вступление

Непрерывная образовательная деятельность с детьми реализовывется в рамках темы «Город мастеров» в соответствии с комплексно-тематическим планированием структурного подразделения «отделения дошкольного образования» на 2020-2021 учебный год.

В ходе непрерывной образовательной деятельности с детьми осуществляется интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие – систематизировать знания детей о соли, её видах, свойствах, применении и значении в жизни человека.

Речевое развитие – различать и называть основные характеристики соли, её свойства; формировать умение детей аргументировано отвечать на вопросы воспитателя, формулировать вопросы, активизировать речь детей за счет новых слов: лаборатория, исследование, лупа, опыт, кристаллы, образец.

Социально-коммуникативное развитие – воспитывать у детей умение работать самостоятельно и в коллективе, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать умение слушать собеседника.

Физическое развитие – формировать умение выполнять движения физкультминутки в соответствии с текстом.

Художественно-эстетическое развитие – дать представление о соли, как о материале для творчества; формировать умение работать с солью, как материалом для творчества.

В ходе мероприятия создаются предпосылки реализации технологии проблемного обучения, игровые и здоровьесберегающие технологии.  Основной формой данной реализации предпосылок технологии проблемного выбрана форма постановки проблемного вопроса. Используются:

  1. словесные методы: беседа, чтение художественной литературы. Приёмы: вопросы, пояснения, объяснение, педагогическая оценка.
  2. наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий (схемы опытов и схема безопасного поведения, просмотр фильма, использование компьютерной презентации). Приёмы: показ способов действий, показ образца.
  3. практические методы: элементарные опыты
  4. игровые методы: дидактическая игра. Приёмы: загадывание и отгадывание загадок.

По окончании мероприятия воспитанники расширят знания и представления о соли. Обогатиться словарный запас детей. Повысятся коммуникативные навыки. В целом возрастёт познавательный интерес и творческая активность детей.

Цель мероприятия: создать предпосылки к проблемному обучению, в процессе формирования навыков экспериментирования с природным веществом – солью, фиксации наблюдений, развития умения анализировать и выдвигать гипотезы на основе наблюдений.

Задачи:

Образовательные:

  • Систематизировать знания детей о соли, её видах, свойствах, применении и значении в жизни человека.
  • Формировать у детей умение использовать соль, как средство для творчества.

Развивающие:

  • Развивать речь, мыслительные операции, познавательную активность.
  • Развивать инициативность и самостоятельность в ходе экспериментирования.
  • Развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику.
  • Совершенствовать и развивать творческие способности.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность, внимательность, соблюдение правил поведения и техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Оборудование для педагога: телевизор, компьютер или ноутбук, презентация «Схемы», фильм о добыче соли.

Оборудование для воспитанников: соль пищевая 2- ух видов помола, короба- подносы из черного картона, лупы, ложки, цветные мелки, баночки для поделок, листы фиксации результатов, вода.

Предварительная работа: беседы о соли; чтение и обсуждение пословиц и поговорок о соли; закрепление алгоритма выполнения опытов и правил техники безопасности; чтение русской народной сказки «Соль» и словацкой сказки «Соль дороже золота».

Содержание мероприятия:

Этап 1: Мотивация детей к деятельности

Проблемная ситуация

Воспитатель: В стародавние времена ценилась соль дороже золота. И не у каждого она была. Да и не все о ней знали. Случилось однажды одному мужику побывать в гостях. Угощали мужика славно! Он угощался и всё думал: «Что такое: хлеб, как у меня, да только вкуснее, рыба из той же речки, а наестся не могу, еще хочется, лук простой и тот необыкновенно вкусный!» Ест и нахваливает угощения. понравился хозяевам гость такой вежливый. И раскрыли они ему свой секрет. Рассказали, что когда готовят, то только о хорошем думают, а еще добавляют в блюда соль. И напоследок подарили мужику мешочек соли. Мужик мешочек в телегу положил и домой поехал. Путь не близкий был. Пришлось ему заночевать в поле. Лег он под телегой и уснул. А ночью дождь пошёл, да такой сильный! Проснулся утром мужик! Кругом сыро, грязно, в телеге всё промокло, а мешочек, в котором соль лежала пустой. Думал мужик, думал куда соль делась, да так и не понял…

Этап 2. Совместная деятельность педагога с детьми.

Воспитатель: Ребята, а вы можете ответить: куда соль делась?

Предполагаемые ответы детей: растаяла

Воспитатель: А можем ли мы как-то подтвердить ваши догадки? Что мы можем для этого сделать?

Предполагаемые ответы детей: провести опыт.

Воспитатель: ну, тогда вперёд! Узнавать новое и интересное!

Я хочу загадать вам загадку:

 В воде она родится,
Но странная судьба-
Воды она боится,
И гибнет в ней всегда...

Вы, конечно, догадались, что речь в загадке идет о … соли. И в ней говориться: «в воде она родится». Что, по-вашему, означает это выражение? Где мы можем встретить соль в природе?

Предполагаемые ответы детей: соль образуется в воде.

Воспитатель: Я хочу рассказать вам, как люди добывали соль раньше и как это происходить сейчас. Просмотр презентации.

Воспитатель: узнали, где «соль родиться» и как её добывают?

Предполагаемые ответы детей: из воды, озер и морей

Воспитатель: мы ответили на первую часть загадки. Ну, а теперь попробуем ответить на вторую часть: «почему соль воды боится и гибнет в ней всегда». Для этого приглашаю вас в мини-лабораторию для проведения опытов. Лаборатория - учреждение серьёзное и, конечно, чтобы заниматься в лаборатории необходимо знать определённые правила и выполнять их. Обсуждение правил поведения в лаборатории

Воспитатель: итак, инструктаж вы прошли. Приступаем. Перед вами тарелочки с солью - образец №1 и образец №2. Давайте приступим к исследованию образцов! Кое-что о соли вы уже, конечно, знаете. Например, вы наверняка можете сказать, какого цвета соль?

Предположительные ответы детей: белая.

Воспитатель: верно, соль белого цвета. Воспитатель обращает внимание детей на листы фиксации опытов и наблюдений. Отмечается цвет соли, вкус, отсутствие запаха.

Воспитатель: предлагаю рассмотреть соль пристальнее. Придвиньте тарелочки с образцами. Одинаковая ли соль в образцах? Что общего?

Предположительные ответы детей: соль состоит из кристаллов.

Воспитатель: действительно, соль вещество белого цвета, состоит из кристаллов. Есть ли отличия? Какие?

Предположительные ответы детей: на образце № 1 кристаллы соли крупнее, чем на образце № 2. Работа с листом фиксации.

Воспитатель: А сейчас наберите щепотку соли, как буд-то хотите посолить суп. Как ведёт себя соль?

Предположительные ответы детей: соль «сыпиться». Она сыпучая.

Воспитатель: итак, давайте подведём итог, начав его фразой «в результате наших исследование было установлено, что соль…»

Предположительные ответы детей: «в результате наших исследований было установлено, что соль… (белого цвета, состоит из кристаллов, сыпучая, не имеет запаха, хрустит…)- сделать схему описания вещ-ва

Воспитатель: итак, мы исследовали соль. Работали. Необходимо отдохнуть. Давайте встанем у рабочих мест и разомнёмся

Физкультминутка

Потрудились – отдохнём (шаги на месте)

Встанем, глубоко вздохнём. (команды и движения по тексту)- 3 раза

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять,

Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.

Воспитатель: Взбодрились. И с хорошим настроением приступим к опытным исследованиям.

Опыт «Куда делась вода?» (поглощение солью воды)

 Воспитатель: прошу вас занять рабочие места, помнить о правилах поведения в лаборатории.  Итак, напоминаю, что мы пытаемся разгадать загадку: «Куда, в сказке, делась соль, подаренная мужику?» Дети, давайте предположим, что будет если в соль добавить небольшое количество воды?

Предполагаемые ответы детей: впитается в соль.

Воспитатель: что мы можем сделать, чтобы в этом убедиться?

Предполагаемые ответы детей: провести опыт

Воспитатель: действительно, мы можем убедиться в этом опытным путём. Для этого поставьте перед собой стаканчик с солью (он помечен красным квадратиком) и возьмите ложку.  Добавьте в стакан с солью 2 столовые ложки воды из стакана.

Проводиться опыт

Воспитатель: что произошло?

Предположительные ответы детей: Соль поглощает воду.

Воспитатель: А теперь воду из стакана всю влейте в стакан с солью и размешайте. Что произошло?

Предположительные ответы детей: соль исчезла, растворилась.

Воспитатель: Дети! Как вы считаете, растворившись в воде, соль исчезла совсем?

Предположительные ответы детей: нет, она растворилась, но не исчезла.

Воспитатель: в этом можно как-нибудь убедиться?

Предположительные ответы детей: попробовать на вкус.

Итог опытов фиксируется в листе фиксации

Воспитатель: Молодцы!  Ребята, а вы помните сказку о незадачливом мужике, который остался без соли после дождя. Можем ли мы ему теперь точно сказать, куда пропала его соль.

Предположительные ответы детей: соль растворилась в воде

Воспитатель: верно! Что мы теперь знаем о соли?  

Предположительные ответы детей: небольшое количество воды соль поглощает, а если воды много, то соль растворяется в воде.

Воспитатель: Молодцы! Помогли мы мужику разгадать секрет, куда соль его делась?

Предположительные ответы детей

Воспитатель: Молодцы!  Ребята, а как используют соль сейчас? Работа с листом фиксации опытов и наблюдений

Предположительные ответы детей: при приготовлении пищи; на подкормку животным; посыпают дороги в гололёд…

 Воспитатель: как вы думаете, ребята, что мог бы сказать о соли художник?

Предположительные ответы детей:

Воспитатель: а вы любите рисовать?

Предположительные ответы детей: да

Воспитатель: предлагаю вам стать необычными художниками и порисовать на соли? Для этого давайте переместимся в творческую мастерскую.  Перед вами подносы с солью.  Я буду вам загадывать загадки, а вы давать мне на них ответы в виде рисунков на соли. Для этого нам понадобятся наши ушки, внимание и пальчик, которым мы будем рисовать.

1. Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет...(банан)

2. Чесноку любимый брат,

И никто не виноват,

Что его кто тронет,

Вмиг слезу обронит (лук)

3. Весь Антошка —

 Шляпка да ножка.

Дождь пойдёт —

Он подрастёт. (гриб)

Воспитатель: убедились, что соль может быть прекрасным помощником в рисовании. Но оказывается и саму соль можно раскрашивать, делать из красивой соли поделки и дарить близким и друзьям. Попробуем?

Предположительные ответы детей: да

Воспитатель: перед вами цветной порошок – это цветная соль, мелко натёртые цветные мелки смешанные с солью мелкого помола. Сейчас мы попробуем научиться, как красить соль мелками.

Проводиться мастер- класс по окрашиванию соли цветными мелками.

Далее предлагается детям из уже готовой цветной соли сделать красивую баночку для украшения интерьера.

Воспитатель: замечательные баночки у вас получились

Этап 3 Рефлексия

Воспитатель:

Дорогие ребята! Исследователи и учёные! Мы сегодня славно потрудились! Что нового, интересного и полезного вы узнали? Что для вас было трудно? А что особенно понравилось и оказалось легко?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Большое вам спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Необычное в обычном»

ull; Расширять и закреплять знания об окружающем мире;• Закреплять первоначальные представления детей о связи животных со средой обитания;• Уточнить знания экологических систем: «вод...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «Необычный мяч» в старшей группе

Формирование у дошкольников установки на здоровый образ жизни, обобщение и актуализация понятия мяч....

Итоговое занятие педагога-психолога по познавательному развитию в старшей группе

Итоговое занятие педагога-психолога по познавательному развитию  в старшей группе...

Конспект занятия (педагога –психолога) направленного на развитие познавательных процессов и создание эмоционального комфорта с детьми старшего дошкольного возраста «Мой помощник – ёжик».

Конспект занятия (педагога –психолога) направленного на развитие познавательных процессов и создание эмоционального комфорта с детьми старшего дошкольного возраста...

Открытое занятие. Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) в средней группе

Повышение уровня математических способностей дошкольниковпосредством использования игрового набора «Дары Фребеля»....