Программа кружка "Мы хозяева -Земли"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Лопарёва Татьяна Николаевна

Познавательная информация для детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ПОДСОСНОВСКАЯ СРЕДНЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Утверждаю

Руководитель Редкодубравского д/с «Колокольчик»-

Филиала МБОУ «Подсосновская СОШ»

______________ Т.В.Бедина

«____»_________20__г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

для детей старшего дошкольного возраста

«Мы хозяева Земли»

Руководитель кружка воспитатель:

Лопарёва Т.Н

с.Редкая Дубрава

2022-2023год

«Мир, окружающий ребенка – это,

 прежде всего, мир природы,

с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

 Здесь, в природе, вечный источник

                                                      детского разума».        

В. Сухомлинский.

 Актуальность:

Кружок «Мы хозяева Земли» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Целью программы является:

- воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе;

- формирование представлений о самоценности природы, эмоциональному, положительному отношению к ней, умению экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;

- закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих

участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде.

Задачи:

1) Обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса,

расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире, обучению повествовательной речи (пересказывание, составление диалога), развитию у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.

2) Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного интереса и стремление к самостоятельным повторам.

3) Воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней.                                                                                                                  

Сроки реализации программы – 1 год обучения.

Время проведения: Режим работы кружка 1 раз в неделю по 25 минут.

          Методы проведения:

Наглядные: демонстрация наглядного материала (иллюстрации, презентация)

          Практические: игра, эксперименты, дидактические игры, подвижные игры.                                                                                                                                                                    

Словесные: рассказывание, беседа, чтение худ. литературы.

 Ожидаемые результаты:

К концу учебного года дети должны знать и уметь:

- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести

ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего мира;

- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки

рационального природопользования;

- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания

его в разных условиях.

Работа с родителями.

-Оформление папок передвижек для информации родителей по темам кружка

-Акция «Мы за чистое село»(раздать  листовки)

-Выставка рисунков выполненная с детьми «Берегите природу!».

План работы кружка «Мы хозяева Земли»

2022– 2023 учебный год.

п/п

Сроки проведения

Тема занятия

Цель занятия

Методические приёмы, материалы.

Сентябрь

Беседа «Что такое природа?» Понятие о живой и неживой

природе.

Дать понятие живая – неживая

природа. Учить детей

различать по характерным  признакам  живую и неживую

природу.

Материалы из

экспериментальной зоны

(камни, песок, глина)

Беседа «Как вести себя в природе»

Закреплять у ребят знания о культуре поведения в природе.  Верно оценивать свои поступки и  поступки окружающих.

Сюжетные картинки знакомство с окружающим.

«Что нас окружает?»

Воспитывать бережное отношение к природе, различать объекты созданные природой и человеком.

Предметы различные, сделанные человеком; объекты природы (живой и неживой)

Октябрь

Беседа воспитателя с детьми о

лесе.

Разгадывание загадок о лесе и

его обитателях.

Уточнить и расширить представление детей

о лесе. Воспитывать у детей интерес к жизни

леса, учить видеть красоту лесного пейзажа на картинах.

Репродукции картин на тему леса, тексты стихов о временах года, предметные картинки с

изображением деревьев,

кустарников, ягод,

муляжи грибов.

Беседа «Кто главный в лесу? Живые

цепочки»

Игра «Живая цепочка».

Рисование: необычное дерево или животное.

Уточнить представление о лесе, его растениях и обитателях, формировать представление о их пищевой зависимости друг от друга, учить составлять

экологические цепочки

Контурные изображения

цепей питания.

Путешествие  в зимний лес

Сформировать представление детей о жизни животных в

зимний период. Учить

распознавать следы лесных обитателей на снегу

Воспитать любовь и

сочувствие к животным.

1. Рассмотреть

иллюстрации «Лесные животные»;

2. Рассказать о

жизни диких

животных в лесу (чем они питаются зимой, способы их передвижения, места обитания);

3. Просмотр

презентации «Следы

лесных обитателей на снегу».

«Викторина о

лесе»

Расширить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать экологическую культуру.

Рисунки детей,

репродукции

картин, посвященных

лесу.

ноябрь

Солнечная система.

Солнце – источник света и тепла.

Дать первоначальные

представления о строении

солнечной системы.

Познакомить детей с

«небесным светилом» -

солнцем.

Наблюдать за изменением

длины дня, связывать их с

положением солнца на небе.

Карта солнечной системы, глобус и лампа для освещения шапочки.

Роль света в жизни

растений , животных, человека.

Сезонные изменения в природе.

Познакомить детей с ролью

солнечного света в жизни

растительного и животного

мира.

Учить понимать причины

сезонных изменений в

природе

Горшочки для посадки

растений

( для дальнейшего

наблюдения за ними в

тёмном месте.)

в светлом месте.

Почва – верхний слой земли

– «Живая земля»

Познакомить детей с понятием

«Живая земля». Познакомить с

составом Земли – почвой.

практическое

занятие, чтение.

 Обитатели почвы. Значение   почвы для жизни растений, животных, человека.

Учить узнавать, различать, называть обитателей почвы.

Рассказать о значении почвы

для жизни растений,

животных, человека

Образцы разных видов

почвы: торф, песок, глина, земля, перегной.Рассказ «Почва-

«живая земля»

декабрь

Беседа «Как помочь нашей планете?». «Планета Земля в

опасности»

Дать детям представление о том, что планета

Земля — это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой — океанами и

морями. Кроме воды есть материки — твердая земля — суша. Планета Земля

сейчас в опасности. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу,

изучать ее, правильно с ней обращаться

Большой мяч (шар)

голубого цвета, белые

контуры материков

(можно использовать

контурные карты), плакат «sos», флажок «sos», бледно-зеленая, желтая краски, авторучки с черным и красным стержнями, простой карандаш, клей, ватман.

Беседа о добрых и злых поступках.

 «Через добрые

дела можно стать

юным экологом

Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают

хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог — это ребенок, который любит

природу, заботится о живых существах (растениях и животных) в детском саду и

дома, создает для них хорошие условия жизни.

Сказка «Лиса, заяц и

петух», стенд «Панно-

рама добрых дел»

Беседа «Космос. Вселенная.

Звёзды».

Уточнить и расширить

представления детей о

космосе, работе космонавтов,

подчеркнуть уникальность

планеты Земля.

Иллюстрации с изображением Вселенной

звёзд, фото космонавтов.

«Солнце, Земля и другие планеты»

Дать детям первоначальные элементарные представления о строении Солнечной системы (Солнце – это звезда: огромный горячий шар, имеет высокую температуру, посылает во все стороны большое количество тепла и света); уточнить знания о строении солнечной системы.

Составление макета «Солнечная система»;аппликация «Солнечная система»

январь

«Мы туристы»

Формировать экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе.

Изготовление знаков «Берегите природу».

«Земля – живая планета»

«Человек - как часть природы»

Познакомить с понятием «Жизнь на Земле», общие условия для растений, животных и людей.

Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь.

Чтение художественной литературы о жизни растений и животных в разных экосистемах, необходимых условиях жизни.

Дидактическая игра «Где чей дом?»

Выпуск листовок «Сбережем планету нашу».

«Сказка ложь, да в ней намек»

Формировать у детей правильные экологические оценки, создавая ситуации, требующие проявления заботы, внимания, сочувствия, отзывчивости, сострадания, а так -же зачатки экологического идеала с помощью загадок и сказок о животных, где добро побеждает зло, прекрасное над безобразным.

Чтение экологических сказок на экологическую тему: «Родник», «Дождевой червяк», и др.

февраль

«Охрана растений.

Красная книга природы»

Познакомить детей с

охраняемыми растениями,

сформировать чувство

зелёного наряда планеты,

познакомить с различными

видами деятельности по

охране растений, вызвать

стремление к этой

деятельности.

Рисунки охраняемых

растений, Красная книга, плакаты по охране природы,

репродукции художников -

пейзажистов И.И. Шишкина,

Ф.А.Васильева.

Понятие о дикорастущих и

культурных растениях.

Лекарственные и ядовитые

растения.

Познакомить детей с

разновидностями растений.

Учить различать их в

природе.

Иллюстрации

лекарственных и ядовитых

растений,

Гербарий этих растений

«Части растений.»

Формировать представления

детей о том, что у растений

есть корень, стебель, листья,

цветы и какое значение они

имеют для растений.

Демонстрационный

материал из серии

«Знакомство с окружающим

миром», гербарий растений

март

«Этот удивительный мир насекомых»

Уточнить и углубить знания детей о многообразии насекомых. Способствовать формированию знаний о сезонных изменениях в жизни насекомых, о сроках пробуждения насекомых: пчелы, жуки, бабочки, муравьи, комары.

Иллюстрации с изображением насекомых, картинки, видеофильм. Лепим любимое насекомое.

«Когда животных в природе становится много или мало»

Формировать умение замечать нарушение равновесия в природе. Способствовать формированию понимания взаимосвязи обитателей леса, цепочек питания.Развивать умение классифицировать животных по нескольким признакам (внешний вид, питание, место обитания)

Дидактическая игра «Невидимые нити», «Пищевые цепочки».

«Рыбы»

Расширять знания детей о

разновидностях рыб

(аквариумные; пресноводные

– прудовые, речные; морские;

океанические).

Иллюстрации с видами рыб и мест их обитания, аквариум с рыбами, альбомы, цветные карандаши.

«Птицы»

Учить различать и

классифицировать птиц по

местам их обитания, по

повадкам.

Наглядный материал

«Птицы в картинках».

апрель

Десять заповедей друзей

природы.

Познакомить детей с десятью заповедями поведения в природе , понимать их значение и применять эти правила в жизни по отношению к объектам природы.

Нужны все на свете (Обобщение знаний)

Обобщение знаний,

полученных в процессе

обучения по предыдущим

блокам.

Закрепление и обобщение

правил экологически

грамотного поведения

человека в природе и в быту.

Экологический вечер

развлечений: « Земля

наш общий дом»

  1.                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД " Мы хозяева Земли" в подготовительной группе

Занятие составлено по теме раздельного сбора ТБО и проблемам в сфере обращения с отходами.Цель данного занятия расширить и углубить знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как...

Конспект занятия в подготовительных и старших группах «Мы — хозяева Земли»

Комплексное занятие «Мы — хозяева Земли» НОД в подготовительных и старших группах  по теме раздельного сбора мусора  и проблемам в сфере обращения с отходами.5 образов...

Конспект занятия в подготовительных и старших группах «Мы — хозяева Земли»

Комплексное занятие «Мы — хозяева Земли» ОД в подготовительных и старших группах по теме раздельного сбора мусора  и проблемам в сфере обращения с отходами....

Консультация для родителей "Мы хозяева Земли!"

Консультация для родителей "Мы хозяева Земли!"...