Проект "От зернышка до хлеба"
проект по окружающему миру
Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут.
Вместе с ребятами средней группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_22_gr_hleb.docx | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект
«От зернышка к хлебу»
Подготовила: Шаповалова С.В.
Воспитатель,
МАДОУ «Сказка»
Исследовательский проект
«От зернышка к хлебу»
Паспорт проекта«От зернышка к хлебу»
Вид проекта: исследовательский
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: воспитанники средней группы №22 и их родители, воспитатели.
Возраст детей: 4 – 5 лет
Направление деятельности проекта: вовлечение детей в исследовательско-экспериментальную деятельность в условиях детского сада для изучения и разрешения проблемной ситуации.
Актуальность проекта:
Современные дети не знакомы с процессом производства хлеба, не знают, какой длинный путь проходит хлеб, прежде чем попасть на стол, не знают, как много людей разных профессий задействованы в этом трудоёмком процессе. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут.
Вместе с ребятами средней группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Наблюдая за машиной, которая привозит хлеб в детский сад, дети спрашивали, как делают хлеб, откуда его привозят. Так появилась идея проведения исследовательского проекта «От зернышка к хлебу»
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие, «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Цель:
-создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности детей, вовлечение детей в исследовательскую деятельность; расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о хлебе посредством наблюдений, опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:-при помощи исследовательской деятельности узнать об особенностях внешнего вида, условиях произрастания, полезных свойств злаков, из каких зерновых культур изготовляют муку для хлебобулочных изделий
-дать детям представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
-развивать любознательность к процессу изготовления теста;
- развивать у детей познавательный интерес к исследовательской деятельности и экспериментированию;
-формировать навыки исследовательского мышления детей, создавать условия для детского экспериментирования;
формировать познавательные умения: экспериментировать, сравнивать, анализировать, отражать результаты в речи
- закреплять правила во время проведения опытов;
- развивать умение делать выводы по результатам работы;
- приобщать детей к художественной литературе: знакомить с рассказами, стихами, сказками, пословицами и поговорками о хлебе;
- расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
-развивать творческие способности детей.
- воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
Ожидаемые результаты:
- У детей появится информация о злаковых культурах;
-Дети научатся находить признаки сходства и отличия зерновых культур;
-Дети примут активное участие в опытно – экспериментальной деятельности.
- У ребят сформируется представление о процессе выращивания и производства хлеба, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Ребята будут бережно относиться к хлебу.
- К проекту будут привлечены родители.
Формы организации детей:
- индивидуальная работа;
- работа в группах;
- коллективная работа;
- объединение нескольких групп.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:
Проект, включает четыре этапа: - подготовительный (разработка проекта); - исследовательский (реализация основной части проекта); - заключительный (обобщающий); - презентация проекта;
1 этап – подготовительный
1) Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях;
2)Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, злаковые растения, крупы, мука из разных злаков;
3) Подбор литературного материала: пословицы, рассказы, сказки, притчи, стихи.
4) Обогащение предметно - развивающей среды в группе
5) Приобрели необходимое оборудование (контейнеры, земля).
6)Создали экспериментальную лабораторию.
2 этап - исследовательский «Изучаем путь хлеба»
Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг.
Проведение дидактических игр, сюжетно – ролевых игр, игры – превращения, пальчиковых игр.
Разучили стихи, загадки, поговорки, пословицы о хлебе.
Просмотрели видео-слайды «Как выращивают хлеб».
Познакомились с разделом из детской энциклопедии «Интересное о хлебе».
Проведение опытов и эксперементов.
3 этап –Заключительный, по результатам проекта.
Выставки детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из солёного теста;
Фотогазета «С моей мамочкой вдвоём очень вкусно мы печём»;
Создание экспозиции «Хлеб всему голова» в мини-музее группы.
Реализация проекта
Социально – коммуникативное развитие:
Игровая деятельность
Словесная игра: «Узнай по описанию», «Назови разные блюда из круп»
Хороводные игры: «Каравай», «Земелюшка – чернозем», «Урожай у нас хорош»
Дидактические игры: "Сложи правильно", «Что нужно для работы хлебороба?», «Что из чего?», «Узнай на вкус», «Угадай, что в мешочке», «Разложи по порядку», «Сложи колосок», «Найди лишние ингредиенты»
Сюжетно-ролевая игра «Пекари», «Семья», «Хлебный магазин», «Угостим гостей чаем».
Дидактические игры: «Угадай профессию», «Угадай на вкус», «Сравни по форме», «Угадай по описанию», «От зернышка до булочки», «Откуда на стол хлеб пришел», «Что посеешь, то и пожнешь», «Чудесный мешочек», «Что из какой муки испекли», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий», «Назови профессию»,
Театрализация «Колосок»,Драматизация сказки «Как курочка хлеб пекла».Инсценирование сказок «Колосок», «Колобок».
Непосредственно-образовательная деятельность. Познавательное развитие.
«Откуда хлеб пришёл?
«О тех, кто растит хлеб»
Физическое развитие
Подвижная игра «Калачи», «Пахари и жнецы», «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»;
Физкультминутки:
Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто»
Познавательно – исследовательская деятельность
Знакомство с семенами пшеницы (величина, форма, окраска, строение семян)
Где живет зернышко? Сравнение колосьев пшеницы, ячменя.
Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Проращивание зерен.
Наблюдения за прорастанием семян (пшеницы, ржи) в разных условиях (земля, песок).
Превращение зерна в муку.
Изучение свойств муки, теста
Замешивание теста
Наблюдение «Тесто растет и поднимается».
Сравнение хлеба пшеничного и хлеба ржаного
Мультимедийные презентации: «Как растет хлеб»,«Хлеб всему голова»
Речевое развитие:
Коммуникативная деятельность
Беседы «Кто такой хлебороб», «Что у нас на столе бывает ежедневно»;
Почему нужно беречь хлеб.
Отгадывание загадок
Беседы о пользе хлеба, о бережном отношении к нему
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Откуда хлеб пришел»;
Словесные игры «Образуй словечко, «Продолжи пословицу»;
Пересказ сказки «Колосок» с использованием сюжетных картинок
Чтение художественной литературы
Чтение сказок: «Мальчик с пальчик»,«Колосок», Н.Носов «33 зерна», «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»
Чтение рассказов:К.Паустовского «Теплый хлеб», «Дом зерна»,
В.Данько «Откуда хлеб пришел»
В. Дацкевич «От зерна до каравая»,
В. Ремизов «Хлебный голос»,Я. Аким «Хлеб»,
Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»,
Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог»,
И. Токмакова «Что такое хлеб»,
Н. Самкова «Охлебе»,
П. Коганов «Хлеб - наше богатство;
Я. Аким «Пшеница», «Хлеб»;
В. Дацкевич «От зерна до каравая»; Е. Житникова «От зёрнышка до булочки».
Заучивание пословиц, поговорок:
«Хвала рукам, что пахнут хлебом»
«Что летом уродится, все зимой пригодится»
«Хочешь есть калачи, не лежи на печи»
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда»
«И обед не в обед, коли хлеба нет»
«Ржаной хлебушко, калачам дедушка»
«Гречневая каша – матушка наша, а хлебу ржаной – отец наш родной» и др.
Художественно – эстетическое развитие
Лепка из соленого теста «Колобок», «Я пеку, пеку, пеку»,«Пирог»,«Готовим печенье»
Конструирование:
«Мельница», «Хлебозавод», «Комбайн».
Аппликация:
Натюрморт «От зерна до каравая», коллаж «Пшеничное поле», «Полотенце для каравая».
Составление узоров и выкладывание орнамента из зерен.
Рисование: «Фартук для пекаря»; «Колосок»; «Пироги и булочки»; «Баранки, калачи».
Участие родителей:
оформление экспозиции мини-музея (мука, зерно пшеницы, крупы и т. д)
сбор худ. литературы в книжный уголок (сказки, дет. энциклопедии)
помощь родителей в подготовке почвы и посадки семян;
помощь в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Хлебный магазин»,
совместная деятельность в домашних условиях «С моей мамочкой вдвоём очень вкусно мы печём»;
Результаты проекта:
У детей сформировалось представление о производстве хлеба; его ценности.
Дети получили информацию о злаковых культурах, научились находить признаки сходства и отличия зерновых культур;
Дети узнали сколько людей разных профессий трудятся над его производством.
Дети узнали значимость сельскохозяйственной техники для подготовки почвы, сбора и обработки урожая в разные времена;
Расширились представления детей о многообразии хлебных продуктов;
В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.
Разнообразные исследования, рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать их.
Считаем, что наш проект удался, оправдал наши ожидания, вызвал бурю положительных эмоций у детей и родителей и дал большой толчок в познавательном развитии детей.
Ребята стали бережно относиться к хлебу. Активно проявилась работа родителей. Проект способствовал установлению взаимодействия с семьей.
Таким образом, мы сумели достичь цель нашего проекта.
Список использованной литературы:
Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и
методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006. - 104с.
Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - м.: ТЦ Сфера, 2012. - 80с.
Алексеев М.Н. «Цена ему – жизнь. Слово о хлебе». – М.: Детская литература, 1990
Извекова Л.Н. «Что всего дороже?». – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1984
Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Мозаика- Синтез», 2004. - 40с.
Крючков В.Р. «Испекли мы каравай». - Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1984
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "От зернышка- к хлебу"
Цель проекта: сформировать у детей представление о ценности хлеба. Задачи проекта: формировать первоначальное представление о процессе производства хлеба, необходимости беречь хлеб; дать детям понятие...
Презентация "От зернышка до хлеба"
Презентация для детей старшей группы....
Тема: «От зернышка к хлебу»
Тема: «От зернышка к хлебу»Цель: Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба.Задачи:Образовательная: Систематизировать знания детей о длинном пути хлеба к столу. Закрепить...
"От зернышка к хлебу"
В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Вместе с ребятами нашей группы мы выясним, где же действительно «растет» хлеб, проследим весь путь хл...
Проектная деятельность Тема: «От зернышка до хлеба»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №17 комбинированного вида Приморского районаСанкт - Петербурга Проектная деяте...
«От зернышка до хлеба»
Введение. На Руси относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами средней группы мы ре...
«От зернышка до хлеба»
Введение. На Руси относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами средней группы мы ре...