занятие по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы "Путешествие воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Теплякова Елена Борисовна

Комплексное занятие по экологическому воспитанию с элементами эксперементированич и использованием ИКТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное   образовательное учреждение  

 №30 «Малыш» города Дубны Московская область

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности

на тему:

«Путешествие воды»

(подготовительная группа)

                                                                                                      Разработала: воспитатель

                                                                                    высшей квалификационной  категории

                                                                                                     Теплякова Елена Борисовна

Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. закрепить знания детей о свойствах воды,
  2. учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;
  3. организовать познание детей через самостоятельный поиск;
  4. активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

Развивающие задачи:

  1. развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;
  2. развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  3. развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес, зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные задачи:

  1. воспитывать у детей навыки безопасного поведения во время проведения экспериментов.
  2. воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.

Демонстрационный материал: кроссворд, столы по количеству детей, презентация «Путешествие воды», глобус, чайник, зеркальце, лед, снег, макет земли в разрезе, лейка, клей, медальки капельки воды.

Раздаточный материал: готовые формы для коллективной аппликации макета «Круговорот воды в природе»

Предварительная работа: просмотр презентации «Вода в жизни человека», чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме, заучивание стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?», беседы, просмотр документального фильма «Какая бывает вода», просмотр развивающего мультфильма «Путешествие капельки»,  изучение свойств воды, опытническая деятельность в группе, раскраски «Дождливый день», «Обитатели морей и океанов», «Планета земля», рисование «Берегите воду», игры детей с лукбуком «Все о воде», разучивание подвижной игры «Море волнуется раз».

Ход занятия

 Воспитатель. - Сегодня утром к нам в детский сад принесли посылку. Она адресована самым любознательным, самым старшим детям в детском саду. Я сразу поняла, что эта посылка адресована нашей группе. Давайте посмотрим, что в не лежит.

(Воспитатель достает кроссворд.)

- Ребята что-то я на пойму, что это за таблица?

Ответы детей. - Это кроссворд.

Воспитатель. - Подождите, подождите, здесь еще и загадки. Наверное, для того, чтобы разгадать этот кроссворд.

Всели, из вас умеют разгадывать кроссворд?

Ответы детей. Да.

Воспитатель. - Тогда слушайте первую загадку, ее ответ в кроссворде мы запишем под цифрой «1»

в

о

д

о

п

а

д

б

о

л

о

т

о

д

о

ж

д

ь

р

е

к

а

1.  Загадка.

 Вот так чудо!
 Вот так диво!

       Как сорвался он

       С обрыва, 
     

      Так уже, 
      Который год,

       Все никак,
      Не упадёт.

                         (водопад)

2.   А теперь вторая загадка, ее ответ мы запишем под цифрой «2».

     Не вода и не суша - 
     На лодке не уплывешь 
     И ногами не пройдешь.
                                     ( болото)

  1. Слушайте третью загадку, ее ответ мы запишем под цифрой «3»

     Где я только не пройду, 
    Везде сырость наведу. 
    Я грибной, я слепой, 
    А зимой, совсем чудной. 
    На полях, желанный гость. 
    Называют меня...

                                           (дождь)

  1. Ну, и последняя загадка, ее ответ запишем под цифрой «4»

    Чуть дрожит на ветерке

    Лента на просторе

    Узкий кончик  –  в роднике,

    А широкий  –  в море

                                           (река)

Воспитатель.  - Молодцы! Правильно вот мы и разгадали кроссворд. А теперь посмотрим, какое слово получилось в красном прямоугольнике. Давайте все вместе его прочитаем.

Дети читают.  Вода.

Воспитатель.  - Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде.

Когда первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин увидел из космоса землю, он назвал ее «голубой планетой»

-  Как вы думаете почему?

Ответы детей.  Потому, что большую часть земли занимает вода.

(Показ слайда с изображением земли, вид из космоса.)

Воспитатель (Обводит указкой всю воду на земле.) Все, что вы видите на планете Земля голубого цвета – это и есть вода.

Воспитатель.  - Ребята, кто из вас знает, как называется вся вода на земле?

Ответы детей. Вся вода на Земле называется Мировым океаном.

Воспитатель. - Верно, вся вода на Земле  - Мировым океаном. А вот для того чтобы людям было удобнее ориентироваться в этом огромном водном пространстве, люди разделили его …

- Как разделили Мировой океан?

Ответы детей. На океаны, моря, реки, озера.

Воспитатель. - А какие океаны вы знаете?

Ответы детей. - Тихий океан, Атлантический океан, Северный Ледовитый океан, Индийский океан.

Воспитатель.  - Вы, наверное, все ездили отдыхать на море?  Какие же моря вы знаете?

Ответы детей. Черное море, Красное море, Мраморное море...

Воспитатель. -  Какие реки вы знаете?

Ответы детей.  - Волга, Дубна, Сестра…

Воспитатель .- Молодцы! Много океанов, морей и рек вы знаете.

Воспитатель. -А как называется самое большое озеро на Земле?

Ответы детей. Самое большое озеро на земле называется озеро Байкал.

Воспитатель. - Вода  - удивительное вещество, она путешествует по всему Земному шару. А как же это происходит? Давайте с вами в этом разберемся.

Вода есть везде, в воздухе, на земле и под землей, в природе она встречается в твердом, жидком и парообразном состоянии.

Воспитатель. - Где же в природе можно увидеть воду в твердом состоянии?

Ответы детей. - Айсберги, снег, лед, сосульки, иней.

Воспитатель. - Конечно, посмотрите, вода в твердом состоянии в природе встречается в виде льда это айсберги, сосульки, град, и в виде снега и инея. Что же произошло с водой, что она стала твердой,

Ответы детей. Вода замерзла.

Воспитатель.  - Как вы думаете, где в природе вода встречается в жидком состоянии.

Ответы детей.  - Дождь, вода в реках, озерах, морях, океана.

Воспитатель.  - Правильно. Вода в жидком состоянии в природе встречается в океанах, морях, реках, озерах, в виде дождя.  (Показывает слайд с изображением морей, рек, океанов, дождя и тумана.)

Воспитатель. - А теперь давайте представим, что солнце нагревает воду на поверхности Земли.

- Как вы думаете, что происходит с водой?

Ответы детей. - Она начинает испаряться.

Воспитатель.  - Давайте убедимся и увидим, как это происходит.  (Опыт)

Описание опыта.-  В природе солнце нагревает воду, но, а я ее вскипятила   в чайнике.

Воспитатель открывает крышку чайника. Посмотрите, что это поднимается из чайника вверх?

Ответы детей. - Это пар.

Воспитатель. - Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в чайник наливала воду. А вы не знаете?

Ответы детей. - Вода нагрелась и превратилась в пар.

Воспитатель. - Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превратится в пар.

Воспитатель. - А что же такое пар?

Ответы детей.  Пар – это маленькие, крохотные капельки воды.

Воспитатель. - Правильно пар – это мельчайшие капельки воды, которые поднимаются вверх.

- Как называется такое состояние воды?

Ответы детей. Такое состояние воды называется – парообразное.

Воспитатель.  - А где в природе вода встречается в парообразном состоянии?

Ответы детей.  Пар, облака.

Воспитатель.  - Представим себе, что солнце нагрело воду в океане.

Что в таком случае происходит с водой?

Ответы детей. Вода начинает испаряться, превращаясь в пар и подниматься вверх.

Воспитатель. -  Что образует пар, поднявшийся в небо?

Ответы детей.  Пар образует облака.

Воспитатель. - Вы правы. Облака ребята образуются постепенно.

А как вы думаете, одинаковы ли облака?

Ответы детей. Нет.

Воспитатель. - Вот посмотрите (воспитатель показывает слайд с изображением перистых облаков.)

  - На что похожи эти облака?

Ответы детей. На перышко.

Воспитатель. - Какие они?

Ответы детей. Легкие, воздушные…

Воспитатель. - А как называются такие облака?

Ответы детей. Такие облака называются перистые.

Воспитатель.  - Да, вы правы, перистые облака, в них еще мало влаги и они легкие, воздушные парят по небу, вбирая в себя все больше и больше влаги,  и тогда образуются вот такие облака… (показ слайда с изображением кучевых облаков.)

- А как называются эти облака?

Ответы детей. Это кучевые облака.

Воспитатель. - Ребята, а чем отличаются кучевые облака от перистых?

Ответы детей. Они тяжелее в них собралось больше влаги, капелек воды.

Воспитатель.  - Правильно.  И вот представите кучевых облаков становится все больше и больше, они становятся все тяжелее, ниже и темнее, кучевые облака собираются все ближе и ближе друг к другу ( показ слайда небо в кучевых облаках.)

Что же получится, когда они соберутся вместе?

Ответы детей. - На небе появятся огромные тучи.

Воспитатель.  - А какими бывают тучи?

Ответы детей. Тучи бывают дождевыми, грозовыми, снеговыми.

Воспитатель.  - Посмотрите. Тучи накопили столько воды, что капли стали такими тяжелыми и большими, уже не могут лететь в воздухе, и они выпадают на землю в виде дождя или снега.

(Показ слайда туча с дождем.)

Воспитатель. - Ребята, но мы же с вами знаем, что вода не может появиться  из ни откуда, и уйти в никуда.

- Так что же происходит с водой, когда она прольётся дождем на землю?

Ответы детей. Земля впитает воду.

Воспитатель. - Сейчас мы с вами это узнаем и посмотрим, как же это происходит.

- Посмотрите вот так выглядит наша Земля если ее разрезать пополам. Она состоит из нескольких слоев. Первый слой — это земля, затем песок, камни, глина.

 (Воспитатель вызывает ребенка и вместе с ним проводит опыт)

Описание опыта. - Давайте представим, что на земле идет дождь.  (ребенок поливает землю).

- Что же происходит с водой?

Ответы детей. Она впитывается в землю.

Воспитатель. -  Воду впитывает земля, песок, она проходит через камушки. И вот уже посмотрите, вода, долго блуждая подземными путями, выберется на поверхность земли, образуя ручейки.

 (Слайд с изображением ручейков.)

Воспитатель. - А как вы думаете, во что собираются ручейки?

Дети. Ручейки собираются в реки.

Воспитатель (показ слайда реки) - Во что впадают реки?

Дети. Реки впадают в моря.

Воспитатель. -  Правильно реки впадают в моря, а моря впадают в океаны.

 Как называется такое явление природы?

Ответы детей. - Круговорот воды в природе.

(Слайд круговорот воды в природе.)

Воспитатель. - Молодцы!  Таков путь воды из моря в облака, из облаков на землю, из земли снова в океан. Вода не исчезает, а только переходит из одного состояния, в другое, она путешествует.

- Ну что ж, мы с вами прошли очень длинный путь. И я предлагаю вам отдохнуть.

Мы вдоль речки погуляем
Мы, вдоль речки погуляем,
И немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны, вперед.)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети (Присели.)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали. (Встали, подняв руки вверх.)
Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши.)
Ногами топаем! (Топаем ногами.)
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)

Воспитатель. А теперь я предлагаю вам поиграть. Я разделю вас на две команды и буду вам загадывать загадки и показывать слайды с фотографиями, а вы будете отгадывать. Победит та команда, которая даст больше правильных ответов.

Слайды с изображением: морей, рек, ручейков, облаков перистых, кучевых, туч, дождя, снежинок, водопадов, айсбергов, круговорот воды в природе.

Воспитатель. А теперь следующее задание. Посмотрите у каждой команды на столах лежат готовые формы. И сейчас я попрошу вас расположить и наклеить их на листе бумаги так, чтобы получилась схема круговорота воды в природе.

(Коллективная аппликация круговорот воды в природе.)

Занятие с детьми подготовительной группы  на тему:

«Путешествие воды»

Форма обучения: познавательно речевое занятие с использованием элементов экспериментирования.

Количество детей: подгруппа.

Цель занятия. Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе и связи круговорота воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое).

Программное содержание.

  • Закреплять представления детей о значении воды в нашей жизни, о том в каком виде существует вода в окружающем нас мире;
  • При выполнении практической работы: формировать умение наблюдать, сравнивать делать выводы;
  • Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
  • Активизировать в речи детей использования сравнительных оборотов.
  • Активизировать словарь детей словами: круговорот, перистые, кучевые одлака, парообразное состояние воды.
  • Продолжать обучать технике составления коллажей
  • Создавать у детей эмоционально – положительный настрой, развивать эстетические чувства, умение работать в коллективе..

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы "Берегите елочку красавицу"

Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о природе;  расширять представления детей о хвойном лесе и его обитателях; Учить различать хвойные деревья (по хвое, коре, шишк...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группе «Вода- это жизнь!»

Задачи : В ходе этого занятия с дошкольниками подготовительной группы будут выполнятся следующие задачи: закрепить знания детей о некоторых свойствах воды;уточнить, что вода - важная составляюща...

занятие по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы "Лес в жизни человека"

Конспект проведения  занятияпо экологическому воспитаниюдетей подготовительной группы «Лес в жизни человека»  Цель: уточнить и расширить знания о лесе. Воспитывать бережное отношение к ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы "Земля,воздух и вода-будут чистыми всегда"

Материал окажет помощь воспитателям при проведении НОД по экологическому воспитанию дошкольников....

Занятие по экологическому воспитанию для воспитанников подготовительной группы «Вода водичка»

Цель: Развитие познавательно-иследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водойЗадачи:Образовательные:Учить делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельнос...