Тема: Зимние явления в природе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ерошенко Светлана Александровна

Расширять представления о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, изморозь). Учить получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности. Развивать познавательную активность, творчество

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_2o_zime.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Зимние явления в природе

Задачи: Расширять представления о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, изморозь). Учить получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности. Развивать познавательную активность, творчество

                      Ход занятия:

Ребята мы живем с вами с большой и красивой стране России и имеем возможность  любоваться всеми временами года.  Зима – самое волшебное время года. Про нее написано много стихов. Одно из них я вам сейчас прочитаю.

 Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!

Ребята, с какого месяца начинается зима? Ответы детей

Какие еще месяца зимы вы знаете? Ответы детей.

По каким признакам мы узнаем, что наступила зима? Ответы детей.

Сегодня мы с вами поговорим о  зимних явлениях природы.

Просмотр презентации:

Слайд2 

 зима что это

Слайд3 

явления происходящие зимой

Слайд 4 – 5

 Гололед – это слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах (деревьях, проводах и т.д.) при замерзании переохлажденного дождя и мороси (тумана).

Слайд 5-6  Снегопад- выпадение снега из облаков                                                                                      

Чтение рассказа о снеге Чтение рассказа Н.А. Гурьевой «Снег»

В снегопад, при тихой безветренной погоде, из облаков на землю падают, точно маленькие парашютики, снежинки. Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды и идёт он из тех же туч, что и дождь. Но потом ученые доказали, что снег никогда не рождается из капелек воды. Водяной пар есть в воздухе всегда. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежинки. Оказывается, водяные пары поднимаются очень высоко над землей, где очень холодно, и из них образуются крошечные кристаллики. Кристаллик растет, потому что к нему присоединяются другие крошечные кристаллики. Потяжелев, этот кристаллик начинает опускаться на землю. Падая, он продолжает расти и превращается в красивую звездочку – снежинку. Подставив варежку, можно поймать снежинку и полюбоваться ее узором. Кажется, что каждая снежинка не похожа на другие, но ученые сумели выделить несколько основных форм снежинок. Им даже дали названия: звезда, пластинка, столбик, игла, пушинка, ёж, запонка.

Форма снежинок зависит от погоды. В безветренный морозный день снежинки падают медленно. Они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Снежинки падают по одной, поэтому их легко рассмотреть. При слабом морозе снежинки похожи на снежные шарики – «снежная крупа». А при сильном ветре идет «снежная пыль», так как ветер обламывает у снежинок лучи и грани. Когда нет мороза, падая на землю, снежинки прилепляются друг к другу и образуют «снежные хлопья». Они крупные и напоминают кусочки ваты

Слайд 8- 9 метель, буран, вьюга

Метель – перенос снега ветром  в приземном слое воздуха. Снег может подниматься как ранее выпавший, так и сопровождаться снегопадом.
Буран – степная вьюга, возникающая при сильном северном ветре. Во время бурана переносится  очень большое количество снега и практически  «сбивает с ног». Очень часто  во время бурана вырывает деревья с корнями, срывает  покрытия на крышах

Слайд 10-11 иней

 Мелкий дождик называется изморозь . Когда заканчивается изморозь и ночью немного подмораживает, на деревьях и кустарниках появляется красивый иней.

Изморозь и иней образуются в морозную погоду из водяного пара, но иней окутывает предметы тонким слоем, а слой изморози довольно толстый и нарастает равномерно со всех сторон. Да и по внешнему виду иней не такой пушистый и нарядный, как изморозь, переливающаяся разными цветами

Физкультминутка. Упражнение «Снег».

Снег сегодня шёл с утра (руки   опускаются сверху вниз)

Рада снегу детвора (хлопают в ладоши)

Снег на ветках (руки вверх), на дорожках (наклонили вниз)

На носах (дотрагиваются до носа) и на ладошках (показывают ладошки).

4. Экспериментальная деятельность.

Воспитатель: А сейчас ребята, мы с вами отправимся в снежную лабораторию, в которой происходят чудеса со снегом.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что будет происходить со снегом в тёплом помещении?   Какой становится снег?

Воспитатель: Давайте его потрогаем. Что можно сделать с таким снегом?

Воспитатель: А что происходит со снегом, когда мы его катаем в руках?

Ответы детей: Снег тает в руках.

Воспитатель: Что произойдёт со снегом, спустя некоторое время?

Ответы детей: Снег превратится в воду.

Воспитатель: Правильно ребята, снег растает и превратится в воду. А если мы эту воду нальём в формочки и поставим на улицу на мороз, что с ней произойдёт?

Ответы детей: Вода замёрзнет и превратится в лёд.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а снег в тарелочках уже превратился в воду. Можно ли эту воду назвать чистой?

Ответы детей: Нет, в ней видны частички грязи, пыли.

Воспитатель: Во время снегопада снег собирает в воздухе частички пыли. Поэтому, несмотря на то, что снег белоснежный, в нём содержится много грязи и микробов. Давайте аккуратно выльем воду в формочки. И заморозим. В обед пойдем на улицу и посмотрим, что произошло с нашей водой.

Предлагаю вам нарисовать красками снегопад. На общем листе рисуют снежинки.

Итог:  ребята, что нового узнали? С какими трудностями столкнулись? Что было интересно?

В свободное время посмотрели мультик 12 месяцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема:Зимние явления в неживой природе

Тема:Зимние явления  в неживой природе...

Методическая разработка плана на тему "Зимние явления в природе"

Воспитатель: Рыжова Наталья Николаевна.МБДОУ №32 «Росинка» г.Павлово/старший дошкольный возраст.Тема: «Зимние явления в природе» ПонедельникНОД (индивидуальная)Совместная деятельность в...

Конспект занятия по развитию связной речи на тему: "Зима. Зимние явления в природе"

Конспект занятия по развитию связной речи на тему: "Зима. Зимние явления в природе" подготовительная группа...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ по экологическому воспитанию на тему "Зимние явления в природе"

Белый снег пушистыйВ воздухе кружитсяИ на землю тихоПадает, ложится....

Календарно-тематическое планирование по теме недели "Пришла зима. Зимние явления в природе" подготовительная группа

Программное содержание:Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы, обособенностях деятельности  людей в зимний период; о безопасном поведении зимой.Обощать представления о ...

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ознакомление с природой) Тема: «Зимние явления в природе»

Цель: закреплять знания о природных явлениях в природе в зимнее время; закреплять знания о зимних месяцах; активизировать словарный запас; закреплять познавательную активность.Демонстрационный материа...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в старшей группе ТЕМА: «ЗИМНИЕ ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ»

Цель: Обогащение знаний и представлений детей о зимних явлениях природы....