конспект по познавательному развитию "Головные уборы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Альбина Абдряшитовна Тинчурина

Конспект НОД в старшей группе на тему «Головные уборы»

Образовательная область «Познание»

Цель: Знакомство детей с головными уборами

Задачи

Образовательные:

Познакомить детей с разнообразием головных уборов.

Поддерживать интерес детей к рассказыванию по собственной инициативе, учить передавать словесное содержание картины в форме короткого рассказа.

Совершенствовать представления о смысловой стороне слова, обобщающими наименованиями.

Формировать способы словообразования прилагательных:

Продолжать обсуждать профессии людей и их профессиональные принадлежности.

Словарная работа: фуражка, пилотка

Развивающие:

Развивать фонематическое восприятие и интонационную сторону речи.

Воспитательные:

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение выслушать товарища.

Воспитывать бережное отношение к головным уборам.

Методы и приемы: сюрпризный момент, игровой, наглядный, вопросы к детям, использование художественной литературы.

Материалы и оборудование:

Шапочка петуха для игры, головные уборы, мяч, картинки с изображением людей разных профессий, сундучок, головные уборы сказочных героев.

Ход занятий.

Воспитатель: Ребята давайте немного поиграем (игра для снятия напряжения под музыку  Екатерины Железновой «Шапочка»). Дети стоят по кругу и передают шапочку Петуха.

Ну, ребята, не зевайте!

Шапочку передавайте!

Только перестанут петь

Надо шапочку надеть!

(Ребенок, у которого на заключительную фразу оказалась шапочка, надевает её и встаёт в центр круга).

Траля-траля-траля! Ля!

Траля-траля-траля! Ля!

И любуется народ

Как же шапочка идет!

(Ребёнок начинает танцевать, имитируя движения сказочного героя, а все дети, стоящие в кругу, за ним повторяют и хлопают в ладоши).

 

Воспитатель: Сегодня занятие мы начнем с загадок особенных. Вы послушайте загадки, попробуйте отгадать.

В странах, весях, городах,

В королевствах, во дворцах

Жили-были короли.

И царицы, и цари восседали в чем на троне?

В золотой своей… (короне)

Если хочешь модной быть,

Успевай за ней следить!

Даже цвет твоих перчаток

Должен подходить под… (шляпку)

 

И в мороз, и в холода

Она спасет тебя всегда.

Чтоб не было здоровье шатким,

Надень на голову ты… (шапку)

 

Лоскуток треугольный

На головку Маринка Повязала – довольна:

Получилась … . (косынка)
Меня на голову надень

 

И бегай в самый жаркий день,

А снимешь - недовольна мама.

Я - шапка летняя. (Панама)

 

Воспитатель: в самом начале я говорила, что загадки особенные. Кто догадался в чем их особенность? Про что загадки? (шапки, шляпы…)

Как можно назвать двумя словами шапки, шляпы, кепки? (головные уборы)
Почему головные уборы так называются? (ответы детей)
Для чего нужны головные уборы? (ответы детей)
Какие вы знаете головные уборы? (ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю совершить путешествие в царство головных уборов. Наше путешествие я предлагают совершить на поезде.

Дети встают друг за другом, имитируют движения поезда.

Воспитатель: Вот мы оказались в удивительном царстве головных уборов. Это наша первая станция: Станция Головных уборов. Ребята, а если вы их на себя оденете, то они оживут и сами о себе расскажут.
Дети одевают головные уборы (кокошник, платок, кепка, шляпа, меховая шапка, панама, косынка, пилотка) и становятся в круг. Дети рассказывают, каким они стали головным убором и описывают его. Когда ребенок расскажет о пилотке, воспитатель обращает внимание на то, что слово пилотка новое.

Воспитатель: первоначально пилотку называли «перелеткой» или «полеткой», пилотку ввели для пилотов как компактный головной убор, который пилоты могли надеть после полета, сняв шлем.
Воспитатель:
 Давайте снимем головные уборы и поиграем с вами в игру

 «Что из чего, какая шапка?»
Из ситца – ситцевая
Из шелка – шелковая
Из шерсти – шерстяная
Из кожи – кожаная
Из соломы – соломенная
Из меха – меховая
Из вельвета – вельветовая
Из резины – резиновая

 

Воспитатель: Молодцы, ребята, нас ждет следующая станция отправляемся!

 

Станция Профессиональные головные уборы!

Воспитатель подводит детей к магнитной доске. На ней представлены картины с изображением людей разных профессий (летчик, повар, врач, строитель, полицейский, пожарный).

Воспитатель: Расскажите, люди каких профессий изображены на картинах? Какими головными уборами они пользуются, и для чего они им нужны? (ответы детей)

Когда дети обращают внимание на картинку с полицейским, называют головной убор: «полицейская фуражка», воспитатель обращает внимание на то, что слово «Фуражка» - новое слово.

Воспитатель: Когда очень давно в армии были фуражиры – это люди, которые отвечали за фураж(еду) для лошадей, от названия этой профессии и получилось слово фуражка.
Воспитатель: Ребята, а вам какая профессия больше нравится? Кем вы хотите стать в будущем? (ответы детей). Молодцы!

Воспитатель: Ребята, а какие необычные головные уборы, вы знаете? (Шляпа фокусника, шапка-невидимка). Кто знает - кто такие фокусники? Видел ли кто фокусника в цирке?

В нашем сказочном царстве появился волшебный сундучок. Что в нем? А в нем головные уборы сказочных героев. Но они мне в руки не даются. Нужно сначала отгадать загадку про сказочного героя.


Бабушка девочку очень любила,
Красную шапочку ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее? (Красная шапочка)

У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный.
Но любил папаша сына.
Что это за странный,
Человечек деревянный.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой? (Буратино)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки на них глядит
Добрый доктор (Айболит)

 

Воспитатель: Молодцы ребята! Но нам пора возвращаться в наш детский сад!

Дети снова встают друг за другом, имитируют движения поезда.

Воспитатель: Вот мы и вернулись из нашего сказочного путешествия. Ребята, напомните мне, о чем мы с вами сегодня говорили? Какая главная функция головного убора? Конечно же, защита.  А какой головной убор вы бы хотели сделать сами, своими руками! (ответы детей: корона, пилотка, кокошник и т.д.)

Сейчас с вами мы сходим на музыку, а вернувшись, обязательно с вами смастерим те головные уборы, которые вы хотите.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starshaya_gruppa_konspekt_poznavat_golovnye_uboy.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе на тему «Головные уборы»

Образовательная область «Познание»

Цель: Знакомство детей с головными уборами

Задачи

Образовательные:

Познакомить детей с разнообразием головных уборов.

Поддерживать интерес детей к рассказыванию по собственной инициативе, учить передавать словесное содержание картины в форме короткого рассказа.

Совершенствовать представления о смысловой стороне слова, обобщающими наименованиями.

Формировать способы словообразования прилагательных:

Продолжать обсуждать профессии людей и их профессиональные принадлежности.

Словарная работа: фуражка, пилотка

Развивающие:

Развивать фонематическое восприятие и интонационную сторону речи.

Воспитательные:

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение выслушать товарища.

Воспитывать бережное отношение к головным уборам.

Методы и приемы: сюрпризный момент, игровой, наглядный, вопросы к детям, использование художественной литературы.

Материалы и оборудование:

Шапочка петуха для игры, головные уборы, мяч, картинки с изображением людей разных профессий, сундучок, головные уборы сказочных героев.

Ход занятий.

Воспитатель: Ребята давайте немного поиграем (игра для снятия напряжения под музыку  Екатерины Железновой «Шапочка»). Дети стоят по кругу и передают шапочку Петуха.

Ну, ребята, не зевайте!

Шапочку передавайте!

Только перестанут петь

Надо шапочку надеть!

(Ребенок, у которого на заключительную фразу оказалась шапочка, надевает её и встаёт в центр круга).

Траля-траля-траля! Ля!

Траля-траля-траля! Ля!

И любуется народ

Как же шапочка идет!

(Ребёнок начинает танцевать, имитируя движения сказочного героя, а все дети, стоящие в кругу, за ним повторяют и хлопают в ладоши).

Воспитатель: Сегодня занятие мы начнем с загадок особенных. Вы послушайте загадки, попробуйте отгадать.

В странах, весях, городах,

В королевствах, во дворцах

Жили-были короли.

И царицы, и цари восседали в чем на троне?

В золотой своей… (короне)

Если хочешь модной быть,

Успевай за ней следить!

Даже цвет твоих перчаток

Должен подходить под… (шляпку)

 

И в мороз, и в холода

Она спасет тебя всегда.

Чтоб не было здоровье шатким,

Надень на голову ты… (шапку)

 

Лоскуток треугольный

На головку Маринка Повязала – довольна:

Получилась … . (косынка)
Меня на голову надень

 

И бегай в самый жаркий день,

А снимешь - недовольна мама.

Я - шапка летняя. (Панама)

Воспитатель: в самом начале я говорила, что загадки особенные. Кто догадался в чем их особенность? Про что загадки? (шапки, шляпы…)

Как можно назвать двумя словами шапки, шляпы, кепки? (головные уборы)
Почему головные уборы так называются? (ответы детей)
Для чего нужны головные уборы? (ответы детей)
Какие вы знаете головные уборы? (ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю совершить путешествие в царство головных уборов. Наше путешествие я предлагают совершить на поезде.

Дети встают друг за другом, имитируют движения поезда.

Воспитатель: Вот мы оказались в удивительном царстве головных уборов. Это наша первая станция: Станция Головных уборов. Ребята, а если вы их на себя оденете, то они оживут и сами о себе расскажут.
Дети одевают головные уборы (кокошник, платок, кепка, шляпа, меховая шапка, панама, косынка, пилотка) и становятся в круг. Дети рассказывают, каким они стали головным убором и описывают его. Когда ребенок расскажет о пилотке, воспитатель обращает внимание на то, что слово пилотка новое.

Воспитатель: первоначально пилотку называли «перелеткой» или «полеткой», пилотку ввели для пилотов как компактный головной убор, который пилоты могли надеть после полета, сняв шлем.
Воспитатель: Давайте снимем головные уборы и поиграем с вами в игру

 «Что из чего, какая шапка?»
Из ситца – ситцевая
Из шелка – шелковая
Из шерсти – шерстяная
Из кожи – кожаная
Из соломы – соломенная
Из меха – меховая
Из вельвета – вельветовая
Из резины – резиновая

Воспитатель: Молодцы, ребята, нас ждет следующая станция отправляемся!

Станция Профессиональные головные уборы!

Воспитатель подводит детей к магнитной доске. На ней представлены картины с изображением людей разных профессий (летчик, повар, врач, строитель, полицейский, пожарный).

Воспитатель: Расскажите, люди каких профессий изображены на картинах? Какими головными уборами они пользуются, и для чего они им нужны? (ответы детей)

Когда дети обращают внимание на картинку с полицейским, называют головной убор: «полицейская фуражка», воспитатель обращает внимание на то, что слово «Фуражка» - новое слово.

Воспитатель: Когда очень давно в армии были фуражиры – это люди, которые отвечали за фураж(еду) для лошадей, от названия этой профессии и получилось слово фуражка.
Воспитатель: Ребята, а вам какая профессия больше нравится? Кем вы хотите стать в будущем? (ответы детей). Молодцы!

Воспитатель: Ребята, а какие необычные головные уборы, вы знаете? (Шляпа фокусника, шапка-невидимка). Кто знает - кто такие фокусники? Видел ли кто фокусника в цирке?

В нашем сказочном царстве появился волшебный сундучок. Что в нем? А в нем головные уборы сказочных героев. Но они мне в руки не даются. Нужно сначала отгадать загадку про сказочного героя.


Бабушка девочку очень любила,
Красную шапочку ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее? (Красная шапочка)

У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный.
Но любил папаша сына.
Что это за странный,
Человечек деревянный.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой? (Буратино)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки на них глядит
Добрый доктор (Айболит)

Воспитатель: Молодцы ребята! Но нам пора возвращаться в наш детский сад!

Дети снова встают друг за другом, имитируют движения поезда.

Воспитатель: Вот мы и вернулись из нашего сказочного путешествия. Ребята, напомните мне, о чем мы с вами сегодня говорили? Какая главная функция головного убора? Конечно же, защита.  А какой головной убор вы бы хотели сделать сами, своими руками! (ответы детей: корона, пилотка, кокошник и т.д.)

Сейчас с вами мы сходим на музыку, а вернувшись, обязательно с вами смастерим те головные уборы, которые вы хотите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия «Головные уборы» в средней группе

Конспект интегрированного занятия «Головные уборы» в средней группеЗадачи: Уточнить функции и назначение головных уборов (для защиты, удобства и красоты). Совершенствовать умение разделять утилит...

Тема: Волшебный магнит Конспект НОД познавательное развитие, познавательно-исследовательская деятельность.

Данный материал будет полезен не только воспитателям старших групп, но  и родителям, а также работникам  групп дополнительного образования....

Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП НОД 19. Младшая группа. Вид деятельности – познавательно - исследовательская Форма организации – игры с правилами

Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП  НОД 19. Младшая группа.Вид деятельности – познавательно - исследовательскаяФорма организации – игры с правилами...

Конспект по познавательно – речевому развитию «Одежда. Обувь. Головные уборы» для детей старшей группы.

Конспект по познавательно – речевому развитию «Одежда. Обувь. Головные уборы» для детей старшей группы....

Конспект "Одежда, обувь, головные уборы"

Конспект НОД по развитию речи: в подготовительной группе «Одежда. Обувь. Головные уборы».Программное содержание:-Активизировать и закрепить у детей словарь по теме: одежда, обувь, головные...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...