Проект "Волшебница вода"
проект по окружающему миру

Проект "Волшебница вода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnitsa_voda.odt29.37 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Волшебница вода»

Составила: Леонова Л.Н

Без воды нельзя прожить.

не умыться, не напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек.

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода.

В сложных экологических условиях во время промышленного бума приведших к расточительному отношению к воде и водным ресурсам особое значение приобретает работа детского сада по формированию у детей бережного отношения к окружающему миру, особенно к природным ресурсам. Исходя из этого следует делать вывод что, бережное отношение к природным ресурсам и к воде нужно воспитывать у детей с малых лет, а именно дошкольного возраста. Ведь именно в старшем дошкольном возрасте у детей очень хорошо развита познавательная активность. Дети подготовительной группы очень восприимчивы ко всему новому: у них хорошо развита экспериментальная деятельность. Имея в виду цель более глубокого знакомства детей со свойствами и качеством воды, влияние на здоровье человека и живых существ, знакомства экологическими аспектами воды подталкивало на мысль создания проекта. На эту мысль толкнуло и то, что некоторые родители не прививали своему ребёнку навыка бережного отношения к воде, как к водному ресурсу в быту и на природе.

В наше время большое значение имеет экологическое воспитание детей. Наше отношение к окружающей среде один из залогов дальнейшего существования планеты Земля. Вызывать интерес и любовь к природе необходимо с раннего возраста, так как впечатления детства и накопления опыта остаются на всю жизнь.

Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребёнок, это вода. Она даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.

Актуальность создания проекта

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.

Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчёркивает актуальность данного проекта.

Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Волшебница вода».

3 Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты

Стратегические цели:

1 Приобщить детей и родителей к экологически грамотному поведению по отношению к воде в быту и на природе.

2. Формировать у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.

Тактические цели:

1. Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений, животных, человека.

2. Научить устанавливать сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях.

3. Дать представление о процессе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, о процессе конденсации

4. Расширить представление о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни).

Задачи:

1. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.

2. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).

3. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.

4. Активизировать природоведческий словарь ребенка.

5. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.

Ожидаемые результаты:

1. Дети получат знания о: водовороте воды в природе,

о бережном отношении к воде как к природному ресурсу,

о пользе и свойствах воды.

2. Сформировать представление о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привиты навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту.

3. развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

4. формирование у детей опытно – исследовательских навыков.

Продукт:

1. .Дети получили знания о: водовороте воды в природе,

о бережном отношении к воде как к природному ресурсу,

о пользе и свойствах воды.

2. Сформировано представление о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привиты навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту.

3. развиты наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности.

4. формирование у детей опытно – исследовательских навыков.

5. Создан проект «Волшебница вода».

4 Аннотация проекта

Настоящей работой мы хотели бы обратить внимание на то, что у детей отсутствует представление о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды. Так давайте же вместе бороться за формирование у детей бережного отношения к окружающему миру, особенно к природным ресурсам.

В основу данного проекта положены следующие идеи:

*Есть вещи, которые не придётся покупать за деньги — вода, солнце, луна, ночь… Плавт

*Вода — это первопроходец, за которым послушно следуют поселенцы, извлекая пользу от ее малейших изменений. Торо Генри Дэвид

И в ванне, и в бане —

Всегда и везде

Вечная слава воде!

К. Чуковский «Мойдодыр»

*Мы познаём ценность воды лишь когда колодец пересыхает. Бенджамин Франклин

*Наблюдая за водой, Человек может узнать так много. Николас Спаркс

*Иногда встречаются люди, которые не умеют плавать. И я всегда думаю: Боже мой, что это чрезвычайно. Для меня это всегда было удовольствием. Я просто чувствую себя очень счастливым в воде. Дэвид Уильямс

*Вы никогда не знаете, что произойдет. Небольшая волна, или большой потоп. Все, что вы можете сделать, это надеяться, что когда она приходит, вы можете путешествовать по ней, вместо того, чтобы утонуть в ней. Aлисa Шпеер

«Вы вода. Я вода. Мы все воды различные контейнеры.

Вот почему нам так легко встречаться. Когда-нибудь мы будем вместе испаряться.»- Йоко Оно

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы её построения:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребёнка в зоне ближайшего развития.

- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

- уважение к личности ребёнка со стороны всех участников образовательного процесса.

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребёнка с учётом индивидуальных особенностей его развития. Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе группе. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребёнка, который позволит ему быть успешным в начальной школе. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определённым объектом информации, знаний, сколько формирование у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельности – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

5 Этапы реализации проекта

6 План мероприятий

Проект краткосрочный. Реализация проекта рассчитана на 4 недели.

1 этап Подготовительно-ориентировочный

1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.

2. Пополнить развивающую среду:

Подбор художественной литературы по теме;

Подбор энциклопедий, карт, схем;

Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;

Составление картотеки опытов с водой;

Подготовка оборудования для опытов с водой.

Создание коллажа «Круговорот воды в природе»

(март – апрель; ответственные – воспитатели, родители)

2 этап Практический

- Рассматривание энциклопедии «Жизнь в пресной воде», «Водоёмы».

- Беседы на темы:

Какие водоёмы на нашей планете ты знаешь?

Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озёрной?

Какие свойства воды ты знаешь?

Зачем человеку нужна вода?

А ещё кому нужна вода?

Что было бы, если бы с земли ушла вода?

Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.

Отгадывание загадок.

Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморось, иней, сосульки, капель, ручейки и т. д.).

(апрель; ответственные – воспитатели)

3 этап Обобщающе – результативный

- Изготовление дома книжек – малышек о воде.

- Итоговое занятие«Путешествие Волшебной капельки».

- Создание мини-коллекции из морских камешков, ракушек, песка.

В результате проведённой работы дети узнали водовороте воды в природе, о бережном отношении к воде как к природному ресурсу,

о пользе и свойствах воды. У детей сформированы представления о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях, привиты навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту, развиты наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности.

4.  ВЫВОДЫ

Проект должен стать мощным импульсом к развитию у детей познавательных интересов, к формированию знаний о пользе и свойствах воды, о бережном отношении к воде как к природному ресурсу,

В целом проек с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только познакомить детей со свойствами воды, но и дадут толчок для развития наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

Литература

1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.

2 А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

3 Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

4 Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребёнок в мире поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

5 Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.

6 Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

7 Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007.

8 Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

9 Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.

10 С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.

11 Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006

12 Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003.

13 Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.

Публикации по теме:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»

Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья"   КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...

"Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"

Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы...

Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.

План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....

"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)

В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...