Конспект НОД по ФЦКМ с элементами экспериментирования для старшей группы на тему: «Путешествие в лес: деревья, строение деревьев»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ольга Ивановна Уварова

Конспект для закрепления знаний о зимнем лесе и его обитателях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://disk.yandex.ru/i/FeqUqNOhp2knQw25.33 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект НОД по ФЦКМ с элементами экспериментирования для старшей группы на тему: «Путешествие в лес: деревья, строение деревьев»

 

Цель – Совершенствовать представления детей о жизни деревьев.

Задачи:

  1. Уточнять и расширять знания детей о русском дереве – берёза.
  2. Развивать у детей познавательный интерес к русской березе через художественно-эстетическое восприятие, исследовательскую деятельность.
  3. Способствовать усвоению детьми конкретных сведений о деревьях.
  4. Развивать речь детей, умение находить нужные прилагательные для передачи образа березы.
  5. Обогащение лексического запаса новыми словами (минеральные вещества, бетулин).
  6.  Воспитывать бережное отношение к растениям окружающего мира.

I. Мотивационный этап.

  1. Организационный момент.

- Дети, подойдите ко мне: «Кто к нам пришёл?» (Гости)

- Что нужно сказать гостям? (Здравствуйте)

- Сказав гостям слово-приветствие, что вы пожелали? (Здоровье, счастье)

- Поздоровались с гостями, а теперь все глазки смотрят на меня.

- Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

-На занятии наши глаза внимательно 
      Смотрят и все … (видят). 
      Уши внимательно слушают 
      И всё …(слышат). 
      Голова хорошо … (думает). 

(Стук в дверь)

- Здравствуйте, это группа АБВГДейка?  (Да) Вам пришло письмо. (Спасибо)

- Ребята, это письмо от Умницы. Вам хочется узнать, что в письме? (да)

- Здравствуйте дорогие ребята. Пишет вам Умница.

Я люблю гулять по лесу. В лес хожу я каждый день.

Все в лесу мне интересно, каждый куст и каждый пень.

Знаю лес я и люблю и заметила в лесу:

Ворох веток, мусор, грязь.

Вы, ребята, помогите и порядок в лесу наведите! А чтобы быстрее добраться до леса, я нарисовала для вас карту. (Карта-схема)

- Ребята, поможем Умнице?

- Да

- Какое сейчас время года? (Зима)

- Какую нам нужно одеть одежду (зимнюю).

       II .Содержательный этап.

- Тогда отправляемся в путь. Идем высоко поднимая ноги (звук хруста снега)

     - Дети мы пойдем по этой карте- схеме. (Воспитатель показывает карту- дети идут, руководствуясь картой- схемой).

     -Дети, скажите какой снег? (рыхлый, скрипучий, сверкающий, нетронутый, холодный, хрупкий)

     - Давай те вдохнем воздух. Какой он?(свежий, холодный, морозный)

Подошли к лесу и увидели разбросанный мусор.

- Спасибо ребята, что пришли ко мне на помощь (Умница)

- Скажите ребята можно мусорить в лесу? (Ответы детей, убирают мусор)

- А что вы еще заметили? (Кто-то пытался срубить березу)

- Как вы считаете, это правильный поступок? (нет)

     - Почему нельзя рубить дерево? (На дереве живут птицы, насекомые, деревья вырабатывают кислород; создают тень для других деревьев)

     - Ребята, людям приходится вырубать деревья для производства чего? (мебели, музыкальных инструментов, бумаги….)

    - Ребята, а почему деревья стоят голые? (Потому что лиственные деревья сбрасывают листья осенью)

    - А что бы произошло, если деревья не сбросили листья?

    - А еще какие деревья вы видите? (хвойные)

    - Значит в каком лесу мы находимся? (смешанном)

    - Ребята, ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас, со времен глубокой старины вошла в нашу жизнь березка. Поэтому она является символом нашей родины России.

- Ведь – береза, это гордость России, многие из русских поэтов воспевали в своих стихах – русскую березу. (Умница)

- А может, кто-то помнит и прочтет нам стихотворение о березе? (Чтение стихотворения Сергея Есенина «Белая береза»)        

-Ребята, в благодарность за вашу помощь, я вам расскажу много интересного о березе. (Умница)

Располагайтесь в моем лесу, где кому удобно (Дети занимают удобные для них места).

- Посмотрите на красивую березу?

Как можно назвать её ласково? (Берёзушка, березонька, красавица белоствольная)

- Расскажите мне о строении березы. (Ствол, ветки, крона- ветки с листьями)

- За счет чего она удерживается на земле? (Корня)

Давайте подойдем к этому рисунку. (Рисунок, презентация- строение дерева)

- Умница, посмотри на моих великих всезнаек.

- А вы знаете какую роль играют корни в жизни дерева?

- Корни забирают воду и минеральные вещества, без которых дерево не может расти. Корни растут постоянно, проталкиваясь сквозь почву.

- Что забирают корни из земли помимо воды? (Минеральные вещества)

- Для чего нужны дереву вода и минеральные вещества? (Для роста дерева)

-Устали, мои хорошие, поиграть хотите?

- Представим, что мы с вами деревья…

Физ. минутка: Упражнение «Расскажи стихи руками»

Станем мы деревьями

Сильными, большими

Ноги - это корни

Их расставим шире

Чтоб держали дерево

Падать не давали

Из глубины далеких  

Воду доставали,

Тело наше - ствол могучий  

Он чуть-чуть качается

И своей верхушкой острой

В небо упирается,

Наши руки - это ветви

Крону вместе образуют    

В кроне им совсем не страшно

Когда ветры сильно дуют

Пальцы - веточками будут

Листья закрывают их

Как придет за летом осень

Разлетятся листья вмиг                

(Дети ставят ноги на ширине плеч, руки на поясе)

(раздвигают ноги шире)

(сжатый кулак ставят)

(над другим кулаком)

(наклоняются, складывают ладошки чашкой)

( разгибаются)

(раскрытыми ладонями проводят вдоль тела сверху вниз) (покачиваются из стороны в сторону)

  (складывают ладошки шалашиком острым концом вверх)

(поднимают соединенные руки вверх)

(раскрывают ладони в поднятых руках, пальцы направляют от себя)

(смыкают пальцы над головой)

(качают головой)

(качают поднятыми руками)

(шевелят пальцами обеих рук) (прикрывают одну ладонь другой)

(поднимают вверх правую руку, затем левую)

(разводят руки в сторону)

 

Исследовательская деятельность

- Дети, что это такое? (Умница показывает в корзине кору) -Кора

- Где она находится на дереве? (На стволе)

- от какого дерева эта кора?

- Как вы узнали, что это кора березы? (Ответы детей)

- Расположитесь на поляне поудобнее, возьмите каждый по кусочку коры, положите её на ладошку. Какая кора? (теплая, шершавая)

- Кора одежда дерева. Она не дает дереву пересохнуть и защищает его от насекомых и болезней. Кора не способна растягиваться.

- Попробуйте растянуть. По мере того, как дерево разрастается она трескается и шелушится, образуя гладкие и шершавые места на стволе.

Давайте еще раз погладим кору. Посмотрите, какая она красивая, на свете много деревьев, ни у кого нет такой.

- Ребята, как вы думаете почему кора белая? А вы хотите узнать?

- Приготовьтесь слушать очень интересную сказку.

«Жили-были деревья, у них были красивые сильные стволы и только одна березка была тоненькая, стройная, но все её не любили, потому что у неё был черный ствол. Березка часто плакала, ветки у неё были опущены и она выглядела очень и очень некрасиво. В корнях березы жил добрый волшебник – бетулин. Ему стало жалко ее и он решил помочь березке, дотронулся волшебной палочкой до ствола, покрыв его белой корой. С тех пор это волшебное вещество имени волшебника – бетулина, так и живет в березке, вот почему у березы белый ствол».

- Понравилась сказка?

- Так почему у березы ствол белый?

В корне березы есть особое вещество, что придает дереву белый цвет.

- Кто помнит, как называется это вещество?

- А называется оно красиво и трудно! (Бетулин)

- Дети под корой дерева находится древесина (Вместе с детьми рассматриваем спил дерева)

- А в самой серединке находится сердцевина.

- Посмотрите какую картинку приготовила нам Умница.

- Что здесь изображено?

Сейчас я расскажу, почему нельзя калечить деревья.

Под корой дерева, в древесине идет сокодвижение. Корни поглощают воду и минеральные вещества из почвы, она вверх поступает по стволу и веткам и дерево растет и развивается.

А теперь представьте, что кора дерева повреждена. К чему это может привести? (презентация).

- Вы теперь поняли, ребята, почему нельзя калечить дерево?

-Хотели бы вы узнать еще что-нибудь интересное о березе?

«Березу называют пионером, потому что она раньше других деревьев захватывает вырубки, заброшенные поля. А  ели тень в молодости очень нежна и береза защищает ее от солнечных лучей и заморозков. Век березы не долог. Втрое короче елового. Так береза растит ель».

- Интересно, вы не знали об этом, но мы еще с вами не раз поговорим в дальнейшем.

- Ну что, ребята, понравилось вам в лесу? (Умница)

-Нам пора возвращаться в детский сад

- Спасибо за оказанную помощь, до свидания! (Умница)

(идут по той же карте- схеме)

  1.  Итог НОД

- о чем говорили на занятии?

-где с вами побывали?

-что вы узнали нового?

-что понравилось в занятии? Что запомнилось


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИОС ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «МЕТАЛЛ, ЕГО СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА»

КОНСПЕКТ ИОС ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «МЕТАЛЛ, ЕГО СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА»...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе на тему: «Свойства и виды тканей».

знакомить с происхождением   тканей (лен, хлопок, шелк, шерсть, искусственная ткань),опытно-экспериментальным путем выяснить свойства ткани,сравнить свойства бумаги и ткани,уточнить знания о...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе на тему:"Удивительный воздух»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе на тему:"Удивительный воздух»Цель: познакомить воспитанников со свойствами в...

Конспект открытого Интегрированного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе по теме «Семь цветов радуги»

Цель: познакомить детей с природным явлением – радуга, со всеми цветами радуги и последовательностью их расположения; развивать речь, познакомить детей с новой лексикой по теме «Цвета&raqu...

Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности с элементами экспериментирования в средней группе на тему: «Путешествие в страну фокусов с капелькой-Капитошей»

Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой оби...

Конспект НООД по ФЦКМ с элементами экспериментирования в средней группе по теме "Человек"

Как познакомить ребенка с окружающим миром? Ответить на многие вопросы и объяснить, что и  почему.  Конечно, при помощи наглядных опытов и экспериментов!...

Конспект НООД по ФЦКМ и расширению кругозора в старшей группе на тему «Путешествие в прошлое лампочки»

Конспект НООД по ФЦКМ и расширению кругозора в старшей группена тему «Путешествие в прошлое лампочки»...