НОД "Зимующие птицы"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Шуклина Анастасия Алексеевна

Конспект организованной образовательной деятельность педагога с детьми по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми подготовительной группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Тулуна «Детский сад «Антошка»

Конспект организованной образовательной деятельность педагога с детьми по образовательной области

 «Познавательное развитие» с детьми подготовительной группы

Тема: «Зимующие птицы».

Подготовила:

воспитатель I кв. категории

Шуклина Анастасия Алексеевна

г. Тулун 2022

Конспект организованной образовательной деятельность педагога с детьми по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми подготовительной группы

Автор: Шуклина А.А.

Дата проведения: 13.12.2022г.

Тема: «Зимующие птицы».

Тип занятия: творческое занятие.

Форма образовательной деятельности: игровая ситуация.

Форма проведения: подгрупповая.

Метод: Синквейн,  исследования, наглядный (применение ИКТ)

Цель:

Обобщить знания детей о зимующих птицах.

Задачи:

Образовательные:

Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья;

Развивающие:

Развивать память, мышление и воображение у детей. Развивать умение делать выводы и умозаключения.

Воспитательные:

Воспитывать желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой, стремление беречь их. Формировать экологическую культуру у детей, прививать любовь к птицам; воспитывать дружеские взаимопонимания между детьми.

Словарная работа: Орнитолог.

Оборудование: Интерактивная доска, видеозапись воробья, лист бумаги, перья от разных птиц, камешки, ножницы, слайд с изображением стайки птиц, кормушка, корм для птиц.

Интеграция областей:

ОО «Речевое развитие» - участие детей в беседе, в словесной игре, Синквейн.

ОО «Социально-коммуникативное развитие» - создание ситуации успеха, в дидактической игре, рефлексия в конце занятия.

ОО «Физическое развитие» - физкультминутка.

Методы и приемы

Действия педагога

Действия детей

Ожидаемые результаты

  1. Организационный этап. 4 мин.

приветствие

Собрались все дети в круг

Я твой друг

И ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Участие в приветствии

Положительный эмоциональный настрой у детей.

Наглядный метод через применение ИКТ (Видео)

Мотивация к основной деятельности

- Сегодня я хочу познакомить Вас с моим другом. А вот

и он. Слышите? (видео)

«Здравствуйте, ребята. Приятно познакомиться. Зовут меня Чик. А фамилия моя Чирик. Поэтому меня так все называют – Чик-Чирик. Мама и папа говорят мне, что когда я вырасту, меня будут все называть по-взрослому, по имени – отчеству – Чик Чирикыч Чирик. Наверное, Вы догадались, что я больше всего люблю делать? Конечно же, сидеть на веточке и распевать весёлые  песенки: «Чик-чирик, чик-чирик,  чик – чирик».

Был сегодня в лесу, ничего не пойму, птиц совсем не видно. Неужели пришла в лес беда? Помогите узнать, что случилось!

-Хотите помочь воробью? Как можно помочь?

Вживаются в игровую ситуацию, смотрят видео и проявляют интерес к персонажу.

Высказывают мнение.

Сформирована мотивация детей на включение в деятельность.

Появляется интерес к теме НОД.

II. Основной этап. 20 мин.

Словесный метод (новое слово)

- Есть люди, которые изучают птиц, их называют орнитологами. Благодаря стараниям орнитологов, мы можем больше узнать о мире пернатых и спаси от исчезновения их редкие виды.

Орнитологами становятся люди, которые очень любят природу и умеют находить общий язык с ней.

-Давайте, вместе произнесём это слово. (Произносят вместе с воспитателем)

-Орнитолог — это биолог, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке.

- Хотите поиграть в учёных-орнитологов? (Да)

- Сегодня, я старший орнитолог, а Вы научные сотрудники. (переодеваемся в халаты) 

- Ребята, кто мы сегодня с вами будем? – орнитологи

Знакомство детей с новым словом.

Дети одевают халат орнитолога и проходят в лабораторию.

Развитие интереса к новым знаниям.

Формирование умственных действий.

Наглядный метод через применение ИКТ

-Тогда давайте вместе отправимся в лес и поможем Воробью разобраться и понять, что же происходит в лесу.

-Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

(на интерактивной доске картинка леса)

- Вот мы с вами и в лесу.

–Как красиво! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев? (Звучит запись «Голоса птиц».)

- Ребята, да это птицы. Но где — же они?

- А, вот и необычное дерево! (презентация – слайд дерево с птицами))

-Посмотрите, какая бойкая стайка поселилась на дереве.

-Птички в этой стайке разные.

-Давайте познакомимся с ними поближе.

Дети любуются лесным пейзажами и принимают участие в беседе.

Способны делать

умозаключения и

выводы.

Дети умеют делиться

своими

впечатлениями со

взрослым.

Наглядный метод

через применение ИКТ

Речевая игра «Скажи, одним словом»

У этой птицы жёлтая грудка - желтогрудая синичка.

У этой птицы черные крылья - чернокрылая ворона.

У этой птицы красная грудка - красногрудый снегирь.

У этой птицы белый бок - белобокая сорока.

длинный хвост - длиннохвостая сорока.

-Молодцы, ребята, всех птиц назвали.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Закрепление знаний детей о характерных признаках птиц. Развивают речевую активность

Словесный метод

-Все эти птицы собрались вместе ещё осенью.

-Почему?

-Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие.

- Как назовём их, одним словом?

-Зимующие.

-Почему их так назвали? (Потому что остаются зимовать).

-Ребята, а как же зимующим птицам согреться в морозы?

- Они перелетают поближе к людям, в город. Во время морозов птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно птицы поднимают перья и толщина “воздушной шубы” увеличивается. И тогда за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы.

Высказывают предположения, принимают участие в беседе

Умеют аргументировать свои высказывания.

Закрепление знаний о зимующих птицах. Усвоение полученной информации

Опытно - исследовательская деятельность

вывод

- Ребята, а как вы думаете, ещё, зачем птицам перья?

- А, что помогает птицам летать? А хотите посмотреть, как крылья помогают птицам летать?

Эксперимент «Какой лист бумаги быстрее упадёт»

- Вот посмотрите, у меня два листа, один ровный, гладкий, другой скомкан и превращён в шарик. Как вы думаете, какой лист быстрее упадёт на пол? Почему? А давайте проверим.

(Бросаем скомканный лист и ровный, смотрим, какой лист упал первым).

- Бумажный шарик падает очень быстро, как камень, тяжёлый. А гладкий лист – медленно, он лёгкий, широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может лететь. Даже маленькая птичка становиться широкой, большой с раскрытыми крыльями и хвостом, она опирается на воздух.

Вступают в диалог.

Предлагают варианты решения

проблемы.

Выражают собственные суждения.

У детей развивается умение обследовать предмет и устанавливать причинно- следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой.

Динамическая пауза

Физминутка «Птичка ожила» (приложение 1)

Повторяют движения по тексту.

Кратковременный активный отдых для детей

Опытно - исследовательская деятельность

вывод

- Ребята, а вы хотите узнать, как устроено перо? Тогда нам надо пройти в наш центр науки.

(Садятся за столы)

Опыты с пером (приложение 2)

- Итак, мы с вами, теперь знаем, что перо, какое?  (вывод)

Обследовав предмет, устанавливают причинно- следственные связи в процессе выполнения различных действий с пером.

Делают вывод

Развивается способность анализировать, сравнивать, высказывать предположения

Словесный метод

Встают в круг.

- Как вы думаете, а для зимующих птиц, что страшнее: холод или голод?

-Почему?

-Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а, чтобы выжить, не замёрзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.

-Ребята, а легко ли птицам зимой искать себе корм?

- Да, правильно, птицам зимой тяжело найти себе корм. И поэтому они прилетают ближе к людям за помощью.

- А, как мы им можем помочь?

(развесить кормушки, насыпать корм)

- А любой корм можно положить в кормушку?

(Нельзя класть жареное, солёное, испорченный корм)

- А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Угостим птиц»

Проявляют заинтересованность,

вступают в проблемный диалог

Делают

элементарные

умозаключения и

выводы.

Игровой метод

Дидактическая игра «Угостим птиц»

- У каждой птички есть свой любимое лакомство.

-Как вы думаете, чем мы покормим Воробья?

(на слайде выбирают корм: крошки хлеба, кусочек сало, рябинки, зёрнышки).

-Чем мы покормим Синицу?

-Что же любит Снегирь?

-Чем же мы угостим Голубя?

- Молодцы, всех птиц угостили.

Дети закрепляют и совершенствуют знания    о видах корма зимующих птиц.

Умеют аргументировать свои высказывания

Метод синквейн

- Ребята, а давайте с вами попробуем составить нерифмованное стихотворение, а про кого вы увидите на экране (картинка воробья)

-Ребята кто это? (Воробей)

-Какой он?  (коричневый, маленький, шустрый)

- Что делает? (летает, клюёт, прыгает)

-Составим предложение со словом воробей.

- Слово ассоциация (птица)

-Молодцы, а сейчас я вам зачитаю, что у нас получилось.

Составляют стихотворение.

Высказывают свои знания.

III. Заключительный этап. 6 мин.

Рефлексия

Систематизация знаний

(Появляется видео воробья)

- Спасибо вам ребята, что рассказали, почему в лесу так тихо. Я узнал, что все птицы перебрались поближе к людям, чтобы они помогли нам, зимующим птицам, пережить холода. О том, как вы заботитесь, о нас, и не забываете о зимующих птицах, чик, чирик.

- Ребята скажите, кем вы сегодня были? (Орнитологами)

- Кому помогали? (Воробью)

- Что делали? Для чего птицам перья?

- Молодцы ребята!

- Раз, два, три, повернись, в детском саду окажись!

- Ребята, посмотрите у нас есть кормушка – но она у нас пустая стоит. Я вам предлагаю, кому сегодня понравилось работать, возьмите щепотку корма и положите в кормушку, а кому не понравилось. Не кладите корм в кормушку.

(Дети сыплют корм в кормушку).

- Мы её отнесём к вам в группу, а когда вы пойдёте на прогулку повесите её на дерево и будите наблюдать за птицами, которые будут прилетать

Дети отвечают на вопросы воспитателя, делятся своими впечатлениями от совместной деятельности.

Получают удовлетворение от полученных знаний.

Приложение 1

Все летали, все летали,
Крыльями махали.
На дорожку сели,
Зернышки поели.
Клю, клю, клю, клю,
Клю, Клю, клю, клю.
Как я зернышки люблю!
Перышки почистим,
Чтобы были чище.
Вот так, вот так,
Вот так, вот так,
Чтобы были чище.
Прыгаем по веткам,
Чтоб сильней стать деткам.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгаем по веткам

Приложение 2

Ребята, перед вами лежат перья.

- Отличаются перья чем-то друг от друга? (цветом, размером, формой). Отличаются, потому что они от разных птиц.

- Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жёсткое, большое) Обследуем пальчиками.

-Интересно, лёгкое оно или тяжёлое? Дети кладут на руку перо, на другую – камень. Делают вывод – лёгкое.

- Подбросьте перо. Что вы видите? (Падает медленно, плавно кружась.) А за счёт чего оно лёгкое? Стержень пустой. Отрежьте край у пера – видим. Вот почему оно лёгкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете? (Воздух). Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски.

А чтобы птице было тепло зимой, у нее под этими перьями есть маленькие пушистые перышки. (рассмотреть)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....