Познавательно – исследовательская деятельность в средней группе. Тема. Как звери живут зимой.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Сметанина Татьяна Сергеевна

Познавательно – исследовательская деятельность в средней группе.

Тема. Как звери живут зимой.

Цель. Формировать представление о том

что, дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных

условий.

Задачи.  Закреплять обобщающее понятие «Дикие животные». Познакомить с условиями жизни зверей зимой, способами выживания в холодное время. Дать элементарные представления о том, как дикие животные готовятся к зиме. Побуждать устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных. Развивать любознательность, желание помогать «братьям нашим меньшим».

Материал. фотографии и рисунки, диких животных, картины зимнего леса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно – исследовательская деятельность в средней группе.

Тема. Как звери живут зимой.

Цель. Формировать представление о том

что, дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных

условий.

Задачи.  Закреплять обобщающее понятие «Дикие животные». Познакомить с условиями жизни зверей зимой, способами выживания в холодное время. Дать элементарные представления о том, как дикие животные готовятся к зиме. Побуждать устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных. Развивать любознательность, желание помогать «братьям нашим меньшим».

Материал. фотографии и рисунки, диких животных, картины зимнего леса.

Ход   ОД  

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Мотивация детей к деятельности

Отгадайте загадки:

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. (Лес)

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег как бахрома ,

Значит к нам пришла ….(зима)

Кто из вас был в зимнем лесу? Давайте вместе отправимся в зимний

лес, чтобы узнать, как живут дикие животные в это время года.

Закройте глаза и повторяйте хором за мной волшебные слова:

Раз, два, три повернись,

На лесной опушке окажись.

Простановка цели детьми

 Открывает картинки с изображением зимнего леса, просит детей

открыть глаза.

- В лес пришла зима и жизнь лесных зверей изменилась. У

каждого животного свой характер, давайте расскажем об этом.

Дидактическое упражнение «Кто какой?»

Дети стоят полукругом, воспитатель бросает мяч, а дети

продолжают предложение начатое воспитателем.

Злой, как… волк

Трусливый, как… заяц

Косолапый, как…. медведь

Хитрая, как… лиса

Зубастый, как…. волк

Прыгучая, как…. белка

Колючий, как…. еж

Неуклюжий, как…. медведь

Рыжая, как…. Лиса

О ком мы будем сегодня разговаривать? Что мы об этом знаем?

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

- Ребята кого же мы сможем встретить в зимнем лесу?

Отгадайте загадку:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Хожу в пушистой шубе,  

Живу в густом лесу.  

В дупле на старом дубе Орешки я грызу. (Белка)

  Показ картинки белка.

- Почему зимой белочка меняет цвет шубки? Да, для того чтобы

легче было прятаться от врагов, например от ястреба и

куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно- серых

ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы

она была рыжей. Беличья шубка не только меняет цвет она еще

становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в

своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка

натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо,

тепло и мягко.

Белочка- большая труженица. К зиме она подготовила не только

теплое дупло. А вы знаете что еще? Конечно, припасы которыми она

питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди,

сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках- в пустых

дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и

сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать

белочке зимой не приходится.

- А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?

Правильно, заяц. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет:

сначала белым становится хвост, потом задние лапы, и только потом

белеют спинка и бока. Как заяц себе домик устраивает? Оказывается,

у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной

ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать:

обгладывать кору упавших деревьев

-У зайца много врагов в лесу.

Отгадайте загадки:

Какой зверь опасный

Ходит в шубке красной,

Снег разгребает,

Мышек хватает? (лиса)

На овчарку он похож:

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (волк)

Показ картинок.

- Лиса тоже к зиме готовится. Зимой на ее лапах отрастает густая

шерсть, чтобы не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в

валенках.

Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья

шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они

спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а

ночью охотятся.

- Ребята каких животных зимой в лесу не встретишь?

Отгадайте загадки:

Между сосен, между елок

Бродит тысяча иголок

Но не сделать ни стежка-

Все иголки без ушка! (еж)

- Ребята кого мы еще не встретим зимой в лесу? Послушайте

загадку и узнаете.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

- Ежи и медведи зимой впадают в спячку. Поэтому особых

припасов на зиму они не делают, заботятся только о теплом доме

для себя: еж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой; медведь- в

берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму

спокойно проспать.

Воспитатель проводит дидактическую игру «Животные и их

детеныши».

-Как называются дикие животные наших лесов и их детеныши? Я

называю животных, а вы должны назвать их детенышей в

единственном и множественном числе.

Белка -бельчонок, бельчата.

Заяц -…. зайчонок, зайчата (как называют маму зайчат)

Лиса -…лисенок, лисята (кто папа в лисьем семействе)

Волк - …волчонок, волчата (как называют маму в волчьем

семействе)

Медведь - … медвежонок, медвежата (кто мама у медвежат)

Еж - …. Ежонок, ежата (как называют маму у ежат)

- Ребята в зимний лес мы сходили пора возвращаться в группу,

Раз, два, три, повернись

В детском саду окажись.

Д/И Рассказ о животных по картинкам.

Подведение итога

 Куда мы сегодня ходили? О ком разговаривали?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной познавательно – исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Расскажем медвежонку о зиме» ( в рамках тематической недели «По лесным тропинкам погуляем, про животных все узнаем»)

Воспитание добрых чувств к животным, желание помочь.Развитие креативного мышления (путем решения проблемных ситуаций), любознательности, воображения; мелкой моторики кисти руки  при выполнении пр...

Конспект образовательной деятельности по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе. Тема: «Что нам осень подарила». Подготовил воспитатель: Федотова Ольга Павловна

Конспект образовательной деятельности по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе . Тема: " Что нам осень подарила"....

Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе. Тема: Апельсин

Образовательная область: «Познание»Основная деятельность: познавательно-исследовательскаяФорма работы с детьми: решение проблемных задачВозраст: средняя группаТЕМА: «Апельсин »  За...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе тема: «Посадка лука»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе  тема: «Посадка лука»...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию познавательно – исследовательской деятельности в средней группе. Тема: «Дикие животные в лесу»

Цель: Создание условий для расширения представления детей о жизни диких животных в лесу.Задачи:Обучающая: продолжать знакомить детей с обобщающим понятием "дикие животные", учить узнавать и ...