Конспект "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Иванкова Татьяна Викторовна

Формирование экологической культуры начинается с воспитания бережного отношения к природе и населяющим её животным. Особенно в поддержке человека в это время года нуждаются зимующие птицы. Дошкольников необходимо познакомить с пернатыми, а потом рассказать и показать, как помочь им перезимовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zimuyushchie_ptitsy.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»

для детей подготовительной группы

 

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитывать чувство любви ко всему живому, обогащать словарь детей (зимующие птицы, кормушка и др.), воспитывать чувство коллективизма; развивать интерес и любовь детей к природе; формировать реалистическое представление о птицах, о дятле; расширить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках птицы, приспособлении к среде обитания.

 

Ход занятия:

  1. Психологический настрой:

Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!

Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у вас весь день было хорошее настроение.

Воспитатель: - Давайте пройдем на палас и сядем на стулья.  Ребята посмотрите,  какая у меня красивая  книга. В этой книге лежат интересные задания, но что бы её открыть и узнать, что там лежит нужно отгадать загадку.

Воспитатель:

- У них есть крылья, голова.

Две лапки клюв и перья

Все появляются с яйца

Слышны их песенки с деревьев. (Птицы)

Воспитатель: 

- Правильно ребята птицы. Говорить мы сегодня будем о птицах. Птицы делятся на разделы: перелетные и зимующие. Скажите, какое сейчас время года? (Осень).

 

- Что происходит осенью с птицами? (Улетают в теплые края).

- А как мы называем птиц, которые улетают в тёплые края? (Перелётные.) Назовите мне перелетных птиц: ласточка, кукушка, соловей.

- А почему они улетают на зиму от нас? (Нет кормов для них, нет пищи, всё под снегом и др.)

 - Как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие птицы.)

- Хотите узнать, какие птицы остаются зимовать вместе с нами? (Да) Тогда я вам предлагаю отгадать загадки.

  1. Воспитатель: Игра «Угадай птицу»

1. Всё время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит. (Дятел.)

2. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

3. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Вещунья – белобока, а зовут её ….. (Сорока.)

4. Птичка-невеличка, ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок,

Получается прыжок. (Воробей.)

5. Особа всем известная,

Она крикунья, местная.

Увидит тучку тёмную

Взлетит на ель зелёную.

И смотрит, словно с трона.

Кто она? (Ворона)

6.Любит семечки и сало,

Во дворе с утра летала

Эта маленькая птичка.

Отгадайте, кто? (Синица)

7.  Он воркует – так поёт.

Зёрна, семечки клюёт,

 Не клюёт червей и мух.

А одет в перо и пух. (Голубь)

Воспитатель: - Все эти птицы- птицы нашего края, они остаются с нами зимовать.

Дети вместе с воспитателем рассматривают внешний вид птиц.

Воробей.

-Чем покрыто тело воробья?

-Какой у него клюв?

-Как кричит воробей?

-Чем питается?

     

Ворона.

-Чем она питается?

-Какого цвета у неё перьевой покров?

- Какой у вороны клюв?

-Чем отличается ворона от воробья?

-Какого у неё цвета грудка?

Синица.

- Чем питается?

-Какой у неё клюв?

-Где живёт синица?

- Почему её так назвали?

Снегирь.

- Какого цвета у снегиря грудка?

- Чем питается снегирь?

- В какое время года прилетает снегирь?

Дятел.

-Ребята, какой у этой птицы клюв?

- Чем он питается?

- Чем отличаются птицы друг от друга?

- Молодцы ребята.

- Предлагаю вам следующую игру

  1. Игра «Верю – Не верю». Дети в кругу

- Если утверждение правильно, то дети хлопают, а если утверждение неправильно, то топают ногами.

- У синицы жёлтое брюшко? (Да)

- У воробья большой сильный клюв? (Нет)

- У сороки длинный чёрный хвост? (Да)

- У голубя красная грудка? (Нет). А у какой птицы красная грудка? (Снегирь)

- Для птиц самое страшное зимой – это голод? (Да)

- Дети как вы думаете, зимой птицам трудно? (Да.) Почему? Зимой всё под снегом, а когда после оттепели наступают морозы, ветки деревьев обледеневают и птицам трудно добывать пищу и т.п.

Выполняется разминка:

Птички прыгают, летают

Крошки птички собирают

Перышки почистили,

Клювики почистили

Птички летают, поют

Зернышки клюют

Дальше полетели

И за столы тихо сели.

Воспитатель: 

- Многие виды птиц издают очень приятные для человеческого уха звуки. Пение служит птицам для общения друг с другом.

- У вас на столах, в корзинках лежат картинки с изображением разных птиц. Возьмите их и разложите перед собой.

- Сейчас вы будете  прослушивать пение птиц. Вы должны определить по пению птицу, и показать мне  изображение птицы, чье пение вы услышали.

  1. « Определи по пению птицу» (с сопровождением аудиозаписи)

Воспитатель: - Молодцы и с этим заданием справились.

- Ребята, а вы знаете, чем покрыто тело птицы? (Пером). Правильно.

- Какие бывают перья: маховые, контурные, пуховые.

                          Показ картин  виды пера.

Воспитатель: - Кто из вас знает, как мы можем помочь птицам в зимнее время года? (Нужно птиц подкармливать, для этого нужно мастерить кормушки.

- Птиц можно подкармливать различными семенами: подсолнуха, тыквы, пшена и др.)

Отгадайте загадку:

Что за стол среди берёз под открытым небом?

Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (Кормушка.)

Воспитатель: - У кого дома есть кормушки? Какие птицы прилетают к ним? Из чего можно сделать кормушки? (Показ всевозможных вариантов кормушек.)

- Кормушки должны быть удобными. Кормить птиц надо регулярно. Корма должно быть немного.

- Мы тоже с вами можем помочь зимующим птицам, сделать для них дома свои кормушки.

Последнее задание. 5. «Собери и назови» 

(Работа в парах.)

Воспитатель:

- Необходимо собрать картинку из нескольких частей в целое, назвать, что за птица изображена. (Дятел, голубь, синица, снегирь).

- Вот и подошло к концу наше занятие.

- О ком мы говорили на занятии?

- Названия, каких птиц запомнили?

- Что было самым интересным на занятии?

- Как нужно помогать птицам в зимнее время года?

Воспитатель:

- Если мы с вами позаботимся о птицах зимой, то летом птицы позаботятся о наших садах, лесах и парках.

Чтение стихотворения детьми «Покормите птиц зимой»

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ.
ПУСТЬ СО ВСЕХ КОНЦОВ
К ВАМ СЛЕТЯТСЯ, КАК ДОМОЙ,
СТАЙКИ НА КРЫЛЬЦО.
НЕ БОГАТЫ ИХ КОРМА:
ГОРСТЬ ЗЕРНА НУЖНА
ГОРСТЬ ОДНА-И НЕ СТРАШНА
БУДЕТ ИМ ЗИМА.
СКОЛЬКО ГИБНЕТ ИХ-НЕ СЧЕСТЬ.
ВИДЕТЬ ТЯЖЕЛО...
А ВЕДЬ В НАШЕМ СЕРДЦЕ ЕСТЬ
И ДЛЯ ПТИЦ ТЕПЛО.
РАЗВЕ МОЖНО ЗАБЫВАТЬ:
УЛЕТЕТЬ МОГЛИ,
А ОСТАЛИСЬ ЗИМОВАТЬ
ЗАОДНО С ЛЮДЬМИ.
ПРИУЧИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ
К СВОЕМУ ОКНУ,
ЧТОБ БЕЗ ПЕСЕН НЕ ПРИШЛОСЬ
НАМ ВСТРЕЧАТЬ ВЕСНУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....