Экспериментирование в младшей группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Курина Надежда Геннадьевна

Картотека эксперементов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov_i_experimentov_dlya_mladshei_774_gruppy.docx635.36 КБ

Предварительный просмотр:

а

п

п

у

р

г

 

Картотека опытов и экспериментов

я

а

ш

«Малыш-исследователь»

д

а

л

м

 

я

в

 

Тема: «Живое и неживое»

Эксперимент «Проращивание лука»

Цель: познакомить детей с тем, что объекты бывают живые и неживые; рассказать о признаках живых и неживых объектов.

Материалы и оборудование: стакан с водой, луковица. 

Описание.

Кот Васька не сумел вырастить лук – просит ему помочь.  

Дети рассматривают лук, выясняют, что для роста нужна вода или земля.  В стакан с чистой водой помещают луковицу, ставят в тёплое место. Через 7-10 дней выявляют результаты: наблюдают за проращенной луковицей в  стакане.

Вывод: все произрастающие на земле растения – живые; они способны расти,  питаться, дышать.

Тема: «Семена, плоды»

Эксперимент «Проращивание семян»

Цель: познакомить детей с семенами и плодами растений; формировать знания о том, что из семян и плодов  вырастают растения.

Материалы и оборудование: семена арбуза, подсолнечника, гороха, влажная ткань, вата, лупа. Описание.

Любимое лакомство жирафа Тошки – горох. Ему пришла идея – вырастить горох из семени самому. Покажи и расскажи Тошке, как правильно это сделать. 

Дети рассматривают семена арбуза, гороха, подсолнечника, называют их, выясняют, что для роста нужна вода или  земля. На дно неглубокой ёмкости на влажную вату помещают семена гороха, закрывают  влажной тканью, ставят в тёплое место, поддерживая ткань и вату во влажном состоянии.  Через 7-10 дней выявляют результаты: семечко  

даёт проросток.  

Вывод: из семени или плода вырастают  растения.

Тема: «Вода и её свойства»

Опыт «Переливание и окрашивание воды. Измерение температуры воды»

Цель: выявить свойства воды (вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде). Материалы и оборудование: ёмкости с водой (холодной и тёплой), гуашь разного цвета, палочки для размешивания, мерные стаканы.

Описание. Однажды щенок Шарик решил показать маме фокус.  

Он поставил на стол прозрачные стаканчики.  

Затем налил в них воду. Буль-буль, потекла водичка.  

- Мама, закрой глаза! – сказал Шарик. Мама закрыла глаза и стала ждать, что  

будет.

- Открывай! – скомандовал щенок. Когда мама открыла глаза, то увидела, что в  

стаканчиках вода теперь не простая, а разноцветная – жёлтая, красная, синяя, зелёная и оранжевая. - Как красиво! – восхитилась мама.  

Предложите детям приготовить разноцветную воду (в стаканчиках с тёплой и холодной  

водой), постарайтесь привлечь внимание ребёнка элементом волшебства:  

- А если опустим в стакан с водой кисточку с жёлтой краской, интересно, что  

получится. Какой это цвет?

- В каком стакане краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой)

Вывод: вода прозрачная, некоторые вещества растворяются в воде, может быть тёплой и  

холодной, в тёплой воде быстрее растворяется краситель.

Тема: «Снег и его свойства»

Опыт «Растапливание снега, снег рассыпчатый и мокрый»

Цель: познакомить детей со свойствами и качествами снега (холодный, белый, превращается в воду). Материалы и оборудование: ёмкость со снегом, прозрачные стаканы с горячей и холодной водой, льдинка. Описание. Зимой лисёнок Фокс любит гулять на улице, ему очень нравится играть в снежки.  Снег рассыпчатый, но из него можно слепить снежок или снеговика.  

Однажды он принёс домой снежок и оставил его в норе, на полу в прихожей, а сам пошёл обедать, а потом  спать. Когда проснулся, сразу вспомнил про снежок, побежал в прихожую. Он пропал – нет  нигде, зато на полу блестела лужица.  

Положите снег на ладонь:  

- Смотри, вот снег. Он рассыпчатый, холодный и  

тает от тепла рук. Во что он превратился? (В воду)

В прозрачный стеклянный стакан налейте  

горячую воду (её можно подкрасить), опустите кусочек  

льда и понаблюдайте, как быстро он тает.  

Можно взять несколько стаканов и понаблюдать,  

как по-разному тает лёд в воде разной температуры.

Вывод: снег холодный, белый, рассыпчатый,  

превращается в воду.

Тема: «Песок»

Опыт «Пересыпание песка, песок мокрый и сухой, поделки из песка»

Цель: познакомить детей со свойствами песка (сыпучий, мокрый).

Материалы и оборудование: ёмкость с песком, лейки с водой. 

Описание. Любимое увлечение жирафа Тошки – играть с песком. Однажды он решил сделать из песка замок. Тошка старался из всех сил, но его постройка рассыпалась. Жираф очень расстроился. 

Тут солнышко спряталось за тучку.

- Сейчас польет дождик, - подумал Тошка. 

Каждому ребенку выдается лейка с водой. Дети поливают песок.

- Дождик, дождик лей веселей! Своих капель не жалей.

Для цветов, для полей и для маленьких детей.

- Какой теперь стал песок, сухой или влажный?  

Дождь покапал и прошел. Стало всем нам хорошо

Солнце снова засветилось, засияло, заискрилось.

Воспитатель и дети пробуют лепить замок из влажного  

песка.

Вывод: сухой песок форму не сохраняет, он сыпучий.

Тема: «Ткани»

Опыт «Выявление свойств тканей: мокнут, мнутся (не мнутся)»

Цель: познакомить детей со свойствами ткани (мнется и мокнет в воде).

Материалы и оборудование: лоскуты тканей, ёмкость с водой 

Описание.

Лисёнок Фокс так спешил к бабушке в гости на пирожки, что по дороге, зацепившись за ветку можжевельника, порвал любимые штанишки. Теперь ему нечего надеть.

Поможем лисёнку выбрать ткань для новых штанишек.

- Посмотрите, сколько здесь разных лоскутков  

ткани. Возьмите каждый лоскут ткани и помните в  

кулаке. Посмотрите, что произошло? (Ткань мнётся)

- А теперь выясним, хорошо ли ткань впитывает  

воду? У нас есть емкость с водой, положите в нее  

лоскутки. Что с ними произошло? (Намокли)

Вывод: ткань мнётся и впитывает воду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в младшей группе «Знакомство с камешками»

Тема. " Знакомство с камешками»Цель:- познакомить детей со свойствами камешек (твердый, тяжелый, тонет в воде, стучит)- развивать наглядно-действенное мышление- воспитывать аккуратность, умение ...

Занятие с элементами экспериментирования 1 младшая группа.

Занятие с элементами экспериментирование для малышей, позволяет развивать у детей навыки исследовательской деятельности, знакомит со свойствами предметов....

Игра – экспериментирование в младшей группе по теме: "Чудесная Мука"

Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование....

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей по экспериментированию в младшей группе на тему: «Какая ты, водичка?»

Задачи образовательных областей. Познание: Продолжать знакомить детей со свойствами воды: текучесть; прозрачность; Развивать навыки проведения лабораторных опытов: Развивать познавательную а...

Организация совместной деятельности педагога и детей по экспериментированию в младшей группе

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экс...

Конспект занятия по экспериментированию в младшей группе "Воздух вокруг нас"

Данный материал был успешно использован в группе младшего возраста. Он способствовал обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха;расширил представления детей о значимости воздуха в ...