методическая разработка по окружающему миру "Дары леса"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Ребята сегодня мы отправимся на прогулку. А куда вы узнаете ,если отгадаете мою загадку.
Там  растет деревьев много
Лип, осин, берез и кленов.
Место то полно чудес, 
А зовем его мы.. (лес)

Лес- это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы. Лес наш друг, а мы в нем гости. Перед прогулкой в лес давайте вспомним как

  как нужно вести себя в лесу. (ответы детей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл griby.docx242.91 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Ребята сегодня мы отправимся на прогулку. А куда вы узнаете ,если отгадаете мою загадку.
Там  растет деревьев много
Лип, осин, берез и кленов.
Место то полно чудес, 
А зовем его мы.. (лес)

Лес- это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы. Лес наш друг, а мы в нем гости. Перед прогулкой в лес давайте вспомним как

  как нужно вести себя в лесу. (ответы детей)

Дети. В лесу нельзя громко кричать.

 В лесу нельзя ломать деревья, ветки, рвать много цветов.

 В лесу нельзя убивать насекомых.

 В лесу нельзя разжигать костер

 В лесу нельзя оставлять за собой мусор.

Послушайте меня внимательно.

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Воспитатель:

Зачем люди ходят в лес ? А что  обычно  с собой когда идут  в лес?  (Корзинку)

 Что можно  собирать в лесу?
Дети: грибы, ягоды.

  Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, на нем сапожка

 шляпка есть ,нет головы  ( Дети отвечают)

Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. Что есть у грибов? (дети отвечают, что есть ножка и шляпка.) Правильно, ножка, шляпка, корни – грибница. Грибы  растут с лета до ранней осени. Для роста им необходимы тепло и влага Людей, которые идут в лес за грибами, называют грибниками. Настоящие грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем, так можно повредить грибницу, тогда не вырастут на этом месте маленькие грибочки. Гриб нужно аккуратно срезать ножом.

Воспитатель: - Многие лесные грибы очень «дружат» с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними.

Белый гриб

Воспитатель: У пригорка на дорожке
Гриб стоит на толстой ножке.
От дождя немного влажный,
Белый гриб – большой и важный.
Воспитатель: Этот гриб называется – белый гриб. У него есть ножка и шляпка. (Показывает) Какого цвета у гриба шляпка?
Дети:Шляпка коричневая.
Воспитатель: Какого цвета у гриба ножка?
Дети:Ножка белая.
Воспитатель:У белого гриба ножка очень толстая и крепкая. Если этот гриб разрезать, то в середине он будет белого цвета. Отсюда и название этого гриба. Белый гриб считают царем грибов (главным в лесу). Его очень любят грибники. А кто такие грибники?

Дети: Люди, которые собирают грибы.
И растет он в лесном бору. Ребята , а что такое «бор».

Бор-это сосновый или еловый лес.

Подосиновик

Воспитатель:До чего же хороши
В красных шляпках крепыши!
Я их рано поутру
Под осиной соберу.
Этот гриб называется подосиновик. Растет он под осиной, поэтому так и называется – подосиновик.
Воспитатель: Что есть у подосиновика?
Дети: Ножка и шляпка.
Воспитатель : Какого цвета шляпка?
Дети: Шляпка красная.
Воспитатель: А ножка?
Дети: Ножка белая с черными.
Слайд №  Подберезовик

https://i2.wp.com/ped-kopilka.ru/upload/blogs/19852_1ace053d8b7a6a3c6e552e01cea21034.jpg.jpg


Воспитатель: Перед нами еще один гриб.
Воспитатель: Это подберезовик. Как вы думаете, почему он так называется?
Дети: Растет под березой.
Воспитатель: Под берёзой впереди –
Подберёзовик, гляди,
На высокой стройной ножке…
Ножка в крапинках немножко!
Чем он отличается от подосиновика?
Дети: Шляпкой. У подберезовика шляпка коричневая.
Лисички Смотрите какие интересные грибы торчат из травы, как яркие жёлтые  Люди назвали их лисичками
Воспитатель:. (Рассматривают гриб). Шляпка у лисички не отделяется от ножки, как у других грибов, а сливается с ней в одно целое. Есть у лисички очень ценная для грибников особенность- они никогда не бывают червивыми. Старые лисички высыхают или загнивают, но в них никогда не поселяются другие насекомые

https://i1.wp.com/ped-kopilka.ru/upload/blogs/19852_9b134c8e6237d5584f68752ab4e03331.jpg.jpg


Воспитатель: Вот красавицы лисички.
Очень дружные сестрички.
Им укрыться не легко.
Видно очень далеко.
Воспитатель Фото  грибов  Маслят слайд 8

В сосновом лесу растут маслята. Как вы думаете, почему эти грибы так называются? (Ответы детей.) Да, у них шляпка скользкая, словно маслом смазана

Слайд 9 опята . Опята предпочитают селиться в старых березняках, где много сухих берез и старых пней.
Воспитатель: Дети, какие грибы мы встретили в лесу ?
Дети: Лисички, подберезовик, подосиновик, белый гриб.
Воспитатель: Ребята а как вы думаете, а можно из них что нибудь готовить?   блюда(жарить, сушить, варить грибной суп). Поэтому всех их можно назвать съедобными.
Проводится  пальчиковая гимнастика

Этот пальчик в лес пошел

Этот пальчик гриб нашел

Этот пальчик  чистить стал

Этот резал

Этот ел-от того и потолстел !!!

Но нужно быть осторожными, кроме съедобных грибов в лесу растут и несъедобные, их еще называют ядовитые
Воспитатель: .

А что значит ядовитый?

Дети. Ядовитый – это значит опасный для здоровья, им можно отравиться и умереть.

 Мухомор

https://i2.wp.com/ped-kopilka.ru/upload/blogs/19852_aba8ca5ddc2046af3b9046112904bb55.jpg.jpg

Воспитатель Посмотрите, как выглядит мухомор. -Мухомор – самый нарядный гриб.  Его вы ни с чем не спутаете (рассматривают и описывают мухомор). Шляпка у него ярко-красная с белыми крапинками, на ножке кольцо, как будто мини-юбочка.

Он красивый и яркий, но очень опасный, потому что ядовитый. Ни в коем случае его нельзя трогать руками .

Для людей он ядовит, но сбивать его ногами и топтать нельзя, он нужен зверям. Лось и белка им лечатся. лоси проглатывают их целиком, иногда несколько штук за один раз.  Мухоморы для лосей – лекарство!Вот так-то!

 Вообще в природе нет ничего лишнего. Если что-то не нужно человеку, это может быть необходимо кому-то другому.
Воспитатель: Этот гриб в лесу растет
Не клади его ты в рот!
Он совсем не сладкий
Крапинки на шляпке
Красный, словно помидор
Несъедобный мухомор!

Бледная поганка

https://i1.wp.com/ped-kopilka.ru/upload/blogs/19852_d3ede88f0ab011ba70a3cc18249f4b62.jpg.jpg


Воспитатель:Вот еще один ядовитый для человека гриб.
Бледнолицые поганки
Бродят стаей по полянке.
С ними я играть не буду.
Обойду и позабуду.
Почему нужно обходить эти грибы стороной?
Дети: Они ядовитые, несъедобные, их нельзя трогать.

Игра «Загадки-отгадки»

На магнит доску   расставить  картинки грибов.

Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик, житель бора - ... (боровик)

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту - зовусь я – ... (подосиновик)

На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.

Эти дружные ребята называются ... (опята)

В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,

В блестящей темной шляпке растет грибок ... (масленок)

В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички – золотистые ... (лисички)

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый ... (мухомор)

Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята

Ну, а это на полянке ядовитые ... (поганки)

Воспитатель:
Мы идем сегодня в лес. Дети идут по кругу
В том лесу полно чудес!
Дождь вчера в лесу прошел – Встряхивают кистями
Это очень хорошо. Хлопают в ладоши
Будем мы грибы искать  Приставляют ладонь ко лбу
И в корзинку собирать.  Приседают, собирают грибы
  Дидактическая игра «Что в лукошко мы берём?» Воспитатель называет грибы, которые упоминались в ходе НОД. Если съедобный, дети  приседают (кладут в лукошко,  – приседают.) если ядовитый –хлопают (опасный)

Ребята помимо съедобных и несъедобных грибов  в лесу растут еще и ягоды .

- Как называются ягоды, которые растут в лесу? (лесные)

Ребята а какие лесные ягоды вы знаете?(земляника, малина, черника, )

А для чего они нужны?

А вот эта маленькая ягодка называется черника! Растет она в тени, солнце не любит, поэтому искать ее надо в лесу, под ёлками.

Земляника любит много света, поэтому ее можно найти на солнечных полянках. Бруснику собирают на высохших болотных кочках. Клюква растет на болоте. . Посмотрите на эту ягоду! Как она называется? (малина)
Малина на высоких кустах, в малиннике.

- Что можно приготовить из ягод? (Варенье, компот.)

Ребята ягоды надо собирать очень аккуратно, Запомните, собирая лесные ягоды, будьте осторожны. не рвите сами кустики, не ломайте ветки.  иначе на следующий год их не будет.

- И ещё запомните. Ягоды никогда не собирайте все до одной – оставьте часть зверям и птицам.  Они тоже ищут корм в природе.

- Ягоды, о которых мы с вами говорили, - съедобные. А бывают ли ягоды ядовитые, несъедобные? («Волчья ягода», «вороний глаз». Почему они так называются? Ягода «вороний глаз» напоминает глаз вороны. Будьте осторожны, они ядовиты.)

Волчье лыко – кустарник который цветет мелкими розово-красными цветами, позже на месте цветов появляются ягоды .Их нельзя рвать и тем более есть !!! Это опасное растение .В его ягодах содержатся сильные яды. Даже несколько ягод могут оказаться смертельными для человека.

 Вороний глаз-растение, на высоком стебле которого близко друг к другу прикреплены4 листика, а из серединки выступает один цветок. Он превращается в черную ягоду. похожую на  вороний глаз.

Ребята ка можно уберечься от ядовитых растений (ответы детей)

_правильно , лучший способ уберечься от яд.растений –это их не трогать.

Воспитатель: Никогда не ешьте
Незнакомых ягод…
И грибы - поганки
В рот тащить не надо:
Голова закружится,
Заболит живот,
И от отравления
Доктор не спасёт.

Рефлексия.

Воспитатель:  - О чём она мы с вами сегодня узнали?

Дети: - о съедобных и ядовитых грибах.

Воспитатель:  - С чем познакомились?

Дети: - с правилами сбора грибов.

Воспитатель:  - Что интересное для себя вы узнали?

Дети: - Что мухоморы нужны лесным жителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проект "Звери наших лесов"

Формирование основ экологической культуры у детей средней группы....

Методическая разработка- "ДИКИЕ ЗВЕРИ НАШИХ ЛЕСОВ И ИХ ДЕТЁНЫШИ"

Закрепить знания детей о названиях диких животных и их детенышей, а так же учиться их различать...

Методическая разработка "Колобок в осеннем лесу"

В увлекательной игровой форме спектакля закрепляется материал по теме «Осень»....

Методическая разработка по окружающему миру на тему: "Методические рекомендации педагогам дошкольного образования по организации наблюдения и ухода за растениями в уголке природы с детьми младшего возраста"

Методические рекомендации педагогом дошкольного образования по организации наблюдения и ухода за растениями в уголке природы с детьми младшего возраста. Цель: развитие у детей активного познавате...

Методическая разработка «Путешествие по зимнему лесу» Совместная деятельность с детьми средней группы (Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникации», «Музыка» с использованием моделирования).

Занятие проводится в виде игры – путешествие по сказочному зимнему лесу. В помещении (зал, холл или др.) вдоль стен устанавливаются заснеженные ёлки, другие деревья, пеньки. В разных местах спря...

Авторская методическая разработка "Прогулка по сказочному лесу"

Конспект занятия рассчитан на детей 5-7 лет....

Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»

В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...