Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей средней группы «Путешествие в царство насекомых»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Анна Павловна Бойко

Формировать понимание  ребенком того, что Земля – наш общий дом, а все живущие на ней жители, часть природы, которую нужно беречь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_nasekomye.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

непрерывной образовательной деятельности

для детей средней группы

«Путешествие в царство насекомых»

Описание работы.

Номинация

Конспект непрерывной образовательной деятельности.

Тема:

«Путешествие в царство насекомых»

Цель:

Воспитывать у детей бережное отношение к малым обитателям природы.

Задачи

приоритетной

образовательной

области:

Формировать понимание  ребенком того, что Земля – наш общий дом, а все живущие на ней жители, часть природы, которую нужно беречь

Задачи,

реализуемые в

интеграции

образовательных

областей:

Расширить и закрепить знания детей о насекомых: бабочке, муравье, пчеле, кузнечике, божьей коровке, среде обитания, характерных особенностях внешнего вида и поведения.

Подвести детей к понятию «насекомые».

Виды и формы

деятельности с

воспитанниками:

Игровая,

коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Двигательная

Художественное слово.

Итоговый

образовательный

результат:

Расширены представления детей о мире насекомых. Ребята стали проявлять нравственные чувства: доброту, отзывчивость, внимание по отношению к насекомым.

Оборудование

Для педагога:

мультимедийное оборудование – проектор, ноутбук,

флешка с презентацией «Насекомые».

Домики с изображением жука, пчелы, паука, муравьев. Изображение цветов, бабочек.

Предварительная

работа

Рассматривание иллюстраций, фотографий, энциклопедии с изображением насекомых.

Беседы: «Правила поведения на природе: «Как уберечься от опасных насекомых».

Просмотр мультфильмов «Лунтик», «Мир насекомых», «Муха цокотуха».

Д/И «Вредный полезный», «Четвертый – лишний».

Ход непрерывной образовательной деятельности:

Речь воспитателя

Методические рекомендации

- Ребята, посмотрите, какие красивые бабочки залетели к нам в группу.

Воспитатель обращает внимание детей на 2 бабочки, сидящие на шторах.

Вот две бабочки летят.

Рассказать тебе хотят,

Что вчера ещё в траве

Были гусеницы две.

 Но из гусениц ленивых Превратились вдруг в красивых Пёстрых маленьких принцесс.

 На лугу полно чудес

В. Леонов.

Воспитатель читает стихотворение.

-  Что же случилось? Почему эти две красавицы залетели к нам в группу?

Воспитатель обращается с вопросом к детям.

- Где живут бабочки?

Воспитатель выслушивает ответы и подводит детей к ответу «на лугу»

- Что такое луг?

Воспитатель выслушивает ответы детей и делает обобщающее заключение:

 Ковер травы вокруг,

Цветов нарядных венчик,

Звонкие кузнечики,

Мотыльки игривые,

Жуки не торопливые,

С медом сладким пчелки,

Песня перепелки.

- Ребята, чтобы нам понять, что случилось с бабочками, нам самим нудно уменьшиться , ведь мы такие большие, а они такие маленькие. Мы их просто не услышим!

Давайте оденем волшебные шапки, чтобы уменьшиться.

Шапки-шапки, помогите

И размеры наши измените.

1,2,3-начнись, игра!

Сделай нас скорее

Размером с комара!

Дети вместе с воспитателем надевают воображаемые шапки.

- Ну вот, ребята, мы с вами и очутились на лужайке.

Воспитатель с детьми стоит на ковре, оглядывается по сторонам.

Игра «Бабочки на лужайке»

Ах как страшно на лужайке 

Нашей бабочке.

Кружит над ней стрекоза 

И глядит во все глаза.

И пчела громко прожужжала 

У нее есть жало

И жуки кругом ползут 

Травку сочную грызут!

Ой! Я на что то наступила, 

Чуть-чуть не раздавила 

- Кто это, ребята? 

Дети приседают на корточки, закрывают глаза.

Дети кружатся и машут руками.

Дети жужжат.

Дети ползут по ковру-лугу.

Воспитатель испуганно убирает ногу с модели жука-коровки.

Воспитатель наклоняется и берет модель жука.

Показывает детям

Жук: Я виж-ж-жу, вы не из нашей страны. Зачем пож-ж-ж-жаловали?

Воспитатель говорит за жука.

- К нам в группу залетели 2 бабочки, мы подумали, что у вас на лугу, что – то случилось и  решили отправиться к вам на помощь.

Воспитатель обращается к жуку.

Жук:

- Я ж-ж-жук, ж-ж-живу в нашем царстве насекомых вместе со своими друзьями ж-ж-жуками, бачками, мухами, пчелами, муравьями и другими насекомыми, но что у нас случилось не слышал!

Жук обращается к детям.

- Ребята, давайте  посмотрим по волшебному телевизору , что у нас происходит в царстве насекомых?

Презентация «Насекомые».

Дети садятся перед интерактивным экраном, смотрят презентацию.

Жук:

- Ребята, как вы видите, у на, в царстве насекомых, все в порядке! А бабочки,  наверное хотели пригласить вас в гости, чтобы вы поближе с нами познакомились.

Жук обращается к детям.

Жук:

- Давайте пройдем по нашему царству, посмотрим, кто где живет, чем занимается.

Жук обращается к детям с предложением и получает их согласие.

Жук:

- Только ребята, у нас нужно соблюдать очень простые правила: не шуметь, всегда смотреть под ноги, чтобы случайно не на кого не наступить и никого не обижать, даже если он вам совсем не понравился.

Если вы согласны с правилами, отправляемся в путь!

Дети идут за воспитателем и жуком.

- По тропинке мы пойдем,

Посмотрите-первый дом.

Воспитатель с детьми подходят к первому домику.

- Кто в том домике живет, угадайте?

Летит-воет,

Сядет-землю роет.

Ответы детей: жук.  Воспитатель переворачивает домик, и дети видят изображение жука

- Если мы будем вежливы, то жук не сделает нам ничего плохого, хотя обид он не прощает и умеет за себя постоять.

Жуки бывают разные, но все они полезные, .вот например жук божья коровка защищает все растения от вредителей, ее еще называют доктором растений.

Жук – могильщик приносит пользу природе, закапывая мелких погибших животных.

А вот я – жужелица, охочусь на гусениц, и личинок, которые поедают

растения и тем самым спасаю их от гибели.

Воспитатель показывает детям на изображения  жуков у домика.

Жук:

-  Повторите мою любимую скороговорку

Жук жуж-ж-жит так,

Что воздух дрож-ж-ж-жит.

Жук летает над лужком,

Он устал ходить пешком.

Дети 3 раза повторяют скороговорку.

По тропинке мы пойдем,

Посмотрите-второй  дом.

Воспитатель с детьми подходят ко второму  домику.

-  Кто в том домике живет, угадайте?

Ах, как я люблю цветы,

Просто обожаю!

От цветка к цветку весь день

Без устали летаю.

Есть у меня особый дар-

Собирать с цветов нектар.

Ответы детей. Это пчела. Воспитатель переворачивает домик, и дети видят изображение пчелы.

- Пчел нельзя обижать, потому, что они могут за себя постоять. Но и бояться их не стоит.

Пчелы живут большими дружными семьями. У каждого из членов семьи есть свои обязанности. В пчелиной семье есть рабочая пчела – добытчица меда. Рабочие пчелы не только собирают нектар, но еще и убирают территорию, защищают свое жилище и кормят детей.

Мед, который дает пчелы, это не только сладость к чаю, но и очень полезный продукт, который применяется в лечении очень многих заболеваний.

Воспитатель показывает детям на изображения  пчел  у домика

Давайте поиграем в игру.

Игра   «Медведь и пчелы»

Полетели пчелки

Собирают нектар с цветочков.

Мишка-медведь идет

Мед у пчелок унесет.

Пчелки домой! 3-3-3.

Дети выполняют действия в соответствии с текстом.

- Нам ребята, пора отправляться дальше!

Дети идут за воспитателем.

По тропинке мы пойдем,

Посмотрите-третий  дом.

Воспитатель с детьми подходят к третьему   домику.

-  Кто в том домике живет, угадайте?

Для постройки дома

Все собрать готовы:

Хвойные иголки,

Прутики, соломку…

Ну, не дом, а целый холм-

Живут труженики в нем.

Ответы детей: муравейник, муравьи.

Воспитатель переворачивает домик, и дети видят изображение муравьев.

- Муравьев  нельзя обижать, потому, что они тоже могут за себя постоять. Но и бояться их не стоит.

Муравьи живет большими семьями в муравейнике. Муравьи – великолепные строители. Высота их дома достигает иногда даже более метра. Дом состоит из надземной части (насыпки) и подземной части с множеством ходов и выходов.

Муравьи очень трудолюбивые, они трудятся начиная с ранней весны и заканчивая поздней осенью.

Муравьи приносят пользу, так как они поедают большое количество насекомых, которые уничтожают растения – это гусеницы, бабочки. муравьев называют «санитарами леса»

Воспитатель показывает детям на изображения  муравьев  у домика.

Игра «Муравейник»

Ребята, давайте разделимся на 2 команды: муравьев и муравейник.

Одни дети будут строить муравейник, поднимать руки вверх, другие муравьи отправятся на работу. По сигналу «Ночь», все муравьи должны собраться в муравейник.

Дети делятся на муравьев и муравейник

Муравейник: дети берутся за руки и образуют круг. Дети-муравьи заходят в круг, по сигналу «утро» дети-муравейник поднимают руки вверх, а дети-муравьи выходят из круга и отправляются на работу. По сигналу «вечереет» дети-муравейник медленно опускают руки, дети-муравьи спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда дети-муравейник опустят руки вниз

По тропинке мы пойдем,

Посмотри – четвертый   дом.

Воспитатель с детьми подходят к четвертому   домику.

-  Кто в том домике живет, угадайте?

Ткач маленький и ловкий

Ткёт сети со сноровкой.

У него есть восемь ножек,

И поймать он муху может.

Ответы детей: муравейник, муравьи.

Воспитатель переворачивает домик, и дети видят изображение паука.

Тело паука состоит из двух частей: головогруди и брюшка. У него восемь глаз, все они расположены на голове попарно. Благодаря этому паук, не поворачивая головы, может видеть всё, что происходит вокруг. Пауки плетут сложные сети для ловли своей добычи: мух, комаров и других насекомых. Как только жертва попадёт в сеть, паук тотчас обволакивает её паутиной и умерщвляет с помощью яда. Но не бойтесь,  этот яд не страшен человеку.

На брюшке у паука есть паутинные бугорки (железы) с несколькими отверстиями. Из них выделяется жидкость, которая на воздухе твердеет и превращается в нить. Из нити паук плетёт сеть – ловушку.

Воспитатель показывает детям на изображения  паука в паутине.  У домика

- Ребята, а вот и бабочки – красавицы!

- Бабочки самые красивые и необычные насекомые. Они могут быть разнообразных цветов и оттенков Бабочки бывают дневными – летают днём, а ночью отсиживаются под листьями, в трещинках коры, под навесами домов, и ночными- это мотыльки, они делают всё наоборот, прячутся в светлое время суток, а ночью летают. У бабочки есть усики. Усиками бабочки пользуются в поисках пищи. Присев на цветок отдохнуть,  бабочка раскатывает свой длинный хоботок, подобный язычку. Им она собирает нектар, находящийся в глубине цветка.

Воспитатель обращает внимание детей на бабочек сидящих на цветах.

- Ребята, давайте поиграем с бабочкой в ее любимую игру.

Игра  «Бабочка»

Утром бабочка проснулась.

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

Плавные взмахи руками.

Выполнять движения в соответствии с текстом.

- Ребята, я очень рада, что в царстве насекомых все в порядке. А бабочки пригласили нас, чтобы поближе познакомиться. Чтобы вы, дети выучили правила, как себя вести на природе, и никогда не обижали насекомых, ведь они приносят пользу.

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад, Давайте снимем волшебные шапки, чтобы увеличиться..

Шапки-шапки, помогите

И размеры наши измените.

Дети снимают воображаемые шапки.