"Кремль"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Cибирёва Елена Николаевна

Познакомить детей с историей создания Кремля. Продолжать учить самостоятельно придумывать содержание работы. Учить намечать силуэты простым карандашом. Продолжать учить технике имитации фрески: равномерно наносить жидкий клей на часть поверхности и засыпать ее яичной скорлупой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmnoe_soderzhanie.docx129.4 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание. Познакомить детей с историей создания Кремля. Продолжать учить самостоятельно придумывать содержание работы. Учить намечать силуэты простым карандашом. Продолжать учить технике имитации фрески: равномерно наносить жидкий клей на часть поверхности и засыпать ее яичной скорлупой.

Демонстрационный материал. Иллюстрации Кремля и Спасской башни.

Раздаточный материал. Листы голубого картона, измельченная яичная скорлупа, миски, простые карандаши, гуашь, фломастеры, мягкие кисти, баночки с водой, клей ПВА, кисти для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.

Ход занятия

Прочитайте детям отрывок из стихотворения Н. Кончаловской:

Правнук Дмитрия Донского

Древний Кремль отстроил снова.

Для построек москвичи

Стали делать кирпичи.

Девятнадцать грозных башен

Простояли пять веков,

Никакой им враг не страшен,

Сколько б ни было врагов.

Расскажите детям об истории Кремля:

«Сначала Кремль был деревянной крепостью, затем деревянные стены заменили укреплениями из белого камня. Когда белокаменные стены стали разрушаться, решено было построить новый Кремль из красного кирпича. Построили несколько башен. Внутри этих башен были колодцы, а внутри одной (Тайницкой) даже потайной ход к реке. Между башнями возвели крепкие стены с бойницами, через которые можно было стрелять по врагам (покажите детям соответствующую иллюстрацию). А вокруг Кремля вырыли глубокие рвы».

Расскажите детям о Спасской башне и о том, что на ней установлены часы с боем – куранты. Покажите детям иллюстрацию этой башни и рассмотрите ее вместе с детьми: «Спасская башня – высокая, внизу самая большая часть прямоугольной формы, затем квадратная часть, на которой расположены круглые часы. Наверху башни – звезда. В разные стороны от башни идут зубчатые стены».

Предложите детям наметить простым карандашом на картоне силуэт Кремля (башни и стены) или силуэт Спасской башни. Фон картины можно не засыпать скорлупой, а закрасить гуашью. Не следует слишком насыщать рисунок деталями, иначе у ребенка будет слишком большой объем работы.

Далее дети наносят клей на небольшую часть картона внутри контура и насыпают сверху тонкий слой яичной скорлупы. Циферблат часов можно оставить незасыпанным и нарисовать на нем фломастерами стрелки и цифры.

В свободное время после занятия дети могут раскрасить фреску гуашью.

Программное содержание: Уточнить и обобщить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, о героях города. Закрепить знания о Солнечной системе, умение давать характеристику планетам, называть их. Формировать умение связно рассказывать о своей семье, о своих родных. Развивать творческие способности, грамматический строй речи. Воспитывать гордость за город, в котором живешь.

Предварительная работа: Экскурсии по городу, занятия, проведенные в Краеведческом музее, поездка в Планетарий, встречи с интересными людьми города, с героями, организация выставки совместных рисунков родителей и детей на тему “Мой город”.

Ход занятия 

Из почтового ящика воспитатель достает письмо от дяди Степы. Дети читают по строчке и узнают, что их дядя Степа приглашает на экскурсию по городу. (На доске карта Кемеровской области и звездочкой отмечен город Прокопьевск).

Ребята, вы узнали эту карту? Как называется город, в котором мы живем?

Кто живет в Прокопьевске, как сказать одним словом? (Прокопчане).

Ира, ты кто…? Никита, ты…?

Почему наш город называют жемчужиной Кузбасса?

Чтение стихов о Прокопьевске.

Возвышаясь крепким монолитом
Над своей красавицей землей
Мой Прокопьевск, мой любимый город,
Светит яркой, пламенной звездой.
Развернул ты мощь свою и силу,
О тебе узнала вся страна.
За труды, достойные награды, –
Лучшие медали, ордена.
Мой Прокопьевск – вера и надежда,
Отчий дом и крепкий наш оплот,
Твой народ, сибирский, величавый,
Будущее наше создает.
Покоряет угольные недра
И штурмует космос и моря.
Город наш, тобой гордятся люди
И гордится русская земля! М. Кузнецова.

Люди каких профессий принимали участие в строительстве нашего города? (Вспомнить строительные профессии, изобразить пантомимой действия и объяснить: я – каменщик, я кладу кирпичи; я - маляр, я крашу стены; и т. д.)

Что должно иметь каждое здание, что бы жители и гости города не заблудились в нем? А вы знаете свой адрес?

Дидактическая игра “Что было бы, если бы…?”

Воспитатель обыгрывает ситуации:

  1. Если бы на домах не было адреса?
  2. Если бы на домах были бы одинаковые адреса?

Кто живет в домах, в квартирах?

Что такое семья?

Как должны жить люди, что бы их семья была дружной и крепкой?

Что ты знаешь о своей семье? Что ты знаешь о своих братьях и сестрах?

Я предлагаю вам поиграть (логические задачи).

  1. В семье две мамы и две дочки. Сколько в семье женщин?
  2. У двух братьев по одной сестре. Сколько детей в семье?

Кто самый старший в семье, кто младший? (расставить картинки по возрасту).

Кроме домов в нашем городе очень много интересных мест. Я предлагаю вам совершить экскурсию по достопримечательностям нашего города. (выставляются фото с достопримечательностями города).

Для чего нужен Дворец спорта? Какие виды спорта вы знаете?

Игра “Кто ты?” (дети выбирают картинку и называют)

Я – лыжник, я – лыжница. Я – пловец, я – пловчиха. Я – теннисист, я – теннисистка. Я – бегун, я – бегунья и т.д.

Для чего нужен спорт?

Какие самые главные соревнования?

Физминутка: я вам предлагаю побывать на Олимпиаде и изобразить виды спорта (имитация движений – ходьба на лыжах, бег на коньках, поднятие штанги, метание ядра, теннис, стрельба, плавание, гимнастика).

Экскурсия продолжается.

Как вы думаете, кому поставлен этот памятник? (Борису Волынову.)

Кто такой Борис Волынов? (Космонавт, который родился и жил в нашем городе).

Назовите первого космонавта? Что он сделал?

Назовите первую женщину-космонавта?

Кто первым вышел в открытый космос?

Откуда стартуют наши космические корабли?

Без чего космонавт не может лететь в космос? Почему?

Из чего сделан скафандр?

Что такое космос?

Назовите планеты, которые вы знаете?

А вы хотели бы полететь в космос?

(Детям предлагается из разрезных картинок собрать ракету)

Внимание! Приготовиться к полету! Надеть скафандры! Начать отсчет!

9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1– пуск! (включается музыка).

Закройте глаза, мы летим с огромной скоростью, чувствуете, как тяжелеет голова, руки, ноги? Мы оторвались от земного притяжения и находимся в невесомости.

Как вы понимаете это слово? Изобразите невесомость.

Посмотрите в иллюминатор. Каким цветом наша планета? Что означает голубой цвет? Много воды. Зеленый – растительность, желтый – горы.

Я предлагаю вам поиграть в “ звездную игру”. Из двух слов надо придумать одно и выложить из букв.

Луна + ход
Звезда + лететь
Самолет + лететь
Звезда + считать

Молодцы! Вы справились и с этим заданием, нам пора возвращаться на землю, в наш родной город. Мы оказались на главной площади города, которая называется “ Театральная”. Какие достопримечательности расположены на этой площади? Каким транспортом мы можем проехать по городу? Детям предлагается дидактическая игра на логику “ Разбери картинки по символам”

Вот и закончилось наше путешествие. Давайте поблагодарим дядю Степу и рассмотрим рисунки, которые вы нарисовали вместе со своими родителями, о нашем городе.

Рисунки детей говорят о том, что:

– дети любят свой город,
– знают интересные уголки родного города,
– гордятся людьми, которые живут рядом с ними.

http://logopeddoma.ru/_nw/4/00564991.png

Задание 1. Родителям рекомендуется:

 — вспомнить с ребенком, как называется город (поселок), в котором он живет, улица, на которой находится его дом, назвать главную улицу города (поселка);

 — обратить внимание, в честь кого назван город, чем он знаменит, рассказать о наиболее важных событиях, произошедших в вашем городе, какие достопримечательности в нем есть;

 — рассмотреть иллюстрации, открытки и фотографии с изображением своего города (поселка);

 — вспомнить, какой транспорт можно увидеть на улицах города (поселка);

 — повторить с ребенком домашний адрес, адрес детского сада, вспомнить, на каком транспорте вы едете в детский сад;

 — напомнить о необходимости соблюдения правил дорожного движения.

Задание 2. Дидактическая игра «Назови — какой» (образование сложных слов): дом (какой?) — многоэтажный, одноэтажный ... .

Задание 3. Дидактическая игра «Подбери признак»: город (какой?) — ..., улица (какая?) — ..., дом (какой?) — ....

Задание 4. Составить рассказ (из личного опыта) «Дорога в детский сад».

Задание 5. Нарисовать картинку на тему «Мой город (поселок)».

Исходя из статистики число детей с речевыми нарушениями неуклонно растёт, поэтому учителю - логопеду приходится искать всё новые методы работы с детьми. Я применяю в своей работе Су-Джок терапию. Су означает кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су Джок терапия – это стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Приёмы Су- джок терапии многообразны, это массаж специальным шариком, массаж эластичным кольцом, ручной массаж кистей и пальцев рук.

В логопедических целях су – джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, рисованием активизирует развитие речи детей. На коррекционных занятиях использую шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики. Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Массаж проводится до появления тепла.

Сказка "Ёжик"

Жил да был Ёжик на полянке в своём  домике в сказочной стране (положить шарик на ладошку). У Ёжика было много друзей (катать шарик от ладошки к  каждому пальчику): Крош, Копатыч, Нюша, Совунья, Лосяш (зажать шарик в ладошке).

И решил он однажды навестить своих друзей.

Выбежал Ёжик на тропинку (катаем шарик по кругу ладони)  и побежал к Крошу, так как его домик был совсем не далеко. Бежит, подпрыгивает на кочках (шариком покалываем  подушечку каждого пальца).

Но не оказалось Кроша дома: «Наверное, он убежал Лосяша навестить» - подумал Ёжик  и покатился дальше (катаем шарик по кругу ладони). 

Катится Ёжик, а навстречу ему  Копатыч идёт не  спеша. 

Обрадовался Ёжик, спрашивает Копатыча:

- «Куда ты идёшь?». 

- «В лес за грибами» - отвечает Копатыч – «Пойдём со мной».

Пошли они вместе (катают шарик по пальчикам по очереди к каждому).  

Раз – грибок (зажать шарик в ладошке), два – грибок, (зажать шарик в другой ладошке) - много насобирали.

Простился Ёжик с Копатычем и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони).

Вдруг ему навстречу выскакивает лягушка – квакушка, спрашивает  её Ёжик: - «Ты куда скачешь?». - «Скачу, куда глаза глядят» - отвечает лягушка. – «Поскакали со мной».

Стал Ёжик с лягушкой скакать (прикасаться колючками шарика к кончику пальцев, делая глубокий вдох).

Не заметил Ёжик, как у своего домика очутился, не захотел он больше прыгать, устал. Зашёл он в свой домик (раскатывать шарик по ладошке), лёг на кроватку, закутался одеяльцем (зажать шарик в ладошке) и уснул.