Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с целостной картиной мира и аппликации на тему:«Башни Московского Кремля»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Цели:

Закрепить знания детей об истории создания Москвы, строительстве Кремля. Дать знания о плане Кремля, названии его башен, их назначении. Воспитывать в детях любовь к родному городу. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с целостной картиной мира и аппликации на тему:

«Башни Московского Кремля»

Цели:

Закрепить знания детей об истории создания Москвы, строительстве Кремля. Дать знания о плане Кремля, названии его башен, их назначении. Воспитывать в детях любовь к родному городу.

Ход занятия.

1 часть – «Башни Кремля»

Воспитатель выставляет перед детьми иллюстрации крупных размеров с изображением общего вида Кремля.

Воспитатель

Ребята, вы узнали это место в Москве? Что Это?

Дети

Кремль

Воспитатель

Я вам уже рассказывала о том, как возник Кремль. Теперь расскажите вы мне все, что помните (рассказы детей)

Молодцы, вот сегодня мы поподробней рассмотрим, что представляет собой Московский Кремль.

Мы с вами вспомнили, что Кремль – это крепость. Внимательно посмотрите на картинки и скажите, как можно догадаться, что Кремль действительно крепость? (высокие стены, бойницы).

Да, стены Кремля, действительно, очень высокие – с трехэтажный дом. А в некоторых местах – и с шестиэтажный дом. Перебраться через такие стены и сейчас очень трудно, а в давние времена было еще труднее.

Вы обратили внимание на узкие бойницы в стенах Кремля. Через них защитники крепости стреляли в нападавших на них врагов. С внутренней стороны проходит боевая площадка, чтобы люди могли не только стоять на одном месте, но и передвигаться от одной бойницы к другой. (Воспитатель убирает иллюстрации с изображением Кремля и выставляет схему Кремля).

Посмотрите на эту схему. Здесь очень хорошо видны все башни Кремля, попробуйте их посчитать. (воспитатель помогает детям). Итак, мы насчитали 20 башен.

А как вы думаете, для чего нужны башни? (предположение детей)

Да, в башнях укрывались воины, жители города, там находилось продовольствие, вода, оружие.

Посмотрите на схему внимательно и скажите, все ли башни одинаковые?

Какие вы видите башни?  (большие, маленькие, средние)

А одинаковой ли они формы? (одни прямоугольные, другие круглые)

Посчитайте, сколько круглых башен в Кремле? (три) Где они находятся? (по углам)

А ка вы думаете, почему именно по углам мастера построили круглые башни? (предположение детей)Круглые башни были наиболее прочными, и из них можно было вести обстрел в круговую. В этих башнях были устроены колодцы с водой, чтобы снабжать  защитников водой во время осады Кремля и одна из башен так и называется Водовзводная.

По названиям башен можно узнать, какие постройки находились на территории Кремля, назначение башен. Вот, например, эти башни (воспитатель показывает на Угловую Арсенальную башню и Среднюю Арсенальную). Называются Угловая Арсенальная и Средняя Арсенальная.

Кто знает, что означает слово арсенал? (предположение детей)

Арсенал – это склад для оружия. (дети повторяют слово хором и индивидуально). Название свое башня получила от здания Арсенала, который находится возле этих башен.

А вот эта башня называется – Оружейная. Свое название она получила от здания Оружейной палаты, которая находится рядом с башней.

Как вы  думаете, почему одна из башен называется Боровицкая? (предположение детей) Эта башня получила свое название от слова бор. Когда-то неподалеку шумел красивый сосновый бор, и вот одну из башен так и назвали Боровицкая.

Вот эта – Тайницкая башня. Попробуйте догадаться, откуда такое название? (предположение детей)Эта башня хранит очень важную для защитников крепости тайну – в ней находился тайный колодец.

А название этой башни вы все очень хорошо знаете. (показ Спасской башни) Как она называется? Спасская башня. Как можно узнать Спасскую башню? (по курантам) Спасская башня – самая красивая башня Кремля.

Кремль занимает много места. Посмотрите на схему, видите, везде проходит стена, и нигде нет даже маленького просвета.

Как же можно войти в Кремль? (предположение детей) Да, через ворота. Посмотрите на схему, внимательнее, сколько ворот вы насчитали? (пять)

А где они находятся? (в самых больших прямоугольных башнях)

А как вы думаете, почему именно в этих местах были сделаны ворота? (предположение детей) Ворота расположены так, чтобы в Кремль можно было войти со всех сторон, чтобы жители могли быстро укрыться за стенами крепости, когда к их домам подступал враг. Ворота были сделаны из крепкого дуба или металла.

Очень большое значение имело расположение Кремля. Посмотрите на схему, какую геометрическую форму напоминает расположение всех башен? (треугольник только не очень ровный) Давайте рассмотрим, что же находится за стенами Кремля с трех его сторон? С одной стороны что вы видите? (протекает река) Да, это река Москва.

А с этой стороны? (тоже река) Эта река Неглинка, помните, вам про нее рассказывали. Где она сейчас? (под землей течет в трубах)

А с третей стороны жители вырыли огромный ров, через него было трудно перебраться, потому что в нем постоянно стояла вода от дождей.

Вот мы с вами убедились, что Кремль действительно был сильной крепостью и нне случайно никому не удавалось эту крепость покорить. Враги туда несколько раз входили, но тогда, когда им открывали ворота предатели.

Много- много лет назад построили этот красавец – Кремль итальянские и русские мастера, а до сих пор он вызывает восхищение не только у москвичей, но и у всех, кто приезжал в Москву.

2 часть – Рисование «Спасская башня Кремля»

Цели:

Учить детей передавать в аппликации образ главной башни Кремля. Уточнять представления о величине предметов: высокий, низкий, большой, маленький. Упражнять в приемах вырезывания по прямой и по косой. Закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами, клеем. Развивать чувство композиции.

Предложить детям вспомнить и назвать башни Московского Кремля. Еще раз рассмотреть как выглядит Спасская башня Кремля, форму, части, их расположение.

Проводиться физкультминутка по выбору детей.

Показать детям приемы вырезания, уточнить последовательность работы. Работа детей проходит самостоятельно. Направлять детей на передачу характерных деталей.

В конце занятия рассмотреть работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с целостной картиной мира (экология) и лепкой на тему:«Муравьи – санитары леса»

Цель: Формирование целостной картины мира: Закрепить знания детей о строении муравья, месте его обитания, методах добычи пищи, иерархии муравьёв в муравейник; познакомить  о пользе приносимой му...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с целостной картиной мира и лепки на тему:«Кремль – начало нашего города»

Цели: Расширять представление детей об истории создания Московского Кремля, воспитывать интерес к истории родного города и достопримечательностей....

Комплексное занятие по ознакомлению с целостной картиной мира и художественному творчеству для детей младшей группы «Веселая семейка»

Цели: - формировать навыки работы в коллективе, взаимодействие между девочками и мальчиками;- учить действовать совместно, дружно;- доводить начатое дело до конца;- учить детей эмоционально восп...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и чтение художественной литературы в средней группе "Встречаем гостей"

Цели:-приобщать детей к элементарным нормам и правилам поведения за столом;- закрепить название и назначение предметов посуды.Задачи:- воспитывать навыки гостеприимства, учить красиво накрывать на сто...

Интегрированное занятие: ФЭМП и формирование целостной картины мира. Тема « Путешествие по временам года»

Интегрированное занятие: ФЭМП и формирование целостной картины мира. Тема « Путешествие по временам года»...