Логика образовательной деятельности "Удивительный воздух"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Здвижкова Татьяна Александровна

Конспект НОД по экспериментированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie._eksperimentirovanie.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Непосредственной образовательной деятельности

по опытно-экспериментальной деятельности

в старшей группе «Пчелка»

Тема: «Удивительный воздух»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.

Задачи:

1.Обучающая – Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, легкий), уточнить представление о том, что ветер-это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха

2.Развивающая – Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы.

3.Воспитательная – Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.

- Создавать эмоциональный настрой, формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу; (Социально коммуникативное развитие)

-Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха; (Познавательное развитие)

- Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; (Социально коммуникативное развитие)

-Формировать способность овладению,  некоторыми  способами обнаружения воздуха(Познавательное развитие)

-Способствовать формированию навыков в отгадывании загадок посредством перечисления признаков предмета без его называния. (Речевое развитие)

-Расширять и активизировать словарь детей (Речевое развитие)

-Формировать осознанную потребность в двигательной активности (Физическое развитие)

Методы и приемы:

Практические: Сюрпризный момент, игровая ситуация «Движение воздуха», игровая ситуация «Как увидеть воздух»,

Наглядные: Опыт «Воздух невидимка».

Словесные: Отгадывание загадки о воздухе, проговаривание приветствие, речевая ситуация «Что такое воздух?», физминутки, определение свойств воздуха .

Материалы и оборудование:

Предварительная работа:

- Беседа: “Живая и неживая природа”,

- Рассматривание иллюстраций в энциклопедии;

- Рассказ «Где живет воздух», загадки про явления природы;

- Наблюдения на прогулке за ветром.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физминутка «Шар воздушный»

Игровая

Сюрпризный момент, игровая ситуация «Движение воздуха», игровая ситуация «Как увидеть воздух»,

Коммуникативная

Приветствие, проговаривание свойств воздуха, загадка о воздухе, речевая ситуация «Что такое воздух?»

Познавательно-исследовательская деятельность

Формирование представления о свойствах воздуха., опыт «Воздух невидимка», игровая ситуация «Движение воздуха», игровая ситуация «Как увидеть воздух».

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

(с обозначением обр. области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный этап.

Сформировать интерес к предстоящей деятельности (Социально-коммуникативное развитие)

Формировать осознанную потребность в двигательной активности (Физическое развитие)

Развивать мышление и воображение через загадку (Речевое развитие)

 Приветствие.

Сформирован интерес к предстоящей деятельности

Сформирована потребность в двигательной активности

 

Воспитатель с детьми входят в зал, и здороваются с гостями.

Игра на общение

Станем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни  лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется.

-ДОБРОЕ УТРО!

Проходят в зал

Здороваются с гостями.

Повторяют слова и движения

               Сюрпризный момент (путешествие на воздушном шаре)

Сегодня мы с вами отправимся в научное путешествие и полетим на воздушном шаре.

Воспитатель предлагает пройти в воздушный шар.

Чтобы он полетел нам надо сказать волшебные слова.

На большом воздушном шаре

Край родной мы пролетаем

Шар воздушный как земля

Где живем и ты и я.

Воспитатель предлагает присесть на стульчики.

Сегодня мы с вами будем изучать загадочное вещество, а вот какое вы сами отгадаете.

Воспитатель загадывает загадку:

Невидимка озорной,

Живет рядышком с тобой.

Он невидим и неслышен,

И куда мы не пойдем,

Невидимку мы найдем.

Зачем нам нужен воздух?

Кто дышит воздухом?

Сейчас мы отправимся с вами в лабораторию где, и увидим, и услышим, и почувствуем воздух.

Воспитатель предлагаем надеть спец. Одежду и вспомнить правила поведения в лаборатории.

Размещаются в воздушном шаре.

Поднимают руки вверх

Смотрят вниз, делают козырек ладошкой

Показывают круг руками

Руки от себя и к себе

Садятся на стульчики.

Отгадывают загадку

(Воздух)

Чтобы дышать

Человек, животные, живая природа.

Одеваю фартуки и чепчики и проговаривают правила поведения в лаборатории.

                                                                                                                    Деятельностный этап

Способствовать укрепление глазных мышц, общее оздоровление зрительного аппарата. (Физическое развитие)

Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.

 (Социально коммуникативное развитие)

  1. Речевая ситуация «Что такое воздух?»

Способствовать оздоровлению зрительного аппарата, укреплению глазных мышц.

Сформировано умение делать выводы.

А можем мы увидеть воздух?

Гимнастика для глаз

Воспитатель предлагает глазками

Посмотрите налево,

Посмотрите направо,

Посмотрите вверх,

Посмотрите вниз.

Мы видим воздух?

Значит какой мы можем сделать вывод?

А можем определить какого цвета воздух? Воспитатель предлагает посмотреть вокруг.

Какого цвета воздух?

А запах имеет воздух?

Воспитатель предлагает втянуть воздух носом.

А вкус? Воспитатель предлагает поймать воздух ротиком. Чувствуете вкус?

Воспитатель предлагает  сделать общий вывод

Воспитатель предлагает пройти в первую лабораторию.

Отвечают на вопрос.

Дети выполняют движения согласно инструкции.

Ответы детей.

Что воздух невидимый.

Дети выполняют движения согласно инструкции

Он прозрачный.

Не имеет запаха.

Нет.

Воздух невидимый, не имеет цвета, запаха и вкуса.

Проходят и садятся за стол.

Формировать представление о том, что ветер-это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха

                                 2. Игровая ситуация «Движение воздуха»

Сформированы представления о понятии –движение воздуха.

Вы когда-нибудь чувствовали ветер?

Ветер,это когда воздух движется, сильный ветер быстро воздух движется, слабый ветерок тихо воздух движется.

У нас в зале нет ветра, давайте попробуем сделать ветерок.

Ребята перед вами лежит веер, давайте помашем веером на себя. Чувствуете ветерок?

Ребята, что же такое ветер?

Таким образом мы с вами почувствовали воздух.

А теперь я предлагаю попробовать услышать воздух. Возьмите дудочки, наберите воздуха через носик, а через рот подуйте в дудочку.

Что вы слышите?

А как появился звук?

Верно, когда мы дули в дудочку воздух начал внутри дудочки дрожать и от дрожания воздуха появился звук. Так мы с вами смогли услышать воздух.

Так что происходит, когда воздух начинает дрожать?

Воспитатель предлагает пройти в следующую лабораторию.

Да. На улице.

Машут веером себе в  лицо.

Да.

Это движение воздуха.

Берут дудочки и дуют в них.

Звук.

Мы подули в дудочку.

Мы слышим звук.

Проходят встают возле стола

Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи

 (Познавательное развитие)

                          3. Игровая ситуация «Как увидеть воздух»

Сформировано умение делать выводы.

Воспитатель: воздухом мы дышим с вами через рот или нос, а потом выдыхаем его. А можно ли увидеть воздух которым мы дышим?

Давайте попробуем.

Опыт со стаканчиком воды и трубочкой.

Откуда взялись пузырьки?

Куда они плывут, поднимаются вверх или опускаются на дно?

Потому что воздух легкий он легче воды, когда весь воздух выйдет пузырьков не будет

Вывод какой можно сделать?

Воспитатель предлагает пройти в

Следующую лабораторию.

Нет

Погружают трубочку в стакан и осторожно дуют в неё.

Это воздух, которым мы дышим.

Воздушные пузырьки поднимаются вверх.

Что воздух легкий.

Проходят и встают возле стола.

.

Формировать способность владению  одним из способов обнаружения воздуха

4. Опыт «Воздух невидимка»

Сформирована способность владению способом обнаружения воздуха.

Посмотрите кто это у меня? (показывает бумажного водолаза)

А из чего он делан?

Верно. И сейчас мы его будем погружать в воду. (опускает плот с водолазом на воду.

Вот смотрите у меня есть баночка, как вы думаете она пустая?

Давайте проверим. Сейчас мы с вами покроем водолаза банкой. Посмотрите, что случилось?

Посмотрите, а там есть водичка?

А как вы думаете почему там нет водички я же в воду банку опустила? Кто догадался?

Верно. Потому что банка была не пустая, в ней был воздух.

Сухой остался водолаз?

Воспитатель предлагает проделать этот же опыт одному из детей.

Воспитатель помогает выпустить воздух из банки.

Ребята что появляется на воде?

Правильно, откуда они взялись?

Смотрите воздух выходит и банка наполняется водичкой.

Какой вывод можно сделать?

Водолаз.

Из бумаги.

Пустая

Водолаз опустился на дно.

Нет.

Потому что там воздух.

Сухой.

Повторяет опыт.

Видны пузырьки воздуха.

Воздух был в банке.

Воздух прозрачный и невидимый.

Заключительная часть

Рефлексия.

Развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками (Социально-коммуникативное развитие)

Продолжать изучать свойства воздуха

 Воспитатель предлагает пройти в воздушный шар, потому что пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель: вот мы и снова в детском саду. Ребята мы с вами сегодня изучали свойства воздуха, давайте в вами попробуем описать воздух по схеме.

Располагаются в воздушном шаре, произносят волшебные слова.

В лаборатории.

Воздух невидим

Воздух без цветен

Воздух не имеет запаха

Воздух легкий

Ветер, это движение воздуха.

Сформирован навык общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логика образовательной деятельности. Тема: «Чудеса на зимней полянке» О.О Речевое развитие

Программное содержание.Умение расширять знания детей о временах года.Умение подбирать сходные по смыслу название признаков, действий, предметов. Отвечать на вопросы полными предложениямиЗнакомить с по...

Логика образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема:«Что мы знаем о птицах» с использованием мультимедийного пособия "Найди лишнюю птицу"

Интеграция образовательных областей:«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Цель: закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста о птицах, посред...

Логика образовательной деятельности

Логика образовательной деятельности по теме "осень золотая"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Сказочная птица» (логика образовательной деятельности).

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема "Сказочная птица" (логика образовательной деятельности)....

"Самое удивительное вещество на Земле- вода" (логика образовательной деятельности)

Конспект-логика"Самое удивительное вещество на Земле- вода"...