Исследовательско – творческий проект «Вода-водица»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Еланцева Ольга Николаевна
Исследовательское обучение наиболее полно находит выражение в опытно-экспериментальной деятельности, отвечающей потребностям активной детской натуры, которая, наряду с игрой, является ведущей на протяжении всего периода дошкольного детства.
Экспериментирование вызывает не только огромный интерес у детей. Действуя практически с объектом исследования, ребенок обнаруживает все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, связи и отношения. Практика убедительно показывает, что экспериментальная деятельность помогает развить у дошкольников познавательный интерес, активизирует мышление, речь.   
Таким образом,  актуальность определяется:
Во-первых, возрастными психофизиологическими особенностями детей  старшего дошкольного возраста. По мнению психологов, это время наиболее благоприятное для развития познавательных  и творческих способностей.
Во-вторых, практической необходимостью, желанием детей экспериментировать.
Тематика исследований, доступных и увлекательных для детей дошкольного возраста, достаточно разнообразна. Наших детей увлекла тема «Свойства самого удивительного вещества на земле – воды». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_tsaritsa-voditsa_1.doc298.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Проект «Царица-водица»

Пояснительная записка

  1. Актуальность

      Китайская пословица гласит:  «Расскажи  и  я  забуду, покажи – и я запомню».

      Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и чувствует сам. А ребенок по своей природе - исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Именно на этом естественном стремлении ребенка к самостоятельному изучению, познанию окружающего большого мира строится исследовательское обучение, позволяющее ребенку занять активную исследовательскую позицию, проявить познавательную активность, самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

      Исследовательское обучение наиболее полно находит выражение в опытно-экспериментальной деятельности, отвечающей потребностям активной детской натуры, которая, наряду с игрой, является ведущей на протяжении всего периода дошкольного детства.

      Экспериментирование вызывает не только огромный интерес у детей. Действуя практически с объектом исследования, ребенок обнаруживает все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, связи и отношения. Практика убедительно показывает, что экспериментальная деятельность помогает развить у дошкольников познавательный интерес, активизирует мышление, речь.    

Таким образом,  актуальность определяется:

Во-первых, возрастными психофизиологическими особенностями детей  старшего дошкольного возраста. По мнению психологов, это время наиболее благоприятное для развития познавательных  и творческих способностей.

Во-вторых, практической необходимостью, желанием детей экспериментировать.

      Тематика исследований, доступных и увлекательных для детей дошкольного возраста, достаточно разнообразна. Наших детей увлекла тема «Свойства самого удивительного вещества на земле – воды».

      Проблема: поиск эффективных средств развития личности дошкольника через познавательно-исследовательскую деятельность с активным участием родителей воспитанников.

    Реализация проекта через образовательную область: «Познавательное развитие»

    Вид проекта: исследовательско-творческий

    Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.     

2. Цель и задачи проекта

       Цель: оптимизация работы по развитию познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности как  важного направления развития личности дошкольника.

  1.      Задачи:

    для детей:

  1. Формировать экологическую  культуру у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Уточнить и расширить знания  детей о воде как драгоценном даре природы, свойствах воды.
  3. Развивать  познавательно-исследовательские   способности  детей  в  процессе разрешения  моделируемых  проблемных  ситуации.
  4. Развивать кругозор, познавательную активность, грамотную доказательную речь, творческие способности.
  5.  Воспитывать у детей бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.     

      для педагогов: 

1.     Формирование мотивационной  готовности педагогов к внедрению новых форм, видов и содержания деятельности  в соответствии с ФГОС ДО

2. Создать условия для успешной организации познавательно-исследовательской деятельности.

      для родителей:

  1. Повысить уровень педагогической компетентности в вопросах познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности
  2. Активизировать детско-родительские отношения при проведении экспериментальной и проектной деятельности.

3. Ожидаемый результат реализации проекта

1. В  группе:

  • совершенствование предметно-развивающей среды по познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности по теме проекта;
  • обогащение содержания экологического воспитания;

2. В образе  старшего дошкольника:

  • в познавательном  развитии: освоение доступных знаний о свойствах воды и ее важной роли,  развитие интеллектуальных, творческих способностей;
  •       в социально-коммуникативном  развитии: способность к самореализации, приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со сверстниками и  взрослыми в процессе экспериментальной деятельности.
  1. Во взаимодействии с родителями:
  • активное сотрудничество, помощь.

4. Условия выполнения проекта

1.   Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды.

2. Обеспечение разнообразия материала и условий для проведения исследовательской и экспериментальной деятельности детей.

3. Достаточно хороший  уровень психологической, интеллектуальной, познавательной подготовки педагогов.

4. Планирование непосредственно образовательной, совместной, самостоятельной деятельности  в тесной взаимосвязи с другими направлениями образовательного процесса. 

5. Требования к уровню подготовки воспитанников

      Также проводится большая работа по изучению уровня знаний, умений и навыков познавательного развития воспитанников. Диагностическое обследование

Дети должны знать:

  • Знать о назначении воды в жизни растений, животных, человека.
  • Иметь представление о свойствах воды.
  • Знать правила поведения в природе, в  «Центре экспериментирования».
  • Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
  • Иметь элементарные представления об охране природы.

6. Педагогические принципы проекта

  1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
  3. Научность. Одним из важных принципов является ее научность, основанной  на достоверных сведениях.
  4. Системность. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка по познавательному направлению в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
  5. Интеграция.  Принцип интеграции строится с учетом ознакомления с свойствами воды и важном назначении в жизни человека.

7.Этапы внедрения  проекта

          Работа по созданию и внедрению проекта предполагает выделение следующих этапов:

  • 1 этап – подготовительный. Сбор информации. Разработка проекта. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
  • 2 этап – практический. Внедрение проекта. Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала. Текущий мониторинг выполнения задач.
  • 3 этап – заключительный. Презентация опыта. Итоговый анализ реализации проекта, итоговый мониторинг.

           Содержание работы над проектом по этапам представлено в таблице 1. Работа осуществляется на основе разработанного перспективного планирования, которое представлено в таблице 2.  Конспекты - в таблице 3               

8. Механизм сопровождения проекта

1. Планирование и подготовка

  • Изучение методической литературы.
  • План работы.

2. Методическое сопровождение

  • Участие в работе педагогического коллектива (педагогический совет, консультации, семинары-практикумы).
  • Самообразование.
  • Проведение открытых мероприятий.

3. Мероприятия поддержки

  • Взаимодействие с семьей.

4. Итоговый анализ

  • Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг).
  • Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках проекта.    

9. Материально-техническое сопровождение

  • дидактические и наглядные пособия;
  • модели и схемы;
  • современные средства ТСО;
  • методическая литература;
  • детская лаборатория.

Библиографический список

  1. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997
  2. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». М. 2013
  3.  Исакова Н.В. «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность»  С-Пб, «Детство – ПРЕСС», 2012

                                                                                                                                     Таблица 1

Содержание работы над проектом по этапам

Содержание

Участники

Сроки

Результат

1 этап – подготовительный

1. Изучение методической литературы и нормативно-правовой документации в рамках исследуемой темы.

2. Разработка проекта. Составление перспективного плана  работы.

3. Блиц-опрос (родители, дети).

 Ст. воспитатель

Воспитатели

Воспитатели

Ст. воспитатель

воспитатели, родители, дети

сентябрь 2019г.

октябрь 2019г.

сентябрь 2019г.

Изучение позитивного опыта работы с детьми по познавательно-исследовательской деятельности.

Создание проекта

Выявление интереса к изучаемому вопросу

2 этап – практический

1. Обновление предметно-развивающей среды.

 

2.Практическая деятельность по реализации проекта.

3.Организация работы по созданию  мини-музея

4. Текущий мониторинг выполнения задач.

5.Ознакомление педагогов ДОУ с опытом работы в данном направлении в рамках «Недели педагогического мастерства».

6.Проведения консультации

7.Организация открытого мероприятия для родителей

Ст. воспитатель,

воспитатели,

родители

Воспитатели, дети

Воспитатели, родители, дети

Воспитатели

Воспитатели

Ст. воспитатель

воспитатели, родители

 Воспитатели, родители, дети

в течение 2019-2020уч. г.

Пополнение атрибутами, пособиями, играми и т.д.

Проведение совместных мероприятий.

Продукт детской деятельности:  

альбом «Домашняя лаборатория»

Первые книжки-малышки

Создание мини-музея «Вода-водица»

Пакет документов.

Аналитическая справка.

Открытое мероприятие.

Интеллектуальная игра «Счастливый случай»

3 этап – заключительный

1.Участие на педагогическом совете  

2. Обобщение опыта

  1. Анкетирование родителей, блиц-опрос детей

Ст. воспитатель Воспитатели

Воспитатели

Ст. воспитатель

апрель

2020г.

апрель 2020г.

апрель 2020г.

Мультимедийная презентация  реализации задач проекта.

Аналитическая справка по результатам (сравнение полученных результатов с прогнозируемыми)

Анализ, обобщение.

Таблица 2

Перспективный план реализации проекта

Вид деятельности

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей

Игровая

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие» «Физическая культура»

Дидактические игры: «Четвертый лишний»,

«Да – нет», «Пишущая машинка», «Кто быстрее соберет?», «Круги на воде», «Хорошо-плохо».

Игровые упражнения: «Капелька», «Дорисуй снежинку», «След в след».

Имитация движений «Полет снежинки»

Игры с водой.

КВН «Вечная слава воде!»

Познавательно – исследовательская

«Познавательное развитие»  

«Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие»

Наблюдения за снежинками «Удивительные формы»

Эксперимент: «Какой бывает вода?» (теплой, холодной, горячей).

Эксперименты: «Вода способна смачивать и очищать предметы», «Как выйти сухим из воды», «Поверхностное натяжение воды».

НОД «Кому нужна вода?» Опыты: «Вода нужна всем», «Растения пьют воду»

Рассматривание снежинок. Опыты: «Пар – это вода»,  «Иней», «Превращение в воду».

НОД «Поможем воде стать чистой» Опыт: «Очистка грязной воды».

НОД «Вода – наше богатство,  «Ручейки и озера»

НОД  «Кто живет в реке» (с элементами театрализации)

Вечер загадок.

Коммуникативная

«Социально-коммуникативное развитие» «Речевое развитие»

Беседы: «Где живут капельки?», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?», «Какие свойства воды ты знаешь?»,

Дискуссия «Зачем человеку вода?», «Что растет в воде?», «Мы приносим пользу»

Рассматривание картины «Волшебница вода», «Зимний лес»

Двигательная

«Физическое развитие»

«Речевое развитие»

Подвижные игры: «Ходят  капельки по кругу»,

«Снежинки»

Комплекс утренней гимнастики «Мы мороза не боимся», «Вода, водица»

Пальчиковая гимнастика «Снеговик»,  

Восприятие художественной литературы

«Речевое развитие»

Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели».

М. Перина «Живая вода»

Т. Новицкая «Белый снег пушистый»

Конструирование

Изобразительная

Музыкальная

«Художественно-эстетическое развитие»

Ручной труд (конструирование из бумаги) «Белая кувшинка»

Рисование «Зимние узоры на окне»

Рисование «Круговорот, как я его понимаю»

Прослушивание записи шума водопада, ручья.

 Таблица 3

Интеллектуальная игра «Счастливый случай»

Цель: воспитание интереса к совместной деятельности, демонстрация знаний про воду и ее значение.

Оборудование: картинки, ТСО, бочонок с заданиями. 

Ход игры:

Ведущий: - Сегодня у нас пройдет веселая увлекательная игра «Счастливый случай» под девизом:  «Награды лучшим, улыбки всем!»

                 - В нашей игре участвуют семейные команды….

                 - Наше жюри….

                 - На игру «Счастливый случай» пришел корреспондент (ребенок)…..

                 

Вопросы для 1 команды:

  1. Озеро, река, море, океан – это ….
  2. Кто выловил золотую рыбку?
  3. Наши лучшие друзья – солнце, воздух и ….
  4. Зачем вода человеку?
  5. Откуда мы с вами берем воду?
  6. Кто загрязняет водоемы?
  7. Какая вода в реке?
  8. Твердое состояние воды – это…
  9. Назови реки, протекающие в нашем городе.
  10. Из каких слов образовано слово «водопад»?
  11. Что на глобусе обозначено голубым, синим цветом?
  12. Без воды нет жизни?

Вопросы для 2 команды:

  1. Она берет начало с ручейка?
  2. Кто в речке поймал щуку?
  3. Чистый воздух и вода – богатство нашей страны и залог …
  4. Кто не может прожить без воды?
  5. Где больше всего воды?
  6. Какая вода в роднике?
  7. Газообразное состояние воды - …
  8. Назови озера вблизи города Каменска-Уральского.
  9. Из каких слов образовано слово «водохранилище»?
  10. Зачем вода растениям?
  11. Что на глобусе обозначено белым цветом?
  12. Нужно ли экономить воду?

             

Ведущий: - Самый удивительный, самый таинственный гейм «Темная лошадка»

Вам предстоит встреча с загадочной гостей.

Узнать ее вам поможет загадка:

                 Ох! Ох! Ох!

                 Здесь такой переполох!

                 Все бегут, несутся, скачут,

                 Им кричат: «Куда – куда?»

                 Ну, а кто-то горько плачет

                 От досады и стыда.

                 Но отлично все кончается.

                 Все на место возвращается.

                 Все виновную прощают,

                 Сладким чаем угощают.  (Федора)

   Федора: - Здравствуйте,  я уже поняла к чему приводит лень и неряшливость. Теперь я дружу с водой. Намываю все чисто, чисто. Посмотрите на меня, я не замарашка, а чистенькая и аккуратная старушка. Знаю, что любите вы отгадывать загадки, читать сказки, играть. Я к вам в гости пришла не с пустыми руками. Принесла я бочонок, но не с водой, а с заданиями.

                 

       

Федора предлагает по очереди доставать из бочонка задания. Задание: узнать сказку и объяснить значение воды для героев.

             

             

               

Команды предлагают друг другу задание (домашняя заготовка):  восстановить загадку про  воду и отгадать.

- Шел долговяз …..                 (в землю увяз).

- Течет, течет – не вытечет, бежит…. (бежит, бежит, не выбежит).

- Кругом вода ….       (а  с питьем беда).

- Что в руках не удержишь…  (в решете не унесешь).

- Бел, да не сахар… (ног нет, а идет).

- Прозрачен, как стекло, а … (не вставишь в окно).

             

- Ведущий: Предлагаю пофантазировать на тему:

«Что было бы, если на земле исчезла вода»

«Что было бы, если на земле не осталось чистой воды»

- Ведущий: Вот и закончилась наша игра. Пока жюри подводить итоги. Корреспондент берет интервью у зрителей и участников.

           - Вам понравилась игра?

           - Чье выступление Вам запомнилось и показалось самым интересным?

           - Вам понравилось играть вместе с сыном?

Жюри объявляет итоги конкурса.

Ведущий благодарит  участников конкурса  за игру.

КВН «Вечная слава воде!»

Цель: используя  игровые ситуации, приобщать детей к организации собственного досуга, способствовать их творческому развитию.

Ход КВНа:

Дети делятся  на две команды. Каждая команда выбирает себе капитана, придумывает название. За каждый выигранный конкурс команда получает фишку.

Ведущий: В клуб пришел не хмурь лица

                  Будь веселым до конца.

                  Ты не зритель  и не гость,

                  А программы нашей гвоздь,

                  Не стесняйся, не ломайся

                  Всем законам подчиняйся!

- Здесь собрались самые умные ребята, знающие много о воде и ее значении.

«Разминка» (отвечать быстро и правильно, оценивается какая команда больше ответит на вопросы и правильно)

- Что так вода?

- Что такое водоочистительное сооружение?

- Назовите различные водоемы?

- Какой воды на планете больше пресной или соленой?

- Какая бывает вода?

- Можно ли прожить без воды? Почему?

- Надо ли беречь воду? Как?

- Когда вода для человека бывает опасной?

1 конкурс «Загадки»:

1. Течет, течет –

    Не вытечет,

    Бежит, бежит –

    Не выбежит (река)

 2. Бегу я, как по лесенке,

    По камушкам звеня,

    Издалека по песенке

    Узнай меня   (ручеек)

 3. Утром бусы засверкали,

    Всю траву собой заткали.

    А пошли искать их днем,

    Ищем, ищем – не найдем (роса)

4. Меня часто зовут,

    Дожидаются,

    А приду – от меня

    Укрываются  (дождь)

5. Рыбам жить зимой тепло:

    Крыша - толстое стекло.

6. С неба – звездой,

    В ладошку – водой (снежинка)

2 конкурс «Песни»:

Задание: Напеть куплет или припев из песни, в которой поется о воде (кто больше знает песен).

3 конкурс «Капитанов»

Ответить на проблемный вопрос: «Что сильнее вода или огонь?»

4 конкурс «Юные художники»

Предлагается исправить ошибку юных художников, объяснить свой выбор.

         

5 конкурс «Четвертый лишний»

Назвать четвертый лишний в ряду и пояснить ответ.

- Горы, река, море, пруд

- Бочка, стакан, вилка, кастрюля

Жюри подводит итоги конкурса.

Ведущий благодарит участников за помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Вода-водица!"

Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, ...

Проект "Вода-водица!"

Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, ...

Проект Вода - водица

Проект для детей среднего дошкольного возраста...

Конспект ОД детей средней группы, проведенной в рамках проекта «Вода, водица»

В данном конспекте представлена работа с детьми средней группы в рамках проекта, проводимого в нашем детском саду. Работа проводилась во второй половине дня. Дети под руководством воспитателя исследов...

Экологический проект "Вода-водица"

Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Детям интересна вода, они с удовольствием играют с водой. Также детям хочется  познат...

Проект "Вода - водица"

Ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем совресенности. одна из главных задач государства - рациональное использование природных ресурсов в интересах не только человека...

Исследовательский проект «Вода- водица»

Цель проекта: Обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде, ее значение для живых существ. Задачи проекта:-создавать условия для формирования у дет...