Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Мелок и уголёк" (средняя группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Балеева Елена Александровна

Методическая разработка для средней группы "Мелок и уголёк" поможет познакомить детей с полезными ископаемыми - мелом и углём, их происхождением, нахождением в природе, вовлечь детей в исследовательскую деятельность по определению признаков и качеств камней, нахождения черт сходства и различия, а также воспитать бережное отношение к неживой природе, уважение к профессии геолога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности

«Мелок и уголёк» (средняя группа)

                                       Подготовила и провела Балеева Елена Александровна,

                                       воспитатель МБОУ «Нахабинская гимназия №4»

                                       городского округа Красногорск МО

Цель: развитие познавательных способностей и произвольного внимания детей посредством экспериментальной деятельности.

Задачи: познакомить детей с мелом и углём, с их происхождением; вовлечь детей в исследовательскую деятельность по определению признаков и качеств камней (цвет, форма, размер, характер поверхности), учить сравнивать объекты, находить черты сходства и различия; учить детей самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения; воспитывать уважительное и бережное отношение к неживой природе, желание помочь кому-либо в трудную минуту.

Материалы и оборудование: Игрушка Зайка, мешочек с камнями, ёмкости для опытов с водой, кусочки мела и угля, лупы по количеству детей, светлая и тёмная бумага, иллюстрации, презентация.

Ход занятия:

Дети, у нас сегодня в гостях Зайка. Он принёс мешочек, а в мешочке камни, которые он нашёл, когда направлялся к нам в детский сад. Но когда он собирал эти камушки, то перемазал все лапки. Зайка не понимает, почему у него грязные лапки, он и раньше любил собирать камушки и играть с ними, но не замечал, чтобы камни пачкали лапки.

Давайте мы поможем Зайке разобраться в этом, а он пока вымоет лапки.

Рассмотрим камни, которые принёс Зайка.

Опыт №1. «Определение цвета, формы, прочности, характера поверхности мела и угля» (Мел менее твёрдый, чем уголь, легко ломается, оставляет на предметах белый след; уголь более прочный, сломать его сложнее, оставляет на предметах чёрный след; уголь оставляет более чёткий след на светлых поверхностях, а мел-на тёмных)

Опыт №2. «Отношение мела и угля к воде» (Вода не остаётся прозрачной. Кусочек мела распадается в воде на мелкие частички, образуется смесь с водой белого цвета. Кусочек угля не распадается полностью на частички, как мел, но слегка окрашивает воду в чёрный цвет)

В: А теперь давайте посмотрим, где находится в природе мел и уголь. Для этого мы превратимся в геологов, возьмём с собой нашего гостя и отправимся в экспедицию. Нам поможет карта. Итак, начинаем путешествие.

В: Давайте посмотрим, куда лежит наш путь? (дети смотрят на карту). Идти нужно к меловой горе.

В: Ребята, мы с вами пришли к меловой горе. Миллионы лет назад, тут плескались теплые воды тропического моря. В море жили кораллы, моллюски, древние рыбы. Раковины древних животных миллионами лет накапливались, спрессовывались, пока не превратились в белый камень. Мел - это известняк, состоящий из морских микроорганизмов. Как вы думаете, где мел используется? (Чтобы рисовать на доске, на асфальте.). Верно, но мел нужен не только для рисования. Его используют в сельском хозяйстве - для известкования почв и подкормки животных, в промышленности, в строительстве. Очищенный мел используют при изготовлении лекарств, зубных порошков, паст. Давайте ребята, положим и этот камешек для нашей коллекции в рюкзак и отправимся дальше.

В: Смотрите, куда идти дальше? Стрелочка нас ведет к шахте. Миллионы лет назад здесь росли гигантские деревья, было очень влажно, было много водоёмов, эти огромные деревья падали, тоже накапливались, спрессовывались в воде и превращались со временем в пласты каменного угля. А теперь здесь находится предприятие по подземной добыче каменного угля. Добыча каменного угля производится как на поверхности земли, так и глубоко под землей. Для его добычи под землей строят шахты - глубокие, темные колодцы. Добывают уголь люди - шахтеры с помощью отбойных молотков, труд шахтеров очень тяжелый. Потом его грузят, и специальные машины поднимают его на поверхность земли. Там его грузят в вагоны и везут туда, где он нужен. Уголь используют как топливо, при его сгорании выделяется тепло.  Возьмем этот кусочек угля тоже в свой рюкзак.

В: Ну вот, ребята, теперь мы закончили полностью маршрут экспедиции, побывали во всех местах, отмеченных на карте и пополнили нашу коллекцию камней мелом и углём. Все экземпляры нашей коллекции – это полезные ископаемые, которые создала природа. А задача людей – бережно использовать эти ископаемые, чтобы их хватило ещё и для других поколений людей.

А мы возвращаемся в детский сад. Надеюсь, что и вам, ребята, и Зайке понравилось наше путешествие, а Зайчику стало понятно, почему он испачкал лапки, когда играл с мелком и угольком. (Дети ещё раз делают выводы о свойствах мела и угля)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе

Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Каждый день дети видят на столе хорошо знакомый продукт. Предлагаю удивить детей, предложив им провести опыты с сахаром! Проведенные...

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе « Свойства воды».

Цель: Совершенствовать  представление детей  о воде и ее свойствах.Образовательные задачи:1.     Закрепить полученные знания о воде.2.     Расширить и...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-невидимка» в средней группе

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности«Воздух-невидимка»Образовательные:- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что ...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие Капельки» в старшей группе

Цель занятия: обобщить и уточнить  знания детей на данном этапе.Направление: (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): познавательное...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Интересное рядом»

                          Конспект открытого  занятия    По опытно – экспериментальной деятельности...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Давайте знакомиться» в дошкольной группе.

Познакомить детей с окружающим нас миром растений. Рассмотреть какие бывают растения и как они влияют на окружающую среду. Уточнить представление о том, что растения вырастают из семян. Закрепить знан...