"Герб Курского края"
план-конспект занятия по окружающему миру

Юрьева Елена Александровна
Конспект интегрированного занятия "Герб Курского края"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Тема: «Герб Курского края»

Программное содержание:

  1. Формировать у детей дошкольного возраста активную гражданскую позицию на основе наследия Курского края;
  2. Систематизировать знания детей о символике Курского края;
  3. Развивать и удовлетворять познавательную потребность ребёнка в исследовании своей малой Родины;
  4. Формировать мотивацию, инициативу в различных видах детской деятельности.

Воспитатели:  Юрьева Елена Александровна

                   Алешкина Светлана Владимировна

Ход занятия:

Дети и педагог стоят в кругу:

- Здравствуйте, ребята! Давайте возьмемся за руки  и  улыбнемся друг другу. Мы с вами сильные? – Да! Мы с вами смелые? – Да! Мы с вами дружные? – Да! Вот и отлично!!!  Пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.

Дети стоят полукругом, педагог читает стихотворение:

       

        Из седой пыли тысячелетья, не приемля древний тлен и мрак,

        К нам дошел, невозмутимо светел, курский герб - родного края знак.

        И не только прошлого остатки воскрешают явственно собой

        Эти три летящих куропатки на небесной ленте голубой.

        Не в покое, не на фоне веток, а в живом размахе легких крыл

        Наш дотошный, беспокойный предок легендарных птиц изобразил.

        И летят они в рассветном блеске, будто озаряя с высоты

        Курские поля и перелески, курские посады и мосты…

Беседа педагога с детьми:

- Дети, о чем говорится в стихотворении?  Какие строки вы услышали и запомнили? Просторы какой области славит автор в стихотворении? (о родном крае, о родине, о курской области, о курском гербе)

- Правильно! Молодцы!

- А что такое герб? (это знак, символ, графический узор, условное обозначение с помощью фигур или предметов)

- Правильно! Гербы являются отличительными знаками и символами городской власти и постоянно украшают здания городской администрации.

- Давайте вспомним, как появились гербы?

(В давние времена во многих странах  были   воины - рыцари. Они участвовали в турнирах, где боролись друг с другом. Поверх одежды рыцари надевали металлические доспехи для того, чтобы защищаться от мечей и копий. Шлемы закрывали лицо, и для того чтобы можно было узнать друг друга во время турниров рыцари стали прикреплять к ним султанчики, ленточки, а позже стали рисовать на щитах различные знаки. Такой  знак  и стали называть гербом.)

- Молодцы! Позже гербы стали достоянием не только воинов, но и их семей, а потом городов и стран.

- А сейчас пройдите в кинозал, мы  посмотрим  фильм о том, что родители, дети и сотрудники нашего детского сада знают о символе курского края.

 Дети садятся на стулья и вместе с педагогом смотрят фильм.

- А как вы сможете ответить на этот вопрос? Так что же изображено на гербе   Курской области? (На серебряном  фоне - голубая полоса, на этой полосе три летящие куропатки, и серебряный щит в обрамлении венка из дубовых листьев)

- А что символизируют эти изображения, как вы думаете? (Голубая лента – реку, куропатки – это птицы, которые водятся в нашей области в большом количестве, дубовые листья  обозначают  многочисленные дубовые рощи)

- А сейчас я предлагаю вам разделиться на две команды. Команду мальчиков и команду девочек. Девочки подходят к столу с цифрой 1, а мальчики к столу - с цифрой 2. Вам надо собрать герб Курской области и герб  города Железногорска, о котором мы ранее с вами говорили. А у какой команды, что получилось, мы узнаем в конце игры.

Игра «Собери герб»

- Мальчики, вы справились с заданием? Какой герб у вас получился? (герб города Железногорска) Проверьте правильность выполнения работы. У вас все получилось?  

- Девочки? Какой герб у вас получился? (герб Курской области) Теперь проверьте себя. Как вы считаете, вы справились с заданием?

- Молодцы!

Заходят мальчик и девочка с педагогом в русских костюмах, играют на свистульке

- Посмотрите, кто к нам пришёл.

Гости говорят:

- Здравствуйте! Мы ребята Курские. Любим петь и играть. А вы с нами хотите поиграть в курскую игру «Селезень и утка»?

Играют с детьми  2- 3 раза

Играющие становятся в круг, в середину которого ставят «утку», а за крутом - "селезень".
Играющие исполняют  песню «Селезень утку догонял», и хоровод начинает двигаться по кругу.
Во время исполнения песни, как в игре «кошки-мышки», «селезень», находясь за кругом, старается поймать «утку».
А для этого пытается проникнуть внутрь круга, но его всячески удерживают играющие.
Игра продолжается до тех пор, пока «селезень» не поймает «утку»; далее на их место выбираются другие дети.

Селезень утку догонял,
Молодой cеру догонял,
Поди, утица, домой,
Поди, серая, домой,
У тя семеро детей,
А восьмой селезень,
А девятая сама:
Догони, поймай меня.

Затем второй педагог зовет детей в творческую мастерскую, и дети группы приглашают ряженых пройти вместе с ними.

Второй педагог:

- Ребята, посмотрите на доску. Перед вами изображены элементы какой росписи? (кожлянской)

- А в какой области ее придумали? (Её придумали в Курской области)

- Давайте вспомним и назовем их (прямые линии, волнистые линии, решетка, елочка, точки, снежинки)

- Какая цветовая гамма  используется в кожлянской росписи? (дети перечисляют 4 цвета: красный, желтый, зеленый, синий)

- Верно! Молодцы! Перед вами на столах птички куропатки, которых мы вылепили на прошлом занятии. Теперь их необходимо украсить, используя  элементы кожлянской росписи. Приступайте к работе.

Самостоятельная продуктивная деятельность детей

Педагог:

- Ребята, что мы с вами сегодня делали? (Украшали куропаток)

- Какую роспись мы использовали? (Кожлянскую)

- Какие элементы кожлянской росписи вы применили в украшении своих птичек? (Опрос детей индивидуально)

- А теперь давайте встанем и посмотрим, у кого какие птички получились.

- Какие вы молодцы! Мне очень понравились ваши расписные куропатки. Когда они подсохнут, вы сможете забрать их домой и порадовать своих родителей.

Первый педагог:

- Ребята, мы знаем, что герб может быть не только страны, города, области, семьи. Давайте придумаем герб нашего детского садика. И это будет вашим домашним заданием.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект физкультурного занятия с использованием фольклора Курского края

конспект физкультурного занятия с использованием народных игр, потешек,  закличек, танцевальных движений  Курского края...

"Олимпийские игры,Зимние виды спорта, Олимпийские чемпионы Курского Края"

презентация об олимпийских играх, зимних видах спорта, олимпийских чемпионах Курского края...

Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы на тему "Герб Курского края"

Конспект  интегрированного занятия для подготовительной группы "Герб Курского края" освещает две образовательные области: "Познание" и "Художественное творчество". Данное занятие поможет познаком...

«По стране Старине. Рушники и вышивка Курского края».

Совместная деятельность педагога и детей 5-6 лет группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи «По стране Старине.  Рушники и вышивка Курского края»....

«Курский край – родина кожлянской игрушки »

КОНСПЕКТнепосредственной образовательной деятельности  в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 6-7 лет«Курский край – родина кожлянской  игрушки »...

Проект: «Лекарственные растения курского края»

Многие часто болеют. И наверное мы не откроим для вас тайну, если скажем, что зачастую вылечить себя и своих близких помогают не только лекарственные препараты, но и лекарственные растения. Мы часто п...