Конспект по познавательному развитию "Лунтик и его друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мунгалова Вероника Сергеевна

В занятии асширяются представления о насекомых и паукообразных, особенностях строения  насекомых и паука, через работу с тематическими карточками.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 «Чебурашка»

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», тематический блок «Ознакомление с миром природы»

на тему «Лунтик и его друзья»

с использованием индивидуальных тематических карточек

Автор конспекта ННОД:

Мунгалова Вероника Сергеевна

воспитатель МАДОУ детский сад №10 «Чебурашка»

г. Краснокаменск 2019

Задачи приоритетной образовательной области:
ОО «Познавательное развитие»:

  • Расширить представления о насекомых и паукообразных.
  • Уточнить особенности строения  насекомых и паука.
  • Учить различать насекомых и паука по способу питания
  • Закрепить  места обитания  насекомых и паука.
  • Учить работать с тематической карточкой.

Задачи ОО в интеграции:

ОО «Развитие речи»:

  • Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей
  • Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (потому что, чтобы).
  • Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; воспитывать культуру речевого общения.  

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

  • Формировать умения доводить начатое задание до конца.
  • Умение взаимодействовать со взрослым и партнером;
  • Сформировать эмоциональный настрой детей на последующую деятельность и заинтересованность

ОО «Физическое развитие»

  • Развивать крупную и мелкую моторику.

Предпосылки учебной деятельности:

Познавательные:

  • умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности;
  • умение выделять существенные признаки объектов (насекомых);
  • умение устанавливать аналоги на предметном материале;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • умение применять правила и пользоваться инструкцией;
  • умение работать с иллюстрациями (карточками);

Регулятивные:

  • умение работать по инструкции взрослого;
  • готовность выбирать для себя занятия из предложенных на выбор;
  • умение правильно держать орудия письма (карандаш);

Коммуникативные:

  • потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
  • строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
  • умение    слушать собеседника;

Личностные:

  • формирование познавательной мотивации;
  • формирование умение прийти на помощь к героям сказки;
  • воспитывать бережное отношение ко всему живому;

Оборудование для педагога: мольберт, модель паутины, Лунтик и паук Шнюк (плоскостные),комплект насекомых, смайлики по способам питания, карточки с местами обитания

Оборудование для детей : тематические карточки, простой карандаш, цветные карандаши.  

Предварительная работа: просмотр видео ролика о насекомых, беседа по содержанию.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Ребята поздоровайтесь с нашими гостями.

Здравствуйте!

Ребята, скажите, вот если бы вы смогли попасть в мультфильм, то в каком бы вам хотелось побывать? Почему? Я сегодня буду в роли волшебницы и приглашаю вас в мультфильм. Глаза закрыли, сосчитаем до трех «Раз, два , три» в мультики очутись.

- Однажды на луне родился необычный малыш: «Я родился!». И случилось так, что он попал на Землю и нашёл много друзей: «Привет!».

В какой мультфильм мы попали? (ответ) «Лунтик и его друзья»

А что случилось дальше, мы с вами сейчас и узнаем.

1-Однажды на день рождения Лунтик  пригласил своих друзей.

А вы знаете, кто друзья у Лунтика? Сейчас я проверю         

•        У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

•        Сок цветов душистых пьет,

 Дарит нам и воск, и мед.

 Людям всем она мила

 А зовут ее... (пчела).

•        Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей).

•        Она ярка, красива,

 Изящна, легкокрыла.

 Сама похожа на цветок

  И любит пить цветочный сок. (Бабочка).

•        Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. ( Божья коровка).

•        На лужайке всё стрекочет,

Резво прыгает, хлопочет.

Цветом он, как огуречик...  

Как зовут его? ...(Кузнечик)

•        Пищит над ухом он всю ночь

И укусить тебя не прочь.

Ну и зануда, вот кошмар!

Писклявый, маленький …(Комар)

•        Целый день она летает,

Мне спокойно жить мешает,

Прожужжала возле уха

И на стол уселась …(муха)

- Как можно назвать одним словом тех, кого пригласил Лунтик?…. – это насекомые.

Он ждет, ждет, а никто не идет. И пошел он их искать. Долго ходил он по лесу и вдруг увидел паутину Шнюка, а на ней все его друзья. Оказалось, что Лунтик в приглашении на день рождения написал, что ждет всех насекомых. Но почему то паук не получил такое приглашение. Ребята, как вы думаете, почему его не позвали на день рождения? Неужели паук это не насекомое? А хотите узнать?

Давайте разберемся вместе с пауком и  паук всех отпустит.

Социально-коммуникативное развитие

(коммуникативная, игровая)

Познавательное развитие

приветствие  

Сюрпризный момент

Постановка проблема

Загадки

Слово

Сформировать эмоциональный настрой детей на последующую деятельность и заинтересованность

Расширить представления о насекомых и паукообразных.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к другим людям и самому себе

Активно взаимодействует со взрослым: умеет слушать, отвечать на вопросы.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

- - Части тела.

1) Давайте с вами сравним насекомое и паука, какие у них есть части.

Кто это ? (стрекоза).

Сколько частей у тела стрекозы? Тело каждого насекомого можно разделить на три части: голова, грудь и брюшко.

Что есть на голове? На голове есть усики. На голове два глаза.

Что еще есть у стрекозы? Обычно у них две пары крыльев, только у мух одна.

Сколько ног? У насекомых шесть ног.

Чем покрыто? Их тела покрыты твердой оболочкой - хитиновым покровом. Хитиновые пластины очень прочно соединены между собой, поэтому  насекомые похожи на рыцаря в броне. Он выполняет множество жизненно важных функций: так, он защищает насекомых от потери влаги, различных повреждений (механических, химических), а также защищает их от ожогов.

Как вы думаете, почему насекомые так называются?

На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название “насекомые” – от слова “насекать”.

А теперь рассмотрим паука. Какие части есть у тела паука?

У них нет четкого деления на голову, нет шеи. Голова объединена с шеей.

что у него на голове? у пауков нет усиков, но есть много глаз, 6-8 глаз.

Сколько ног? Паук имеет восемь ног

Возле рта у паука есть хелицеры - небольшие конечности с ядом.

Чем покрыты? покрыты твердой оболочкой -хитиновым покровом, который они иногда сбрысывают чтобы расти. взамен которого появляется новый большего размера.

А есть ли насечки на брюшке паука?

Вывод: Почему насекомые так называются? (потому что на брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки.(Вот откуда название “насекомые”).

Паук это насекомое? (Нет)

 Почему? у него нет насечек и разные части.

Познавательное развитие (познавательно - исследовательская)

Речевое развитие

(коммуникативная)

Беседа

Слово

Карточки с изображением паука и стеркозы

Уточнить особенности строения  насекомых и паука.

Активно взаимодействует со взрослым: умеет слушать, отвечать на вопросы.

- Способы питания.

Шнюк узнал, что насекомые бывают хищные (которые едят мелких насекомых), растительноядные, которые питаются только растениями и всеядные, это те, которые едят и растения и мелких насекомых . Давайте ему поможем разобраться. Для этого я приготовила три смайлика (злой смайлик будет обозначать хищных насекомых, улыбчивый смайлик это растительноядные насекомые, а два рядом смайлика это будут всеядные насекомые (смайлики).

А теперь я буду вам рассказывать о том, чем питаются насекомые, а вы будете мне помогать их раскладывать под смайликами.

Стрекоза прожорлива и постоянно охотится. Она питается мелкими насекомыми: комарами, жуками, мухами, мотыльками.

Как вы считаете, какое это насекомое (выставляю картинку к смайлику)? (хищное).

Основной пищей муравьям служат другие насекомые и семенами растений.

Какое это насекомое (выставляю картинку к смайлику)? (всеядное).

Бабочки питаются нектаром из цветков или высасывают сок, вытекающий из поврежденных- деревьев и плодов.

Какое это насекомое (выставляю картинку к смайлику)? (растительноядное).

Пчёлы приспособились питаться нектаром и пыльцой, используя нектар главным образом в качестве источника энергии, а пыльцу для получения белков и других питательных веществ.

 Какое это насекомое (выставляю картинку к смайлику)? (растительноядное).

Для некоторых удивительно узнать, что божья коровка – хищник. Они поедают насекомых и их личинки, большинство из которых являются вредителями. Самая излюбленная еда божьих коровок – тля и ее личинки.

Куда мы определим эту картинку? (хищные).

Что едят кузнечики больше всего им по вкусу разные растения, листья, цветы и почки. ... Кроме растительной пищи, кузнечики питаются мелкими насекомыми: бабочками, жуками и гусеницами.

Какое это насекомое (выставляю картинку к смайлику)? (всеядное).

Мухи из-за своих крохотных размеров не нуждается в большом количестве пищи и поэтому в любом месте найдет достаточно еды для себя. Они не едят твердую пищу, потому что им нечем ее пережевывать. Какие они? (растительноядные).

Комары питаются пыльцой и кусают людей и животных. (всеядные).

А вы знаете, чем питаются пауки? Пауки питаются насекомыми из которых высасывает питательные вещества.

Значит паук к какому виду относится? (к хищным).

Вывод: давайте  перечислим какие насекомые хищные – стрекоза, божья коровка. Растительноядные – бабочки, пчелы, мухи. Всеядные – муравьи, кузнечики, комары. Паук хищный.

Познавательное развитие (познавательно- исследовательская)

- Речевое развитие

Познавательное развитие (познавательно- исследовательская)

Проблемные вопросы

Слово.

Смайлики по способам питания

Комплект насекомых

Расширить представления детей о способе питания насекомых и паука.

Активно взаимодействует со взрослым: умеет слушать, отвечать на вопросы.

физминутка

- Место проживания.

А Шнюк ещё хочет узнать, где жувут насекомые

Давайте узнаем где живут насекомые и паук и есть ли у них дома.

Воспитатель:

Как называется  дом пчелы? (улей). - Пчелы – живут большими семьями. В пчелиной семье есть: матка, пчелы-работницы. Каждый член семьи выполняет свои обязанности: матка, откладывает яйца, пчелы-работницы чистят улей, строят соты, заботятся о личинках, собирают пыльцу и нектар.

Как называется их дом? (муравейник). Муравейники могут быть в земле, под камнями и которые они сооружают из сухих веток и хвои в лесу. Муравьи также живут семьями. В состав семьи входят царицы- самки и рабочие муравьи. Самки –царицы, которые откладывают яйца и живут очень долго, до 20 лет. рабочие муравьи- строят.

Вы знаете, где живут стрекозы? Стрекозы живут возле водоемов. Знаете, почему? (Потому-что они откладывают яйца в воду или на водные растения.Из них рождаются личинки.

Божья коровка,бабочки, кузнечики, мухи, комары живет на листиках, жилища они себе не строят.

А где же живет паук? (в домах, на ветках деревьев).Сотканная пауком  паутина служит убежищем, хорошим укрытием от непогоды  и от врагов.

Вывод: Ребята мы узнали, где живут насекомые. (перечислите)

Как вы думаете, а паук и насекомые приносят пользу человеку или вред?

Начнем с паука.

От паука человеку вред малый, а польза большая. Пауки, поселившиеся в домах, засоряют стены наших домов паутиной. Другого вреда нет.А польза велика. Пауки прожорливы, они едят мух, а они какие (вредные). Значит, паук приносит пользу человеку? (Да).

Воспитатель - Как вы  думаете, бабочки приносят пользу или вред? (Пользу).

Какую? (Они опыляют растения).

Божью коровку называют санитаром садов и огородов. Почему? (Она уничтожает тлю).

Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают.

Муравьев называют санитарами леса. Почему? (потому-что они защищают все деревья от насекомых-вредителей). Муравьи тоже любят тлю, уничтожают вредных насекомых, их гусениц, личинок и яйца.

Кузнечики и стрекозы уничтожают мелких вредных насекомых. Какие они? (Полезные).

Как вы думаете, а муха какое насекомое полезное или вредное? (вредное). Почему? Мухи очень опасна, они переносит очень много разных инфекций.

А комар полезен или вреден? Почему? (кусает людей и  переносит тоже разные инфекции).

Теперь мы с вами закрепим,все что узнали сегодня о насекомых.

А помогут нам в этом карточки.

- первое карточка: нужно  дорисовать вторую часть насекомого.

- вторая карточка: провести линии от насекомого до их домика.

Третья карточка: помочь пчелепринести пользу  -пройти лабиринт  и собрать нектар.

Вам нужно выбрать одну  из карточек, которая вам больше нравится и выполнить задание на ней.

Остальные мы с вами выполним после занятий.

-Какую карточку ты выбрал?

-Почему ты решил выполнить эти задания (чем они тебя привлекли)?

Беседа

Работа с карточками

Слово

Карточки с местами обитания

Тематическая  карточка

Карандаши

Закрепить  места обитания  насекомых и паука.

Учить работать с тематической карточкой.

Активно взаимодействует со взрослым: умеет слушать.

Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Ребята, а мы ответили на главный вопрос паука Шнюка почему он не получил приглашения от Лунтика? (Да). Почему?( Потому что он не насекомое).

А теперь,подведём итог в этом нам помогут карточки. О ком вам больше понравилось узнать о пауке или о насекомых. Выберите карточку паука или бабочки, если вам понравилось узнать о насекомых.

Социально- коммуникативное развитие

(коммуникативная)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Спешим помочь друзьям» во ІІ младшей группе

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию «Спешим помочь друзьям»во ІІ младшей группе...

Конспект по познавательно речевому развитию с сенсорным материалом "В гости к друзьям" для детей 1 младшей группы «Гномики». Тема недели «Мир природы»

Тема: «В гости к друзьям"Программное содержание:1.      Учить детей при сравнении двух предметов           выделять параметры...

Конспект НОД. Познавательно - исследовательская деяятельность в подготовительной группе "Приключения Двух друзей"

Познавательно - исследовательская деятельность в подготовительной группе "Приключения двух друзей"...

План - конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию "Колобок ищет друзей"для средней группы

Автором разработан план-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию "Колобок ищет друзей" в помощь педагогам....

Конспект интегрированного познавательного мероприятия совместной деятельности во второй группе раннего возраста на тему: «Подарки для зайкиных друзей»

Идеи занятия: проведение непосредственной образовательной деятельности по "Обитатели леса"Участники занятия: дети второй группы раннего возраста (подгруппа), воспитатели группыЗадачи:Обобщен...

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию "Птицы - наши друзья" в подготовительной группе

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Птицы - наши друзья"...