Конспект НОД во второй младшей группе "Наши помощники"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Кункакова Айслу Акболатовна

готовый конспект Нод "Наши помощники" с элементами ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_pomoshchniki.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия во 2 младшей группе с элементами ТРИЗ

«Наши помощники-органы чувств»

Цель: совершенствование  представлений детей об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира.

Задачи:

Образовательные:  

Вызвать желание узнавать новое путём экспериментирования;

 учить делать выводы на основе наблюдений, экспериментирования.

Развивающие:

Развивать мыслительные процессы: память, внимание, логическое мышление.

Развивать представление об использовании анализаторов при обследовании объектов окружающего мира, познавательный интерес,  активную речь детей; развивать зрительное, музыкально-слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное восприятие.

Воспитательные:

Воспитывать любознательность,  наблюдательность, инициативность;

Интеграция областей: социально-коммуникативное, познавательное, физическое, речевое, художественно-эстетическое  развитие.

Словарь: анализаторы, звук, запах, вкус, рельеф, объект,

Оборудование  к занятию:  предметы с разными тактильными поверхностями; картинки «найди отличия»; капсулы от «киндер-сюрприза», наполненные различными аромамаслами; влажные салфетки; продукты: банан, лимон, апельсин, морковь, лук, яблоко; звуки музыкальных инструментов и разных материалов; ИКТ, мольберт, ватман с изображением человечка, доска, магниты, технологические карты «анализаторы» и карты имен признаков анализаторов; цветные карандаши: красный, желтый, зеленый, синий, черный; бумажный силуэт петушка по количеству детей, плакат «Волшебная дорожка»; полотенца (мокрое, сухое), стаканчики с водой разной температуры,  перышко, камень, деревянная пластина, пластмассовая игрушка, металлическая палочка, сундучок, слоник, картинка «Курочка с цыплятами».

Литература: Т.А.Сидорчук «Я познаю мир» , г. Ульяновск, 2014 г.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем.

 (Воспитатель показывает движения со словами.)

Здравствуйте, ушки! - УХ – УХ – УХ!

Здравствуйте, глазки!- МИГ – МИГ-МИГ!

Здравствуй, мой носик! - БИП – БИП – БИП!

Пухлые щёчки! - ПЛЮХ – ПЛЮХ – ПЛЮХ!

Здравствуйте, губки! - ЧМОК – ЧМОК – ЧМОК!

Здравствуйте, зубки! - ЩЁЛК – ЩЁЛК – ЩЁЛК!

Здравствуйте, язычок!- НЯМ - НЯМ-НЯМ!

 Здравствуйте, ладошки! - ХЛОП – ХЛОП- ХЛОП!

Здравствуйте, ножки! - ТОП – ТОП – ТОП!

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю отгадать  загадку, и вы узнаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить.

На земле он всех сильней,

                          Потому что всех умней.            (Человек.)

Воспитатель: Правильно, это человек.  Все люди чем-то похожи друг на друга, а чем-то отличаются. Посмотрите друг на друга и скажите, чем вы похожи? (Частями тела)

Воспитатель:  Я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком. (Изображение человечка, но без лица и рук.)

Воспитатель:  Что же в нем странного?  (У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носика. У него нет рук.)

Воспитатель:  Он считает, что они ему и не нужны. Вот еще - умывать их, протирать. Как вы думаете, он прав? (Нет.)

Воспитатель: У нашего тела есть помощники, которые помогают нам изучать мир, который полон красок, звуков и запахов. Как вы думаете, что это за помощники? (Уши, глаза, нос, язык, руки.)

Воспитатель: Давайте докажем ему, что без наших помощников мы не сможем полноценно существовать. А чтобы это сделать нам предстоит провести настоящее исследование. Готовы? (Да.)

Воспитатель:  Ребята, давайте отгадаем,  с каким органом чувств мы будем сейчас играть. 

Оля слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Оле…    (ушки.)

Воспитатель: Подойдите  к столу и покажите технологическую карту анализатора «Уши». (Дети показывают карточку.)

Воспитатель: Молодцы. Ребята, а для чего нам ушки?  (Ответы детей.)

Воспитатель: Благодаря ушкам мы с вами слышим разные звуки, различаем голоса. Покажите значок  имени признака «Звук» (Дети показывают карточку.)

 Воспитатель:  Все  технологические  карты анализаторов и карточки с их признаками мы будем помещать на доске. А теперь пройдите, пожалуйста, ко мне, встаньте свободно. Я предлагаю вам узнать и назвать все звуки. Отвернитесь и не подсматривайте.

        Дидактическая игра «Отгадай  звук».

(Звучат разные звуки и шумы: пение птиц, голоса животных, звуки музыкальных инструментов,  шум разных предметов, звуки неживой природы  и т. п., а дети отгадывают.)

Воспитатель:  Ребята, давайте нашему человечку нарисуем ушки, потому что мы ему доказали, что без них он не сможет услышать красоту звуков, которые нас окружают. (Дети дорисовывают человечку уши.)

Воспитатель:  Отгадываем, следующую загадку.

   Запах хлеба, запах мёда

Запах лука, запах роз.

             Различить поможет….  (нос.)

Воспитатель: С каким органом чувств мы будем сейчас играть? (Нос)

Воспитатель: Покажите технологическую карту анализатора «Нос».  (Дети показывают карточку.)

Воспитатель: Ребята, а для чего нам нужен носик?  (С его помощью различают запахи.)

Воспитатель:  Покажите значок имени признака «Запах». (Дети показывают карточку.)

   Воспитатель: Предлагаю провести эксперимент: проверим, сможете ли вы отгадать по запаху, что находится в этих капсулах от киндер-сюрприза. 

       Дидактическая игра «Отгадай по запаху».

(Дети «обследуют» капсулу и рассказывают о своих ощущениях (например: у меня капсула с приятным, слабым, фруктовым запахом. Это лимон)

Воспитатель: Вы справились с заданием. Ребята, давайте нашему человечку нарисуем носик, потому что мы ему доказали, что без него он не сможет ощутить запахи. (Дети дорисовывают человечку нос.)

Воспитатель:  Отгадываем, следующую загадку.

Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)

Воспитатель:  Покажите технологическую карту анализатора «Язык»  (Дети показывают карточку.)

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, зачем нам язык?    ( Язык различает и чувствует вкус пищи.)

Воспитатель: Покажите  значок имени  признака «Вкус» (Дети показывают карточку.)

Воспитатель: Я приглашаю вас в столовую зону. Давайте попробуем вкус того, что я приготовила для вас.

         Дидактическая игра «Отгадай по вкусу»

(Дети закрывают глаза, воспитатель дает попробовать продукты, различные по вкусу: лимон,  банан, морковь, яблоко, апельсин. Ребята  называют продукт, описывают свои вкусовые ощущения. Например: «Это - лимон. Он кислый».)

Воспитатель: Вот какой у нас волшебный язычок. Ребята, давайте нашему человечку нарисуем ротик, где живет наш язычок, потому что мы ему доказали, что без него он не сможет ощущать вкусы пищи.  (Дети дорисовывают человечку рот.)

 Воспитатель: Чтобы узнать о следующем органе чувств - отгадайте загадку.

              Видеть папу, видеть маму,

Видеть небо и леса        

        Помогают нам(глаза)

Воспитатель:  Подойдите  к столу и покажите технологическую карту анализатора «Глаза». (Дети показывают карточки.)

 Воспитатель:  Разберёмся вместе, дети,

                            Для чего глаза на свете?

                            И зачем у всех у нас

                            На лице есть пара глаз?     

Воспитатель: Скажите, что можно определить у объекта с помощью  глаз?  (Форму, величину, цвет, количество)

Воспитатель:    Ребята, найдите и покажите карточку со значком имени признака «Цвет». (Дети показывают карточки.)

Воспитатель:  Молодцы! Посмотрите, к  нам в гости пришли петушки. Но вот беда, они  расстроены, потому что художник, который  нарисовал петушков, забыл их  раскрасить. И они  решили   у вас попросить  помощи. Поможем им?    (Да)

Воспитатель: Ребята, давайте отправим петушков гулять по волшебной дорожке. Проходите к столам, присаживайтесь и приступайте к раскраске петушков.  Посмотрите внимательно на цвет первой дорожки  и раскрасьте у петушков  этим цветом любую  часть, какую захотите и так продолжайте, пока петушки не погуляют по всем дорожкам.

      Игра  «Волшебная дорожка»     (Продуктивная деятельность)

Воспитатель: Молодцы, ребята, у вас получились красивые петушки и все такие разные. А теперь я вам предлагаю другую игру «На что похоже?». А, что мы будем определять у объекта с помощью глаз, подскажет карточка с именем признака. (Воспитатель показывает карточку с именем признака «Форма»)

Дети: Форму.

Воспитатель: Правильно.

Правила игры: Вы должны взять любую понравившуюся фигуру и подобрать к ней объекты на нее похожие.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием.

Дети, посмотрите на картинку  и скажите, сколько цыплят, сколько курочек? (Ответы детей)

Воспитатель: Как вы определили, что курочка одна, а цыплят много? Что определяли ваши глазки у объекта?  (Количество)

Воспитатель:  А теперь покажите карточку со значком признака?  (Количество)

Воспитатель: Ребята, а сейчас немного отдохнем и поиграем. (Воспитатель показывает различные движения, а дети повторяют и  называют действия.)

         Игра «Что делает объект»

Воспитатель: Как вы догадались, что я делалаЧто вы определили у объекта? (Ответы детей. )

Воспитатель: Правильно. А теперь покажите карточку со значком имени признака «Действие».   (Дети показывают карточку.)

Воспитатель: Молодцы! Глаза - это один из самых ценных органов чувств человекаРебята, давайте нашему человечку нарисуем глаза,  потому что мы ему доказали, что без них он не сможет видеть, что его окружает.  (Дети дорисовывают человечку глаза.)

Чтобы узнать о следующем органе чувств - отгадайте загадку.

Оля ягодки берёт,

По две, по три штучки.

А для этого нужны,

Нашей Оле(ручки)

Воспитатель: Молодцы! Что можно определить у объекта с помощью рук? (Температуру, рельеф, вес)

Воспитатель: Правильно. А теперь скажите, что мы будем определять у объекта? (Воспитатель показывает карточку со значком имени признака «Температура») 

Дети: Температуру.

            Игра «Определи температуру»

Воспитатель: Ребята, кто хочет определить температуру воды и как это сделать? (На столе стоят стаканчики с водой: горячей, холодной, теплой. Дети рукой обследуют стаканчики)

Воспитатель: Дети, к нам в гости пришел слоник и хочет с вами поиграть. Как вы думаете, в какую игру? Для этого обратите внимание на карточку со значком  имени признака.  (Дети называют признак «Рельеф».)

Воспитатель: Правильно.

             Игра «Определи рельеф». Подойдите к слону и по очереди «обследуйте» предметы и расскажите о своих ощущениях.

Воспитатель: Молодцы, как многословно вы описали рельеф объектов. А теперь, скажите, что лежит на столе?   (Полотенца)

Воспитатель: Рядом с ними лежит карточка со знаком имени признака. Как вы думаете, что нужно определить у полотенца?

Дети: Определить их влажность.   (Дети трогают полотенца руками и определяют, что одно - мокрое, другое – сухое.)

Воспитатель: Правильно.  Ребята, у меня есть сундучок,  в котором находятся интересные объекты. Хотите  заглянуть в него? (Да)

Воспитатель: Открываем и достаем любой объект. Марина, что у тебя в руке? Какой объект по весу? (Ответы детей: тяжелые-легкие.)

           Игра  «Угадай вес»    (Перышко, камень, деревянная пластина, пластмассовая игрушка, металлическая палочка)

Воспитатель: А теперь покажите карточку со значком имени признака «Вес».   (Дети показывают карточку.)

Воспитатель: Вот какие у нас руки. Ребята, давайте нашему человечку нарисуем руки, потому что мы ему доказали, что без них он не сможет ощущать.   (Дети дорисовывают человечку руки.)

Воспитатель: Ребята, мы определили, что любой объект можно обследовать с помощью наших органов чувств. Поэтому познакомлю вас с новой игрой  «Цветок».  Карточку (с изображением объекта) кладем  в центр цветка, и думаем, что мы можем с этим объектом  делать? Раскладываем  технологические  карты анализаторов: «Уши», «Нос, «Рука», «Глаза», «Язык» и рассуждаем: «Этот объект можно услышать? Объект  можем увидеть? Запах объекта можем ощутить? Попробовать вкус объект? А потрогать объект  можем?

(Сначала педагог показывает на примере одного объекта, а затем дети выполняют это задание, рассказывая про предмет.)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете мы доказали человечку, что всем людям необходимы  органы чувств? Назовите ещё раз наших помощников.  

Дети: Глаза нам нужны, чтобы видеть: цвет, количество, форму, движения. Нос, чтобы ощущать запахи. Язык помогает  различать вкус продуктов. Уши нам нужны, чтобы слышать звуки, которые нас окружают.  С помощью рук мы можем потрогать предмет, и сказать какой он по рельефу, температуре, влажности и весу.

Воспитатель: Какие игры вам больше всего понравились?  (Ответы детей.)

Воспитатель: Наше занятие закончилось, но с вами мы обязательно еще будем играть в понравившиеся вам игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД во второй младшей группе «Помощники»

«Помощники».Непосредственно образовательная деятельность во второй младшей группе. Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Коммуникация», «Му...

Конспект НОД во второй младшей группе "Мои помощники- руки".

«Мои помощники- руки».Программное содержание: Формировать культурно-гигиенические навыки, начальные представления о здоровом образе жизни. Формировать представления о том, что руки- важная часть ...

Конспект НОД во второй младшей группе на тему: «Познай себя» «Мои помощники руки»

Сформировать потребность в Здоровом Образе Жизни,  первые понятия о частях своего тела.Формировать представление о том, что руки важная часть человеческого тела и за ними нужно ухаживать....

Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе «Помощники зайчонка»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМПво второй младшей группе«Помощники зайчонка»...

Конспект занятия во второй младшей группе «Помощники для зайчика»

Конспект  занятия  во второй младшей группе «Помощники для зайчика»...

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию (лепка) во второй младшей группе «Помощники зайца»

Образовательная деятельность по художественно – эстетическому развитию (лепка) во второй младшей группе...

Конспект НОД по социально-нравственному воспитанию для детей второй младшей группы «Помощники»

Занятие проходит в форме путешествия по лесу, в котором дети помогают добрыми делами, встретившимся на пути героям занятия. Занятие направлено на формирование  у детей элементарных представлений ...