Конспект НОД по исследовательской деятельности в старшей группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Черненко Татьяна Ивановна

Конспект НОД по исследовательской деятельности в старшей группе на тему "Диффузия вокруг нас"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 

                                      Конспект НОД в старшей группе

              по познавательному развитию (поисково – исследовательская деятельность)

                                        Тема: «Диффузия вокруг нас»

                                                                       

                                                                                        Воспитатель I кв. категории

                                                                                                      Черненко Т. И.

 

                                                         

                                                г. Надым – 2022 г.

Цель: познакомить детей с физически явлением – диффузией.

Задачи:

Обучающие:

 расширять знания детей о физических и природных явлениях и процессах.

Развивающие:

развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; мелкую моторику;

обогащать и активизировать словарь (опыт, частицы, молекулы, диффузия, пинцет, пробирка, штатив);

совершенствовать умение внимательно слушать инструкции;

формировать умение анализировать, сравнивать, высказывать предположения.

Воспитательные:

воспитывать экологическую культуру;

доброжелательное отношение между сверстниками.

Материалы и оборудование: черный ящик, аудиозапись из телепередачи «Что? Где? Когда?», медицинские одноразовые шапочки 2-х цветов, пробирки в штативах, пинцеты, растворимый кофе, пакетики чая, свекольный сок, краски, вода холодная и теплая, пипетки, емкости с крупами (рис, гречка), корзинка с пластмассовыми шариками двух цветов, баночки с апельсином и чесноком, бубен, длинная веревка, перманганат калия.

                                                                                                                                                                                                                                                                  Ход деятельности.

1.В группу под музыку из телеигры «Что? Где? Когда?» вносят черный ящик, в котором лежат две баночки.

 Воспитатель предлагает детям поиграть в необычную игру «Угадайка».

Правила игры - дети закрывают глаза и угадывают содержимое баночек по запаху.

Воспитатель  предлагает запомнить, чем пахнет окружающий воздух в комнате.

Воспитатель по очереди  открывает баночки с апельсином и чесноком.

Дети угадывают.

Воспитатель– Изменился запах воздуха в комнате? Чем теперь пахнет воздух? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте вспомним, из чего состоят все предметы и веществ? (из частиц)

Воспитатель : Частички апельсина и чеснока из закрытой баночки попали в воздух в комнате, и  началась диффузия. Ребята,  знаете, что такое диффузия и как она происходит? (Ответы детей) А хотите узнать?

Воспитатель: Чтобы увидеть диффузию и понять это явление, давайте снова поиграем.

2. Моделирование диффузии с помощью круп и шариков.

Воспитатель: Вот перед нами две крупы – гречка и рис. Представьте, что это частички – молекулы. Давайте мы их перемешаем.

(Дети берут по щепотке каждой крупы и сыплют в емкость – то рис, то гречку)

Что получилось? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, смесь!

В корзинке лежат шарики разного размера и цвета, каждый ребенок берет по  несколько шариков и бросает в прозрачную емкость.

Что получилось? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, снова получилась смесь!

Вывод. Частицы одного вещества самопроизвольно расположились между частицами другого, и получилась смесь.

Это явление называется диффузия (слайд – картинка диффузии)

Это слово, в переводе с французского, означает «смешивание, растекание».

3. Демонстрационный опыт.

(воспитатель выполняет и комментирует опыт с перманганатом калия)

Дети наблюдают за процессом.

В. Скажите, мы быстро почувствовали запах чеснока и апельсина? (Ответы детей) А сейчас диффузия в жидкости проходит быстро или медленно? (Ответы детей)

Вывод. Диффузия в газах происходит быстрее, чем в жидкости.

4. П/Игра «Веселые молекулы»

Ребята, а хотите сами превратиться в молекулы?

Воспитатель предлагает детям надеть шапочки двух цветов.

Правила игры. Когда звучит бубен, дети движутся в определенном пространстве, обозначенном веревкой, имитируя емкость; бубен молчит – дети замирают. Дети в голубых шапочках движутся под звуки бубна, затем в это пространство забегают дети в шапочках другого цвета и перемешиваются между собой.

Вывод. Диффузия – смешивание частиц – молекул происходит благодаря постоянному движению частиц – молекул в веществе. Подробно с этим вы познакомитесь в 7 классе.

5. Повторение правил поведения в лаборатории.

Демонстрация слайда с правилами поведения в лаборатории и проведении опытов.

- Не пробовать на вкус.

- Не трогать без разрешения.

-Не разговаривать громко в лаборатории.

- Соблюдать осторожность!

-Работать только на своем месте.

6. Работа в лаборатории.

Воспитатель: А сейчас, уважаемые ученые, прошу пройти в лабораторию.

Воспитатель просит назвать предметы и оборудование, вещества, которые приготовлены для проведения опытов. Обращает внимание на температуру воды.

Дети работают парами.

Воспитатель конкретизирует действия каждой пары.

Помогает комментировать и делать выводы.

Вывод. Процесс диффузии в горячей воде проходит быстрее, чем в холодной.

Процесс диффузии можно ускорить взбалтыванием и перемешиванием.

7. Рефлексия.

На доске слайды – примеры диффузии в природе (ароматы цветов, смешивание пресной и морской воды, загрязнение водоемов и почвы сточными водами)  и быту (парфюмерия, консервирование овощей и фруктов, варенье и т. п.)

Воспитатель: Процесс диффузии, протекающий в природе, играет большую роль в загрязнении рек, морей и океанов, воздуха. Ведь мы все дышим  воздухом и пьем воду. Поэтому очень важно соблюдать экологические законы охраны водоемов, воздуха, почвы и окружающей нас среды.

Воспитатель: Вам понравилось быть исследователями? (Ответы детей)

Какой процесс мы сегодня наблюдали? Как иначе можно назвать диффузию? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, миксом!

Воспитатель: Ребята, давайте заглянем в наш черный ящик! Может быть, в нем осталась еще какая – то загадка?

(Дети открывают ящик, там лежат коробочки с соком – миксом).

Воспитатель: Смотрите, какую вкусную диффузию вам приготовил черный ящик.

Из каких двух соков приготовили этот микс? (вишневого и яблочного)

 Как называется это явление? (Ответы детей)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «В гостях у Повелительницы Воды»

Задачи: Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.Познакомить детей с некоторыми свойствами воды: жидкая, не имеет формы, цвета, запаха. Вода может растворять в себе некоторые ...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: « Встреча с Капитошкой»

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей  группеТема: « Встреча с Капитошкой»...

Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе "Вода. Бережем планету вместе"

Цикл занятий по исследовательской деятельности в старшей группе по теме "Вода" начался еще в начале зимы 2014 года и продолжается по сей день, поскольку эта тема очень интересна и многогранна, особенн...

Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Синяя вода"

Цель: углубление природоведческих знаний через поисково-исследовательскую деятельность....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительный магнит"

   Цели: развивать мыслительные операции, умение делать выводы; активизировать словарь детей; закреплять представления о магните и его свойстве притягивать предметы; развивать способн...

Конспект НОД по исследовательской деятельности в старшей группе

Познакомить детей с историей появления зеркала; закрепить знания о необходимости этого предмета. Развивать умение наблюдать , анализировать , обобщать и сравнивать, делать выводы. Вызывать положительн...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Занятие способствует обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха. Расширяет представления о значимости воздуха в жизни человека. Проводятся с детьми элементарные экспериментирования....