Конспект нод "Путешествие по Саратову"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гермоний Светлана Сергеевна

Конспект нод "Путешествие по Саратову"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_saratovu.docx31.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию

«Путешествие по городу Саратову»

                                                                                            Подготовила и провела

                                                                                                    воспитатель Гермоний С.С.

                                                                                                                         2022 год

Цель: Формировать интерес к истории города Саратова

Задачи: Формировать знания детей о городе Саратове: название города, основные достопримечательности. Развитие познавательного интереса через рассматривание открыток.  Воспитывать интерес к истории города, гордость за своих предков.

Виды деятельности: познавательная, двигательная, коммуникативная.

Форма организации: групповая

Форма реализации детских видов деятельности: рассматривание выставки открыток, физкультминутка, речевые ситуации.

Наглядный материл: Иллюстрации и фотографии с видами города. 

Воспитатель:

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озёра, реки и поля.

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом - снега и вьюга.

 Ребята, а как называется страна, в которой мы живём?

Дети: Россия.

Воспитатель: Правильно, Россия. Давайте вместе повторим это слово: Россия. А мы с вами – граждане России: россияне. Россия большое государство. В нашей стране много городов, сёл, рек, лесов, полезных ископаемых. Мы гордимся нашей великой Родиной.

 Как вы думаете, что такое Родина?

 У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт. Родина - значитродная, как мать и отец. Родина - это край, где мы родились, где живём, это наш дом, это всё то, что нас окружает. Скажите, как называется наш родной край, наша область?

Дети: Саратовская область.

 Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что, главный город — Саратов.

Воспитатель: Правильно, город называется Саратов. Нашему городу очень много лет, 425. Воспитатель: Ребята, а кто мне скажет, на какой реке стоит наш город?

Дети: на Волге.

Воспитатель: Да, Саратов стоит на берегу великой русской реки Волга.

А как в народе называют Волгу

Дети: Волга - матушка, кормилица.

Воспитатель: Как вы думаете, почему Волгу называют кормилицей? 

Дети: Вода в Волге чистая, светлая, прозрачная. Поэтому в реке водится много рыбы.

 Воспитатель: В нашей реке раньше водилось очень много рыб. Волга кормила людей своим богатством. В реке водились редкие виды рыб: угорь, осетр, белуга. 

 Через Волгу построен автодорожный мост, который соединяет два города. Какие?

Дети: Саратов и Энгельс. 

Воспитатель: Через Волгу построен автодорожный мост, который соединяет два города Саратов и Энгельс. Это очень большой и красивый мост. По мосту проезжают машины легковые и грузовые, автобусы, троллейбусы. Есть и пешеходные дорожки, по которым можно пройти на пляж.

Воспитатель: А сейчас отправимся на экскурсию. Ребята, для того чтобы отправиться на экскурсию по достопримечательностям города Саратова, каким транспортом воспользуемся?

Дети: Мы можем поехать на автобусе.

Воспитатель: Но для этого нам нужен водитель, который повезет нас по городу.

Воспитатель: так выбрали водителя, садимся в автобус

                                           Физкультминутка Автобус

Мы в автобус дружно сели (приседают на корточки)

И в окошко посмотрели (делают повороты головой вправо, влево)

Наш шофер педаль нажал (одной ногой нажимают на воображаемую педаль)

И автобус побежал (бегут по кругу, в руках «руль»).

Воспитатель: А я у вас буду экскурсоводам. Ребята, кто такой экскурсовод?

Дети: Человек, который рассказывает об истории и достопримечательностях города.

Воспитатель: Вот наша первая остановка. Скажите, что мы видим?

Дети: Наша остановка цирк.

Воспитатель: Наш цирк называется «цирк братьев Никитиных». Он у нас был основан более 100 лет назад. Наш саратовский цирк известен во всем мире. Два брата Никитиных построили здание цирка. Вот в честь этих братьев и был назван этот цирк. В цирке работают люди разных профессий – жонглёры, мнением акробаты, гимнасты и клоуны. Билеты в цирк продаются в кассе. У артистов очень красивые костюмы и выступают они на арене. В цирке есть оркестр.

Воспитатель: поедем дальше?. Вот мы приехали к следующей остановке, и это остановка… .?

Дети: Консерватория.

Воспитатель: Да, правильно мы приехали к консерватории. Наша консерватория известна всему миру. А кого учат в консерватории?

Дети: В консерватории готовят музыкантов

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какое красивое здание. Это Саратовская государственная консерватория имени Собинова. Здесь учатся музыке. Из стен консерватории вышли много знаменитых музыкантов, певцов, композиторов.

Воспитатель: А теперь поехали дальше. Наша остановка?

Дети: Парк Победы.

Воспитатель: Почему этот парк так называется – парк Победы?

Дети: Там есть памятник погибшим солдатам.

Воспитатель: Этот парк обустроили вскоре после войны. И установили на Соколовой горе высокий памятник погибшим воинам, саратовцам, нашим землякам. Этот памятник народ ласково называет «Журавли».

Воспитатель: Сейчас погуляем немного пешком? (встали возле стульев)

                                               Физкультминутка.

Мы по городу шагаем (шагают на месте)

То, что видим называем (взмах руками)

Светофоры и машины, (поворачивают голову вправо)

Ярмарки и магазины (поворачивают голову влево)

Скверы, улицы, мосты (взмах правой рукой)

И деревья, и кусты (взмах левой рукой)

И высокие заводы (взмах обеими руками)

И на Волге пароходы (изображение волны руками)

Люди шумною толпой (ходьба на месте)

И все это город мой (разводят руки вперед, затем в стороны)

 Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на экскурсию на выставку.

Вы знаете, что в нашем городе очень много театров. Вот на этой фотографии Государственный академический театр оперы и балета имени Н. Г. Чернышевского. Каменное здание театра было построено очень давно на Театральной площади. Потом здание театра было полностью перестроено. На сцене театра выступали знаменитые артисты. Театру было присвоено звание академического.

 Саратовский академический театр имени И.А. Слонова.

Саратовский академический театр юного зрителя имени Ю.П.Киселева

 Много в нашем городе музеев. На этой открытке областной музей краеведения. Здесь собраны экспонаты, которые рассказывают о природе, о животном и растительном мире Саратовского края с древнейших времён до наших дней. Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева.

 Свято – Троицкий Кафедральный собор - возводился всем миром в 1694 году.

 Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, который ведет свою историю с 1917 года.

Утоли мои печали - православный храм в центре Саратова.

Саратовский Крытый рынок.

Набережная Космонавтов.

 (воспитатель делает краткое сообщение о каждом снимке) .

А сейчас проходите на стульчики, и я вам расскажу интересную легенду. Про наш город есть много интересных легенд, я вам поведаю свою самую любимую.

Давным -  давно на небольшой горе стояло дерево, на котором находилось гнездо сокола. В нём жила соколиная семья. А у подножья этой горы жили люди. Каждый день взрослые уходили добывать себе пищу, мужчины на охоту и рыбалку, женщины – собирать грибы и ягоды, а дети оставались со стариками, которые за ними смотрели. И вот однажды дети развели костёр. Начали через него прыгать, и одна искра попала на одежду мальчика, одежда сразу вспыхнула. Все испугались и никто не смог ему помочь. И тогда сокол слетел с высокого дерева, взял мальчика в свои сильные когти и перенёс к реке, бросил в реку, тем самым затушив пожар. А сам возвратился в гнездо, но не заметил, что одна искра попала на перья, а затем загорелось гнездо. Вся Соколиная семья погибла. Но люди не забыли сокола и назвали гору, на которой стояло дерево Соколовой горой в память о том, как гордая птица спасла мальчика ценой своей жизни.

- А кто расскажет свою любимую легенду?

- Было это в древние времена. Наступал великий голод. Люди голодали, хуже всего приходилось детям. И вот однажды один старичок сказал детям, что в лесу есть поляна, на которую приходят пастись лошади. И пошли дети в лес искать её. Долго – долго ходили они, выбились из сил, легли и заснули. А когда проснулись, то увидели, что на поляне пасутся дикие кобылицы. Подошли кобылицы к детям и напоили своим молоком. А лошадиное молоко называется кумысом. С тех пор дети не голодали. А поляну, на которую приходили кобылицы, стали называть Кумысной поляной.

 Воспитатель: Посмотрите, какой красивый наш город. Сколько людей вложили сил и труда, чтобы он стал таким. Вы – жители этого города и тоже должны заботиться о нём.

Воспитатель: Ну, вот ребята, мы с вами закончили нашу экскурсию. Едем в свой садик. Физкультминутка Автобус

Мы в автобус дружно сели (приседают на корточки)

И в окошко посмотрели (делают повороты головой вправо, влево)

Наш шофер педаль нажал (одной ногой нажимают на воображаемую педаль)

И автобус побежал (бегут по кругу, в руках «руль»).

 Ну как, вам понравилась наша экскурсия.

Дети: Да, понравилась.

Итог: мы сегодня беседовали о нашем родном городе Саратове, узнали, чем богат и знаменит наш Саратов, на какой реке расположен. Я могу сказать, что вы знаете и любите Саратов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» г. Саратова по развитию речи. Домашние животные.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» г. Саратова по развитию речи. Домашние животные.Воспитателя первой квалификационно...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» города Саратова. Игра «Звездный час». Тема «Перелетные птицы

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» города СаратоваВоспитатель первой квалификационной категории Коро...

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Знакомство с музеем Боевой Славы в г. Саратове»

НОД по окружающему миру для детей подготовительной к школе группы на тему "Знакомство с музеем Боевой Славы в г. Саратове"...

Презентация к конспекту "Знакомство с Музеем Боевой Славы в г. Саратове"

Презентация к конспекту подготовительной группы на тему: "Знакомство с музеем Боевой Славы в г. Саратове"...

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №103" Заводского района г. Саратова Конспект Непосредственно образовательной деятельности Тема: "Моя семья" в общеобразовательной группе младшего дошкольного воз

Цель: создать условия для развития у детей представлений о семье, семейной принадлежности.Задачи:Образовательные:1. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе. 2. Закреплять ...