Проект в подготовительной группе №2 «Тайны народной вышивки»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Харитонова Ольга Владимировна

Проект по приобщению к истокам русской культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vyshivka.docx147.84 КБ

Предварительный просмотр:

          МАДОУ «Детский сад №4 «Золотая рыбка» Пионерского городского округа.

Проект в подготовительной группе №2 «Тайны народной вышивки»

Воспитатель: Харитонова Ольга Владимировна

2019

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Древнее изречение гласит:

«Ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить,

а факел, который нужно зажечь»

Народное искусство, как часть материальной культуры, обладает непреходящей нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Аккумулируя в себе исторический опыт многих поколений, оно имеет колоссальное значение для развития личности. В силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оно оказывает огромное воздействие на ребенка, который мыслит формами, красками, звуками, ощущениями (К. Д. Ушинский).

Народная вышивка – яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Произведения прикладного искусства, оформленные художественной вышивкой, постепенно вновь стали проникать в городской быт, одежду горожан. В настоящее время проявляется большой интерес к нарядным, красочным, изящным вышитым вещам.

Изучение вышивки, как части духовного и материального наследия своего народа будет способствовать воспитанию уважения к его истории и традициям, развитию у детей чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов.

Новизна работы заключается в раскрытии значения педагогической деятельности по ознакомлению дошкольников с русской народной вышивкой.

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, с миром природы, с самим собой.

Цель данного проекта –знакомство с одним из видов декоративно-прикладного искусства народов России -  вышивкой.

Задачи:

  • Приобщение к истокам народной культуры.
  • Нравственно-патриотическое воспитание .
  • Формирование художественно-эстетического восприятия
  • Развитие познавательного интереса к прошлому своего народа

Реализация поставленных задач проходила в три этапа:

Подготовительный:

-сбор информации, иллюстративного материала

-картотека загадок, пословиц о рукоделии.

-разработка информационных памяток для родителей

-разработка презентаций, бесед, занятий для детей

Основной:

 -экскурсия в мини-музей «Русская изба»;

-рассматривание иллюстративного материала;

-прослушивание аудиозаписей русских народных песен о рукоделии и рукодельницах

- беседы на тему: «Почему говорят, что рубашка в поле родилась?»(история изготовления одежды на Руси)

«Путешествие в прошлое иголки»(ознакомление с технологией, оборудованием и материалами для вышивки)

«О чём рассказывает вышивка» - беседа об истории и символике русской вышивки для детей и родителей;

-занятия : «Узоры на рубашках» (декоративное рисование)

Работа с родителями:

-Консультация на тему «Зачем русская народная вышивка и шитьё современному ребёнку?»

-Привлечение к сбору образцов вышивки, иллюстративного материала.

Заключительный: «Поможем Марье-искуснице» (интегрированное занятие с элементами квест-игры, с участием родителей)

Участниками данного проекта являются дети 6 лет, родители, воспитатели.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Дети должны иметь представления о традиционной русской символике в вышивке.

Результаты реализации проекта

В проекте были реализованы поставленные цель и задачи. У детей сформировались первоначальные знания об истории и символике русской вышивки, геометрических орнаментах. Дети приобрели новый опыт. Реализуемый проект способствовал стимулированию коммуникативной, познавательной, игровой активности в различных видах деятельности. Развитию художественно – творческих способностей детей, формированию художественного вкуса и обогащению словаря детей.

У детей сформировался устойчивый интерес к созданию творческих работ с использованием элементов народной вышивки.

Участие родителей в данном проекте укрепило сотрудничество с детским садом. Совместные мероприятия способствовали активному взаимодействию детей и взрослых. Возросло количество детей, полюбивших заниматься народным творчеством.

Благодаря проделанной работе мы суверенностью можем сказать, что каждый ребенок обладает уникальной способностью к творческой деятельности, необходимы только мотивы для овладения навыками, имеющие практическую значимость для детей.

Используемая литература:

1. Вахрушев, А. А. Здравствуй, мир! / А. А. Вахрушев. Методические рекомендации для воспитателей. – Изд: Баласс, 2010 - 496с.

2. Вышивка – один из самых древнейших видов декоративного искусства: [Электронный ресурс] http://www.screen.ru.-2007.-

3. Дошкольное воспитание, 2005 №1 49-52с, №2 57-62.

4. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г. С. Маслова. - М., 1978. - 142 с.

5. Соснина, А. Русский традиционный костюм: иллюстрированная энциклопедия/ А. Соснина, И. Шангина. - СПб: Искусство-СПБ. - 2006.-400 с.

6. Соломенникова, О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7лет с народным искусством / О. А. Соломенникова. - Издательство: Мозайка-Синтез, 2006 - 175с.

7. images.yandex.ru правила рисования эскизов для русской народной.

                                                                                                                            Приложение№1 

Зачем русская народная вышивка и шитье современному ребенку?

https://1.bp.blogspot.com/-OQDRt7sPQNk/V8HQaBQwbuI/AAAAAAAAECA/DFI9Ry2yRG0mnyfAX-M6FqxiiIXSlAuNwCLcB/s640/russkaya-vyshivka-i-shite-sovremennogo-rebenka%2B%25282%2529.jpg

В древности рукоделие было обязательной частью жизни любой женщины 
— крестьянки сами изготавливали для семьи одежду, а боярыни в теремах вышивали пелены и плащаницы для Церкви, которые мы теперь видим в музеях. И для дворянки, и для крестьянки умение вышивать и знание иного «белоручного рукоделия» означало законченность образования, сданный экзамен на взрослость. Однако и в наше время русские традиционные рукоделия не потеряли значения для воспитания современного ребенка.

Попробуем разобраться, почему.

1) Вышивание развивает терпение и учит относиться к работе серьезно. В наше время дети обычно делают поделки из бумаги и пластилина, которые можно закончить за один раз. С вышивкой так нельзя — красивые вещи требуют хотя бы нескольких часов работы, и ребенок привыкает делать одну вещь в течение нескольких занятий, когда приходится прилагать усилия, а результат сразу не виден. Порой психологов даже пугают такие вещи — мол, ребенок должен получить результат сразу, а иначе потеряет интерес и убежит. Но разве во взрослой жизни ребенок всегда сможет добиваться своей цели за сорок пять минут? Вышивка готовит ребенка к настоящей работе.

https://2.bp.blogspot.com/-0yL5eakc_HI/V8HQewN8BiI/AAAAAAAAECE/pbjQQ9D7oOw86OiSmrqI6F8O6gZOdAjQgCLcB/s400/russkaya-vyshivka-i-shite-sovremennogo-rebenka%2B%25281%2529.jpg

2) Ребенок учится делать вещи, полезные для реальной жизни. Дети могут делать своими руками сумочки, чехлы для мобильников, елочные игрушки, игольницы и другие нужные в быту вещи. В век потребительства это важный навык — ребенок привыкает к мысли, что если ему что-то нужно, а в магазине этого нет, то можно сделать нужную вещь самому, и не зависеть от менеджеров торговой сети.

3) Рукоделие дает лишний повод пообщаться с собственными родителями. Часто слышу на занятиях от девочек «Закреплять нитку меня научила мама», «Бахрому к салфетке меня научила делать бабушка» и тому подобное. А ведь многие современные дети даже не знают, что их мамы и бабушки умеют рукодельничать! Занятия в кружке дают детям лишний повод спросить совета у собственной родни, потом похвастаться опытом мамы и бабушки в кружке, и увидеть, как чужие люди ценят умения их семьи.

4) Русская традиционная вышивка дает ребенку возможность полно проявить свои творческие способности. Если ребенок вышивает привычной многим техникой «крестик», он чаще всего не может изменить узор, поскольку это сложно и есть риск вовсе его испортить. В вышивке традиционными русскими швами ребенок имеет возможность менять цвета, детали рисунка, комбинировать узоры по своему вкусу. Хочешь дерево повыше, чем на картинке, птичку с хохолком другой формы и другого цвета — легко! У нас не бывает двух одинаковых вышивок, каждая несет отпечаток индивидуальности мастерицы. Русская традиция живет в веках, и знание ее помогает восстановить утраченную связь поколений…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий образовательной ситуации по познавательному развитию в подготовительной группе «Зимняя тайна»

Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения зна...

Проект в подготовительной группе детского сада. «Народная тряпичная кукла»

Задачи:- Обогащать знания дошкольников об истории возникновения традиционных народных тряпичных кукол- Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской народной тряпичной куклы- Учи...

Паспорт проекта в подготовительной группе, посвященного «Дню народного единства».

Целью нашего проекта является патриотическое воспитание ребенка, так как это  сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие высших моральных чувств. Только на основе возвышающих чув...

Краткосрочный творческий проект в подготовительной группе на тему: "Народное творчество как ресурс для развития речи детей"

Цель проекта:- Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.- Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир ск...

Проект в подготовительной группе «Тайна времени»

Цель: - Дать детям представление о понятии времени в игровой форме.Что такое время?Для чего нужны часы?Какие бывают часы?   - способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способ...