Конспект образовательной деятельность на тему: «Извержение вулкана» с детьми с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 6 – 7 лет ( в форме путешествие по станциям)
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Катасонова Ольга Викторовна

Путешествуя по станциям и выполняя залания, дети получат все необходимые вещества для проведенпя опыта "Извержение вулкана"

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТАЦИИ Г.ШАРЫПОВО

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Чебурашка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по социально – личностному направлению развития детей»

Конспект образовательной деятельность на тему: «Извержение вулкана»

 с детьми с тяжелыми нарушениями речи  в возрасте 6 – 7 лет

( в форме путешествие по станциям)

Составили:

     Катасонова Ольга Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории,

         Ханахмедова Роза Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории,                                                      

        Машина Светлана Васильевна, учитель - логопед высшей квалификационной

        категории;

        Якушевич Виктория Владимировна, инструктор по физической культуре высшей  

         квалификационной категории;

         Савченко Вадим Сергеевич, музыкальный руководитель первой квалификационной

         категории

                                                         

г. Шарыпово, 2022г.

Цель:  участие детей  в конкурсе» Юные исследователи» и проведение опыта «Извержение вулкана»

Коррекционно – обучающие задачи:

- закреплять умение ориентироваться в пространстве детского сада;

- показать взаимодействие щелочи с кислотой;

 - закреплять умение читать схемы и проводить действия в соответствии со схемой;

Коррекционно – развивающие задачи воспитателя:

 - развивать познавательную активность, любознательность в процессе выполнения экспериментов;

- развивать логическое мышление и умение классифицировать предметы по признаку;

 инструктора по физической культуре:

- упражнять в ползание и беге;

- способствовать развитию мелкой моторики;

- учить формулировать гипотезы, развивать связную речь, умение вести диалог;

учителя - логопеда:

 - совершенствовать навык выделения первого звука в слове;

 - совершенствовать навык определения парных звонких и глухих звуков;

 - совершенствовать звуковой анализ и синтез;

 музыкального руководителя:

 - совершенствовать ритмический слух;

 - обогащать музыкальные впечатления детей, вызвать эмоциональный отклик при восприятии музыки.

Коррекционно - воспитательные задачи:

 -воспитывать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать в команде, понимать задание и выполнять его.

  Предварительная работа:

- составление ментальной карты в рамках проекта «Таинственный вулкан»;

- работа с картой мира с обозначением мест, где находятся вулканы;

- просмотр и обсуждение презентации  «Что такое вулкан»;

- чтение легенды о происхождении вулкана;

 - оформление книжки – малышки с рисунками детей о вулкане;

 - изготовление совместно с детьми макетов вулканов.

Участники – квест - игры:

  - учитель – логопед;

- инструктор по физической культуре;

  - музыкальный руководитель;

 - воспитатели,  дети 6– 8 лет,

Оборудование: бейджики с картинками живой и неживой природы для деления на команды;  конверт с зашифрованным письмом, список ингредиентов для проведения опыта, маршрутные листы, сенсорный дождь, бокалы, палочки для отстукивания музыки, вода,  картинки для определения звуков, набор животных, карточки с вопросами, магнитная доска.

Спортивное оборудование: тоннель

Материалы для опыта: 4 разноса, мерные стаканы с водой ,  4 емкости для соды, гуашь или пищевые красители, 4 емкости для мытья посуды, уксус, ложки для размешивания.

Ход образовательной деятельности

Детям в детский сад приходит письмо от профессора Любознайкина.

Профессор: Здравствуйте, ребята! Знаю, что вы очень любите экспериментировать и предлагаю вам поучаствовать в конкурсе «Юные исследователи». Для этого вам  нужно выполнить конкурсное задание, которое находится в конверте. (Открывают конверт, а там чистый лист бумаги - написано свечой). Воспитатель: Как же прочитать, что тут написано (выслушиваем ответы детей).

Проявляем письмо и читаем «Провести опыт «Извержение вулкана».

Воспитатель: Здесь еще лист – читаем: для проведения опыта нужны определенные ингредиенты или вещества (список веществ). Вы сможете их получите в лабораториях, если выполните задания лаборантов. Попасть в лабораторию вам помогут маршрутные листы. Жду ваших фотографий.

Воспитатель: Ну что, готовы? (в конверте находим подсказки  - маршрутные листы для двух команд). Нам необходимо разделиться на две команды. Посмотрите на свои бейджики (картинки с живой и неживой природой) и разделитесь.

Дети, разделившись на 2 группы, определяют свой маршрут, используя подсказку «Четвертый лишний».

У первой команды картинки: отвертка, дрель, молоток, балалайка (лишняя балалайка, значит, идем в музыкальный  зал)

У второй команды слова: каменщик, плотник, логопед, крановщик, (лишний логопед, потому эта профессия не относится к строительным специальностям, значит идем к логопеду).

Воспитатель: Мы сейчас отправимся по разным маршрутам и встречаемся в группе.

Маршрут 1 подгруппы (музыкальный зал, спортивный зал, холл у логопеда)

Воспитатель: Ребята,  поднимаясь по лестнице, давайте поиграем в игру «Эхо. Я называю слова,  а вы как эхо окончание  (гроза – за, за, за,  снегопад - пад, пад, пад, туман- ан,ан, ан, дожди – ди, ди, ди, роса- са, са, са, радуга –га, га, гаи т. д.)  

Попадаем в «Музыкально – ритмическую лабораторию», где нас встречает лаборант Вадим Сергеевич (музыкальный руководитель)

Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята, я рад вас видеть у себя в гостях в музыкально – ритмической лаборатории. Здесь я изучаю различные звуки, а затем превращаю их в музыку. Что вас привело ко мне?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: У меня есть это вещество, и вы его обязательно получите, но если вы примите участие в небольшом исследовании. Вы готовы?

Ответы детей

Музыкальный руководитель: Слышали ли вы когда- нибудь звуки воды? Где мы можем их услышать?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: А знаете ли вы что с помощью воды можно исполнять  музыкальные звуки и создавать музыкальные произведения?

Ответы детей

Музыкальный руководитель: Я вам сейчас это покажу.

Эксперимент 1:

- Для того чтобы нам услышать определённый музыкальный звук, нам понадобится бокал и вода. Наливаем воду в бокал, сначала немного нальем воды, затем мочим подушечку пальца и круговыми движениями проводим  подушечкой пальца по горлышку бокала. Слышим звук определённой звуковой высоты. Чем больше наполняемость воды в  бокале, тем ниже становится звук.

Музыкальный руководитель: Мы с вами услышали как можно с помощью воды и бокала, исполнять различные по высоте музыкальные звуки. У нас с вами был всего лишь один бокал, а когда таких бокалов намного больше и в каждый из них налито определённое количество воды, можно исполнять целые музыкальные произведения. Я предлагаю вам посмотреть и послушать,  как исполняют на бокалах с водой музыкальное произведение «Танец феи драже» из балета  Щелкунчик» П.И. Чайковского.

 Прослушивание музыки

Музыкальный руководитель:  Вам понравилось?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель:: Как вы думаете можно ли другими способами исполнять музыкальные звуки на бокалах с водой.

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: На бокалах с водой можно еще поиграть ритмично, аккуратно ударяя по ним деревянной палочкой.  Давайте вместе попробуем.

Эксперимент 2:

 - У каждого ребенка 2 бокала с водой, наполненные разным количеством воды. Возле бокалов с водой лежат деревянные палочки. Звучит музыкальное произведение «Танец феи драже» из балета « Щелкунчик» П.И. Чайковского. Дети играют на бокалах простой ритмический рисунок, повторяя за музыкальным руководителем.

Музыкальный руководитель: Ребята, вы большие молодцы, вы справились со всеми экспериментами и по праву заслуживаете награду. Я вам даю то вещество, о котором вы просили.

Далее дети рассматривают маршрутный лист, выделяют четвертый лишний и решают, что нужно идти в спортивный зал. Идя по коридору,  проговаривают стихотворение про вулкан с движениями

Вот высокая гора                        (поднимают руки вверх и соединяют ладошки)

А внутри горы – дыра.               (показывают руками впереди себя круг)

Из горы идет дымок,                   (руки вместе, извилисто вверх  и показывают дым)

Летят камни, серый смог.          (пальцы рук сжимают и разжимают)

Гул раздался тут и там.              (закрывают ладошками уши)

Просыпается вулкан.                  (руки вверх потягиваются)

В спортивную лабораторию идут обе команды, где их встречает лаборант Виктория Владимировна (инструктор по физической культуре)

Инст.ф/к: Здравствуйте, ребята, в нашей лаборатории всегда рады гостям. Что привело вас сюда?

Ответы детей.

Инст.ф/к: У меня есть это вещество, и я поделюсь им с вами, если вы примете участие в небольшом исследовании в нашей лаборатории. Согласны?

Ответы детей.

Инст.ф/к: Для нашей работы надо будет снять обувь и носочки. Наши исследователи заметили, что человек выполняет руками и ногами одинаковые движения. Какие? Это сжимание и разжимание пальцев, сгибание и разгибание рук и ног, махи руками и ногами. И тогда у них возник вопрос: «Что для человека важнее руки лил ноги, могут ли руки заменить ноги, а ноги руки». А как вы думаете?

Ответы детей.

Инст.ф/к: Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю провести несколько экспериментов.

Эксперимент 1. «Бег на ногах и руках»

Дети строятся в одну шеренгу на линии старта. По команде пробегают дистанцию 7 м. до линии финиша. Делятся впечатлениями: легко ли было выполнить это задание. Далее детям предлагается пробежать эту же дистанцию на руках (упражнение «Тачки») и поделится впечатлениями. Вывод: упражнения в беге выполняются при помощи ног, руки для этого непригодны, несмотря на то, что выполняются похожие движения (сгибание, разгибание, движение вперед).

Эксперимент 2. «Возьми предмет»

Дети сидят на полу образуя круг. В кругу лежат разные по форме и величине предметы. Детям предлагается взять эти предметы руками, провести манипуляции с ними (снять колпачок с ручки, покрутить гайку на болтике и т.д.). Дети говорят, легко ли было выполнить эти действия. Далее эти же задания предлагается выполнить с помощью ног и поделиться впечатлениями. Вывод: брать предметы, выполнять с ними разные действия можно только руками.

Эксперимент 3. «Тоннель»

Детям предлагается пролезть в узкий тоннель (мягкий модуль) и ответить, что они использовали для этого: только руки, только ноги или это была совместная работа рук и ног. Вывод: для выполнения этого задания понадобились и руки и ноги.

Инст.ф/к: Итак, мы провели с вами три эксперимента и как же мы ответим на вопрос: «Что важнее для человека руки или ноги?»

Ответы детей.

Инст.ф/к: А могут руки заменить ноги? А ноги руки?

Ответы детей.

Инст.ф/к: Спасибо вам за помощь, передаю обещанное вещество для вашего исследования. Мне бы очень хотелось увидеть, как вы будете его проводить, можно мне прийти посмотреть?

Ответы детей.

После спортивной лаборатории каждая команда дальше идет по своим маршрутным листам (одна в «Музыкальную лабораторию», другая команда в «Речевую лабораторию).

Маршрут 2 подгруппы (холл у логопеда, спортивный зал, музыкальный зал)

Проходя по коридору, отвечаем на вопросы, которые размещены на стенах коридора:

 - Назовите, какие бывают вулканы?

- Кто такие вулканологи?

 - Где в России находятся вулканы?

Перед дверями «Речевой лаборатории» нас встречает лаборант Светлана Васильевна (учитель - логопед)

Учитель – логопед: Здравствуйте ребята. Это речевая лаборатория. В ней проводят самые различные эксперименты со звуками и словами.  А зачем вы ко мне пришли?

 Ответы детей

 Учитель – логопед: Покажите, какие ингредиенты вам нужны. У меня есть сода. Я вам ее дам, если вы поучаствуете в моих исследованиях.

Эксперимент 1. «Проговорить слово по слогам».

Учитель – логопед: Чтобы попасть в мою лабораторию, посмотрите, что нарисовано на ваших бейджиках и проговорите это слово по слогам.

Эксперимент 2. «Рассели животных»

 Учитель – логопед: Ребята, перед вами много животных. В одну клетку надо поселить животных, в названии которых первый звук звонкий, в другую клетку животных, в названии которых  первый звук глухой.  

Самопроверка (дети должны посмотреть на лапы животных, если лапа такого же цвета как клетка, то задание выполнено правильно). Если есть ошибки – разбираем их.

Эксперимент 3. «Новое слово»

Учитель – логопед: Возьмите по картинке и рассмотрите что нарисовано. Нужно заменить первый звук в слове на другой (он указан в левом верхнем углу). Например: Галка – заменяем звук «Г» на звук «П»- получилось – слово палка.

Дети выполнят задание и произносят новые слова.

Идя по коридору после «Речевой лаборатории»  воспитатель упражняет детей в подборе глаголов – антонимов:

 - зажигать – тушить;

 - кидать - ловить;

 - говорить – молчать;

 - кричать – шептать;

 - ссориться – мириться;

 - ломать – строить;

 - ругать – хвалить;

 - плакать – смеяться;

 - отдыхать – работать

 

Собрав все необходимые ингредиенты для проведения опыта, обе команды встречаются в группе.

Воспитатель: Ребята, давайте сверимся со списком, все ли мы собрали ингредиенты (проверяем со списком). Да все и теперь можем провести опыт «Извержение вулкана». Чтобы все приняли участие в проведении опыта, предлагаю разделиться по три человека и занять места  за столами. Давайте вспомним правила безопасности при проведении опытов.

 Ребята повторяют правила

 Воспитатель: Чтобы провести опыт, нужно ознакомиться с порядком действий. У вас на столах лежат карточки - схемы, где показано, в какой последовательности нужно класть ингредиенты.

(рассматриваем схему проведения опыта).

    Сначала нужно смешать воду и 4 ст. л. соды, добавить туда красный или оранжевый краситель. Добавить 2 ст. ложки  жидкости для мытья посуды. Все хорошо размешать и вылить в кратер вулкана. Теперь самый ответственный момент. Нужно добавить укусу, но так как это кислота, то добавлять ее будут взрослые.

И вот оно яркое  зрелище - извержение вулкана. Делаем фото на память и отправляем профессору.

Воспитатель: Молодцы ребята. Мы выполнили все задания в лабораториях, нашли ингредиенты и показали опыт. Теперь будем ждать результатов конкурса.

    После обеда приходит ответ от профессора «Любознайкина, и диплом что ребята стали победителями конкурса «Юные исследователи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Книга твой друг, без нее, как без рук",

Развитие и закрепление устойчивого интереса детей к книге, воспитание любви к художественному слову на примере изучения творчества С,Я, Маршака....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с нарушением речи по познавательно-исследовательской деятельности "Извержение вулкана"

Программное содержание: Познакомить детей с природным явлением - извержение вулкана;Расширить перспективу развития познавательно-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные,...

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, старшего дошкольного возраста

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАорганизации совместной непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детейс тяжелыми нарушениями речи, старшего дошкольного возраста на о...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Прогулка в зимний лес»»

 Данное занятие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР по лексической теме "Зима. Зимние забавы". В конспекте раскрыты цель, задачи, оборудование, ...