НОД "Зимующие птицы"
материал по окружающему миру (старшая группа)

Рыжова Ольга Викторовна

В ноябре отмечают праздник - Синичкин день. Данный материал будет полезен воспитателям и родителям для формирования представлений о зимующих птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_starshey_gruppe.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в старшей группе №4 компенсирующей направленности

для детей с ТНР «Зимующие птицы»

Программное содержание:

  • расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы"
  • развитие мышления детей на материале описательных загадок
  • развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам
  • развитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействия
  • развитие общей и мелкой моторики пальцев рук
  • воспитание умения взаимодействовать друг с другом
  • воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам

Оборудование и материалы: 

  • предметные картинки с изображением зимующих птиц и картинки с изображением корма
  • модели птиц на каждого ребенка
  • магнитная доска
  • опорная схема для составления рассказа по теме "Зимующие птицы".
  • дидактическая игра "Назови по части целое"

Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, дятел, кормушка, корм, зимующая, клевать, каркать и т.д.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

-  Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.

Кинезиологическая гимнастика

-  Сначала натянем "умную шапку". (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз или имитирует завязывание узелка под подбородком.)

Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек.)

Покажем "умную сову". (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)

Совушка-сова, большая голова.

На суку сидит, на всех глядит.

(Дети выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)

 - Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.

 Посмотрите на эти предметы и назовите их (снежинка, снеговик, Снегурочка).

- Снежинка из чего?   (из снега)

- Снеговик из чего? (из снега)

- Снегурочка из чего? (из снега)

- Мы с вами говорим о снеге, потому что скоро наступит …зима.

- Сегодня будем говорить о зиме и о птицах, которые у нас зимуют.

- Сейчас я предлагаю вам загадать загадки о птицах и если дети отгадают верно, то прикрепить изображение птицы – отгадку на магнитную доску)

Ярослав                                                                 Даша

Чик-чирик!                                                      Как лиса среди зверей

К зернышкам прыг!                                        Эта птица всех хитрей,

Клюй, не робей!                                              Прыгает она у дома,

Кто это? (Воробей.)                                        А зовут ее (ворона)

Илья                                                                              Таня

Красногрудый, чернокрылый,                        Северные гости

Любит зернышки клевать,                               Клюют рябины грозди,

С первым снегом на рябине                             Так нарядны и ярки,

Он появится опять. (Снегирь.)                         На головках – хохолки (свиристели)

Женя                                                                                    Равиль

Черный жилет,                                                     Кто присел на толстый сук,

Красный берет,                                                     И стучит «тук-тук, тук-тук»?

Хвост как упор,

Нос как топор (Дятел)

Артемий                                                                                    Алена

Белые щечки -                                                                Ходит важно,

Синяя птичка,                                                                Вперевалку.  

Остренький клювик -                                                     И воркует, и клюет.      (Голубь.)

Собой невеличка.                  

Желтая грудка -                                                                         Саша

Это …(Синичка)                                Вертится, стрекочет, весь день хлопочет (сорока)

-  Давайте назовем всех этих птиц: ворона, сорока, дятел, воробей, синица, голубь, снегирь… Как называются эти птицы? (Зимующие.)

- Каких птиц мы называем зимующими? (зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края).

Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот»

- Давайте поиграем в такую игру: я называю слово и бросаю мяч, тот кто поймал мяч, говорит слово наоборот и бросает мне мяч обратно.

1)У синицы хвост короткий – а у сороки…(длинный)

2)У вороны хвост длинный, а у голубя …(короткий)

3)Воробей маленький – а ворона … (большая)

4)Сорока большая, а дятел …(маленький)

5)Голубь тяжелый – а воробей …(легкий)

6)Снегирь легкий, а голубь…(тяжелый)

7)У синицы клюв тонкий – а у вороны…(толстый)

9)У снегиря грудка красная, а у синицы…(желтая)

10)У городского воробья голова серая, а у полевого…(коричневая)

- В игре мы определили, что птицы отличаются друг от друга размерами, окраской, опереньем.

- А сейчас давайте превратимся в птичек.

3. Физминутка "Птички"

Птички прыгают, летают.                

Птички прыгают, поют.                

Имитируют руками взмахи крыльев и совершают повороты туловища в стороны

Чик-чирик, чик-чирик                        

Птички крошки собирают

Зернышки клюют

Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе, постукивать по коленкам

Перышки почистили,                

Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой

Перышки почистили

Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой

Клювики почистили,        

Клювики почистили.

Повороты головы вправо – влево

Дальше полетели

Имитируют руками взмахи крыльев

И на место сели.

Дети садятся на стульчики

- Давайте соберем модель птиц и определим общие части тела всех птиц (дети собирают предложенную модель из деталей, лежащих у каждого на подносе)

- Так что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище).

-  Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц. Давайте же узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку, для этого поиграем в игру "Назови по части целое". (Воспитатель показывает детям картинку с изображением отличительной части тела зимующей птицы, а дети должны назвать эту птицу)

 Да, много птиц прилетело к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. У вас на столах пазлы в конвертиках, выложив картинку, вы узнаете, чем питаются птицы зимой и чем их можно подкормить. Дети называют корм (семечки, ягоды, крошки, семена, зерно, орешки, сало)

Как можно назвать все это одним словом? (еда, корм, пища)

- Поиграем сейчас в игру «Чем можно кормить птиц, а чем нельзя?»

(на двух мольбертах расположены картинки: 1) кормушка 2) кормушка, перечёркнутая крестиком. Детям предлагается расставить картинки с кормом на мольберты).

Итог занятия.

О ком мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Какая игра вам больше всех понравилась?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....