КОНСТРУКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 ЛЕТ) ТЕХНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ Тема: «Древесина, ее свойства»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Морозова Юлия Александровна

ТЕХНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Тема: «Древесина, ее свойства».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstukt_svoystva_dereva.docx45.41 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСТРУКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 ЛЕТ)

ТЕХНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Тема: «Древесина, ее свойства»

г. Каменск-Уральский

2022г.

КОНСТРУКТ

организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема: «Древесина, ее качества и свойства»

Возрастная группа: средняя

Форма НОД: познавательно-исследовательская, технология детского экспериментирования

Форма организации: подгрупповая

Учебно-методический комплект:

  1. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие/авт. – сост. О. В. Толстикова, Т. В. Савельева и др./ - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – 193 с.
  2. Основная общеобразовательная программа – образовательной программы дошкольного образования на основе От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: мозаика-синтез,
  3. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного вощраста: Методическое пособие. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с., ил. – (Библиотека программы «ДЕТСТВО»).

Средства: Наглядные: символическое изображение результатов опыта. 

Оборудование: предметы из дерева-матрешка,деревянные брусочки разных размеров,таз с водой, камни, предметы из других материалов,ложки деревянные и металлические, деревянные пластины из конструктора.

Цель: создать условия для формирования познавательного развития детей и повышения интереса к исследовательской деятельности в процессе знакомства со свойствами воды и дерева.

 

Задачи образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные: Воспитывать культуру общения в совместной деятельности. Проявлять самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.

Развивающие: Способствовать пониманию и использованию в познавательно-исследовательской деятельности модели, предложенной взрослым. Развитие самостоятельности, наблюдательности, инициативы и познавательной активности. Развивать устную речь для выражения своих мыслей, умение рассуждать, делать выводы.

Обучающие:  Познакомить детей со свойствами дерева.  Формировать умение получать сведения об объекте в процессе практического обследования.

Этапы

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Подготовительный

Играет песня «Ужасно интересно то, что не известно».

Ребята, послушайте, какая интересная песня сейчас звучит.

А про что поется в этой песне? (Конечно, в  этой песне поется про то, что в мире существует множество вещей, которые еще не изучены человеком и как интересно было бы о них узнать).

В нашей группе все ребята-любознайки и у нас даже есть целая лаборатория, в которой мы исследует различные свойства предметов. Верно, ребята. (Да)

Дети, кто живет в нашей лаборатории? Кто помогает нам проводить различные эксперименты? (Почемучка) Готовы вы отправиться снова в гости к Почемучке? (Готовы) Тогда сначала вспомним правила безопасности и поведения в нашей лаборатории. Правила мы вспомнили. А вот и наш герой встречает нас

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Выслушивает ответы детей.

Напоминает правила техники безопасности при работе с экспериментальным оборудованием.

Проявляют заинтересованность. Выражают собственные мысли. Соблюдают очередность при ответе. Переносят имеющийся опыт на предстоящую деятельность.

Запоминают правила поведения в лаборатории.

Появление у детей заинтересованности, желания принять участие в эксперименте, познавательного интереса. Создание оптимальных условий для проведения эксперимента.

Формирование цели эксперимента

 Он приготовил для нас загадку. Попробуем ее отгадать? Тогда слушайте.

Его весной и летом

Мы видим все одетым

А осенью с бедняжки

Упали все рубашки.

(Дерево)

Почему вы решили, что речь идет именно о дереве?

Дети, что вы знаете о дереве?

- Из каких частей состоит дерево (Корень, ствол, ветви, крона)

- А какую пользу нам приносит дерево.

(Помогают очистить воздух, украшают природу, из дерева сделана мебель)

- Саша, какие названия деревьев ты знаешь

- Маша, какие деревья ты встречала в нашем городе

- Тимофей, какие деревья растут в нашем лесу?

- Деревья можно встретить не только в городе и в лесу. Дерево есть и в нашей группе. Посмотрите на столе лежат предметы из различных материалов. Есть ли среди них деревянные предметы? Тогда выберете их и сложите в корзинку.

- Как быстро вы справились  с заданием. На самом деле дерево окружает нас повсюду.  

- А хотели бы вы знать о дереве больше

Ведь дерево имеет различные свойства.

Задает вопросы, загадывает загадку, выслушивает ответы детей.

Подведение детей к постановке цели эксперимента, выдвижению гипотез.

Предлагает надеть специальную одежду (халаты).

Отвечают на вопросы воспитателя, отгадывают загадку, обосновывают ответ.

Формулирование цели эксперимента. Выдвижение гипотезы.

Дети надевают специальную одежду (халаты).

Обозначена цель эксперимента. Выдвинуто несколько гипотез.

Создание оптимальных условий для проведения эксперимента.

Планирование экспериментальной деятельности

Эксперимент 1: Дерево тонет или не тонет?

- Интересно ли вам узнать, например, тонет дерево или нет? Как вы считаете? (высказывают свои предположения) Тогда начнем.

- Какие предметы вы видите на столе? (Тазы с водой, деревянные бруски, камни)

- Как вы считаете, что тяжелее бруски или камни? Попробуем сравнить их. как мы можем их сравнить? Конечно, возьмите в одну руку камень, а в другую брусок. Что оказалось тяжелее? А что легче?

Обсуждение с детьми алгоритма действий по проведению эксперимента.

Подведение детей к выполнению эксперимента.

Составление алгоритма действий по проведению эксперимента.

Составлен алгоритм действия по проведению эксперимента.

Практический этап

Как вы думаете, для чего нужна вода в тазу?(Вода в тазу для того, чтобы положить в него брусочки и камни)

Возьмите  каждый по брусочку и бросьте в воду.

Помощь детям в организации практической деятельности (объяснение, разъяснение).

Контроль за соблюдением техники безопасности при проведении детьми эксперимента.

Проверка предположений на практике. Отбор нужных средств, реализация в действии. Формулирование выводов.

Заключительный этап

Теперь скажите, брусочки, которые мы опустили в воду утонули или нет?

(Нет)

Теперь опустите в воду камни.

Они тонут в воде? (Да)

Как вы поняли, почему деревянные брусочки не утонули?( Дерево легкое)

А почему опустились на дно камни? (Камни тяжелые)

Какой вывод можно сделать? Дерево легкое и в воде не тонет.

Подтвердилось ли ваше предположение?

С помощью картинки покажем это свойство дерева на листе эксперимента. (выбирают нужную карточку)

Подведение итогов. Настроить на новую проблемную ситуацию, предстоящую деятельность.

Самооценивание, повторное осмысление проблемы.

Подтверждение (опровержение) предполагаемой гипотезы.

Планирование экспериментальной деятельности

Эксперимент 2: Удерживает ли дерево тепло?

Какие еще свойства имеет дерево? Может ли оно сохранять тепло или нет? Сейчас проверим, правильно ли мы сделали предположение? Проверим, кто оказался прав.

Подойдите ко второму столу. Что вы здесь видите? (Ложки) Какие это ложки? Из каких материалов они сделаны?

Можем ли мы с помощью ложек определить удерживает ли дерево тепло? Как мы можем это сделать? Конечно, мы можем приложить ту и другую ложку к телу. Если мы приложим металлическую ложку, будет ли нам тепло? А что мы почувствуем, если приложим деревянную?

Обсуждение с детьми алгоритма действий по проведению эксперимента.

Подведение детей к выполнению эксперимента.

Составление алгоритма действий по проведению эксперимента.

Составлен алгоритм действия по проведению эксперимента.

Практический этап

Проверим наше предположение. Приложим по очереди ложки к своей щеке.

Помощь детям в организации практической деятельности (объяснение, разъяснение).

Контроль за соблюдением техники безопасности при проведении детьми эксперимента.

Проверка предположений на практике. Отбор нужных средств, реализация в действии. Формулирование выводов.

Заключительный этап

Что вы почувствовали?

Холодно ли вашей щеке от деревянной ложки? А от металлической?

Какой можно сделать вывод? Удерживает ли дерево тепло? (Да) Чье предположение подтвердилось?

Дерево удерживает тепло и поэтому из него строят дома, чтобы люди были защищены от холода.

Обозначим с помощью картинки это свойство дерева на листе эксперимента.

Итак, какое же ваше второе открытие? (дерево удерживает тепло).

Подведение итогов.

Настроить на новую проблемную ситуацию, предстоящую деятельность.

Самооценивание, повторное осмысление проблемы.

Подтверждение (опровержение) предполагаемой гипотезы.

Планирование экспериментальной деятельности

Эксперимент 3: Прозрачно ли дерево?

Ребята,как вы думаете,прозрачно ли дерево?

Сможем ли мы через него увидеть,что нас окружаем?(Да,Нет)

Тогда начнем проверять наши предположения.

Пройдемте к следующему столу.

Что лежит на столе?

Правильно.Это пластины и они сделаны из дерева.

Обсуждение с детьми алгоритма действий по проведению эксперимента.

Подведение детей к выполнению эксперимента.

Составление алгоритма действий по проведению эксперимента.

Составлен алгоритм действия по проведению эксперимента.

Практический этап

Теперь давайте посмотрим в окно глазами через стекло.

Что вы видите?

(улица,дома)

А почему мы с вами через стекло увидели.

(потому что стекло прозрачно)        

Теперь возьмите деревянные пластины и посмотрите через них.

Видно ли вам улицу? (Нет)

Почему мы с вами  через деревянные пластины ничего не увидели.(Потому что они не прозрачны)

Значит через дерево мы не можем увидеть.

Итак прозрачно ли дерево ?

(Нет)

Помощь детям в организации практической деятельности (объяснение, разъяснение).

Контроль за соблюдением техники безопасности при проведении детьми эксперимента.

Проверка предположений на практике. Отбор нужных средств, реализация в действии. Формулирование выводов.

Заключительный этап

Как вы поняли, что дерево непрозрачно?

Давайте с помощью картинки покажем это свойство дерева на листе эксперимента.

Итак, какое же ваше третье открытие? (дерево непрозрачно).

Общий вывод по экспериментам.

Расскажите гостям о свойствах дерева при помощи листа эксперимента.

Подведение итогов.

Настроить на новую проблемную ситуацию, предстоящую деятельность.

Самооценивание, повторное осмысление проблемы.

Подтверждение (опровержение) предполагаемой гипотезы.

Рефлексия

Что нового вы сегодня узнали?

Что было интересно?

Что вы хотели бы узнать еще?

Открытость

Кому вам хочется рассказать о наших маленьких открытиях?

 Ребята, пойдете домой, обратите внимание,какие деревья вы встретите по пути домой.

Какие деревья растут возле вашего дома.

Встретите ли вы те, деревья которые мы с вами сегодня называли.

Обратите внимание есть ли листочки на деревьях?

Или деревья весной еще без рубашек?

Может что то еще заметите на деревьях?

Что весной на деревьях появляется?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста "В гости к бабушке Матрёне".

Конспект, составленный в соответствии с требованиями ФГТ, для проведения непосредственно образовательной деятельности в средней группе в рамках тематической недели "Домашние животные". Учтены требован...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие» "Путешествие в сказку"

Программное  содержание: развивать умение логически мыслить; закреплять порядковый счёт до 5; познакомить детей с цифрой 6; учить сравнивать полоски по длине, пользуясь словами самый длинный, пок...

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста. Образовательная область: познавательное развитие. «Мы едем, едем, едем...» (Виды транспорта)

Тема «Транспорт» изучается во всех возрастных группах детского сада и любима дошкольниками, особенно мальчиками. В рамках изучения этой темы у дошкольников формируют знания о транспорте, знакомят их с...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ: «ПОЗНАНИЕ»: ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА И «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»: РИСОВАНИЕ ТЕМА «НАРОДНАЯ ИГРУШКА – МАТРЕШКА»

Программные задачи: продолжать знакомить детей с народными игрушками (матрешкой), историей ее появления в нашей стране, особенностями и этапами изготовления деревянной куклы, воспитывать эстетическое ...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста в области "Познание" с использованием здоровье сберегающих технологий по теме "Путешествие в осенний лес"

Конспект занятия на осеннюю тему в группе среднего дошкольного возраста.Цель : формирование познавательного развития у детей дошкольного возраста Задачи :  - Закрепить знания детей о характе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий "В гости к нам пришла зима"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "В гости к нам пришла зима"...