Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы "Мудрые сказки"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Елена Викторовна Жигулова

Представленная деятельность направлена на создание условий для ознакомления детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhigulova_e.v._ood_mudrye_skazki.docx30.65 КБ

Предварительный просмотр:

Жигулова Елена Викторовна

Воспитатель

МДОУ – д/с № 27 «Сказка» муниципального образования

                  г. Саяногорск

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим для детей 6 - 7лет.

Тема «Мудрые сказки»

Цель: Создание условий для ознакомления детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками.

Задачи:

1. Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять эмоционально выразительную речь, активизировать в речи прилагательные. Совершенствовать умение владеть речью, как средством общения.  

2.  Развивать воображение, творческую активность, системность мышления в процессе расширения знаний о русских народных сказках.

3. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, умение договариваться, учитывать мнение партнера, формировать доброжелательность в общении. 

Ход занятия:

Воспитатель звенит колокольчиком и произносит: «Колокольчик мой дружок, собери детей в кружок!» (дети встают в круг).

Воспитатель:

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется!

II Основная часть:

В.: - Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по сказкам.

Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет,

Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.

И за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой,

Обожаемые сказки слаще ягоды любой.

В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит,

Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.

- А как вы думаете, зачем люди сочиняли сказки? …чтобы рассказывать их своим детям).

- Правильно! Люди сочиняли сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло, недаром в сказках зло наказывается, а добро побеждает.

Сказка учит мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро. Человек должен расплачиваться за свои ошибки, поступки, желания. И только доброта, и любовь сделает жизнь счастливой.

-  А что будет, если сказок не будет? (версии детей).

- Да, не смогут тогда люди передать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь добра и света, по которому следует идти, преодолевая трудности.    

-А давайте я буду загадывать вам загадки, а вы попробуйте угадать, о какой сказке идет речь (загадываю загадки)

А может, кто- нибудь из вас тоже знает загадки про сказки? (дети загадывают загадки)

- Молодцы. Сейчас мы с вами поиграем с пальчиками и ещё вспомним названия различных сказок.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки» 

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок, Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку, Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят. Этим сказкам каждый рад.

-Ну что, дорогие мои, устали? Выходите на разминку!

- В круг вставайте дружно, В сказки поиграть нам нужно!

В.: -Ребята, вы любите сказки?  

 - Скажите, почему сказки называют народными? (ответы детей)

- А как можно сказать о сказке, какая она?

Если в сказке есть чудо, то она…чудесная; есть волшебство, то... волшебная; есть добро, то … добрая; есть радость, то… радостная; есть загадки, то ... загадочная; есть мудрость, то … мудрая и т.д.

Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

 Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»).

В.: -Отдохнули немного? Молодцы! Садитесь на свои места.

-Ну вот, ребята, много сказок мы с вами вспомнили. Скажите, чему же нас учат сказки?

- Ребята, читая сказки, мы должны с вами научиться всему самому хорошему, но только надо видеть самое главное – смысл сказки и чему она учит.

-Давайте подумаем, чему учит русская народная сказка «Гуси-лебеди» (ответы детей).

***Сказка учит детей слушаться взрослых, не капризничать и не убегать далеко от дома; учит быть отзывчивыми, помогать тем, кому нужна помощь.

В.: - А чему учит сказка «Волк и семеро козлят»?

чему учит сказка «Теремок»? 

***Как важно научиться жить мирно под одной крышей! Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство.

Вот если бы все люди с детства научились жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные народы.  

  

***Любая сказка учит самой главной мудрости в жизни - добру и любви. Будь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к берёзке, к ручейку, к старичку, даже к Кощею Бессмертному.  

- Скажите, а в сказках все ли герои добрые и отзывчивые?

Я предлагаю поиграть в игру. В этом волшебном мешочке спрятались персонажи различных сказок, вы должны определить какие из них хорошие, добрые, а какие злые. Для этого давайте сделаем большой круг. Если из узелка вы достанете доброго героя, то остаетесь стоять в большом кругу, но, если вы достанете злого героя, то выходите в середину круга.

Игра “Волшебный мешочек” Дети по очереди достают картинки и называют персонаж, определяют, чем он плох или хорош. В итоге получается два круга большой и маленький.

- Посмотрите и скажите, какие герои встречаются в сказках чаще хорошие или плохие? Вы хотели бы дружить с этими героями? (Ответы детей).

- Я думаю, что они не такие уж плохие, а очень несчастные, потому что у них совсем нет друзей, и, наверное, им очень хотелось бы с кем-то подружиться. - И чтобы добро действительно побеждало зло, я предлагаю им собрать большое сердце доброты.

Игровое упражнение «Сказочная путаница».

Жили-были дед да баба. У них была репка. Дед ел, ел, не съел, баба ела, ела, не съела. Покатилась репка дальше. Катится, катится, а навстречу ей избушка на курьих ножках. «Избушка, избушка, кто в тереме живет?» - спросила репка. «Выгляни в окошко дам тебе корытце» - ответила избушка.

В.: - Какие сказки запутались в клубочке? (версии детей… «Курочка –ряба», «Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Золотой петушок»).

3. Итог занятия: - Ребята, а вы смогли бы придумать умную сказку? (домашнее задание).

Раскраски к сказкам.

Загадки про сказочных героев:

Ждали маму с молоком,                    

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети?        Семеро козлят

В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рожден.      Гадкий утенок

Покупала самовар,

А спасал ее комар.             Муха-Цокотуха

И зайчонок, и волчица -

Все бегут к нему лечиться.           Доктор Айболит

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил.            Красная шапочка

Всех важней она в загадке

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла.        Мышка

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка! Снегурочка

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор…       Айболит

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

Что за сказка?         Колобок

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек — копытца.

Трое их — и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

 Кто герои этой сказки?           Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?        Три медведя

С кем Мороз играет в прятки,

В белой шубке, в белой шапке?

Знают все его дочурку,

И зовут ее…         Снегурка

Отвечайте на вопрос:

Кто в корзине Машу нёс,

Кто садился на пенёк

И хотел съесть пирожок?

Сказочку ты знаешь ведь?

Кто же это был? …      Медведь

Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка.

Хороша, малютка просто!

С дюйм была малышка ростом.

Если сказку вы читали,

Знаете, как дочку звали.      Дюймовочка

Кто любил играть и петь?

Два мышонка - Круть и...        Верть

Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчурку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как же их дочурку звали?     Снегурочка

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали?        Репка

Любит есть он бутерброд

Не как все, наоборот,

Он в тельняшке, как моряк.

Звать кота, скажите, как?              Матроскин

В Простоквашино живёт,

Службу там свою несёт.

Почта-дом стоит у речки.

Почтальон в ней — дядя ...           Печкин

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался...                    Колобок

А теперь про чей-то дом

Разговор мы заведём.

В нем богатая хозяйка

Припеваючи жила,

Но пришла беда нежданно

Этот дом сгорел дотла!        Кошкин дом

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной,

Он, сам того не ведая,

Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Название этой сказки…      Маша и Медведь

В этой книжке именины,

Много в ней гостей.

А на этих именинах,

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку,

Чуть ее не погубил.

Но коварному злодею

Рыцарь голову срубил.    Муха-Цокотуха

Самовар она купила

И гостей в дом пригласила.

Гости дружно ели, пили,

От паука не защитили.

Спрятались все от злодея,

Лишний раз вздохнуть не смея.

Спас ее герой-комарик.

И счастливый был конец,

Он хозяйку этой сказки

Позвал тут же под венец.     Муха-Цокотуха

Плачет бабка, плачет дед.

Но есть у них теперь обед.

Мышка в деле постаралась,

Хвостом серым размахалась.

Знают все сюжет той сказки,

Отгадайте без подсказки!                 Курочка Ряба

Уходя, просила мать:

«Дверь не нужно открывать!»

Не послушались ребятки,

Запустили волка в хатку.

Было семь их, а не пять.

Как же сказку эту звать?        Волк и семеро козлят

Что за сказка: бабка, дед

Добывали на обед

Огроменный желтый овощ.

Но пришлось им звать на помощь.

Помогали кошка, внучка,

А еще собачка Жучка.

Мышка выручила всех,

Ждал в итоге их успех.     Репка

В поле появился он.

Поселились сразу в нем:

Мышка - звать ее Норушка,

И Квакушка - то лягушка,

Ежик, Зайчик и Лисичка,

Всем известная сестричка.

А ещё лохматый Мишка

Косолапый он топтыжка.

Дружно, весело живут...

Как все домик тот зовут?

Вьётся над трубой дымок.

Этот домик — …       Теремок

Свой дом зимою, в холода,

Она слепила изо льда.

Тот дом стоял надежно в стужу,

Весной же превратился в лужу.

И доброго соседа Зайку,

Решила из дому прогнать.

Помог ему Петух отважный,

Не дал на улице пропасть.

Теперь, ребята, отвечайте,

Кого прогнал Петух в леса?

Зовут ту хитрую нахалку ...     Лиса

Был он круглый и румяный

Убежал от бабки рано.

Он за это поплатился –

В обед лисичкин превратился.     Колобок

Старик в сине море
Свой невод забросит.
Кого-то поймает
И что-то попросит.
Жадность старуху
Сводит с ума,
С разбитым корытом
Осталась она.
(Сказка о рыбаке и рыбке)

Жил в каморке
С папой Карло,
Знал о жизни
Очень мало.
Всюду нос совал
Он длинный…
Кто же это?
(Буратино)

Полюбить его успели,
За спиной его пропеллер.
Может долететь до Марса.
Кто же это, дети?
(Карлсон)

Попала в болото ли
Лихая стрела.
А в этом болоте
Сидела она.
Но в конце знакомой сказки
Сделалась она прекрасной.
(Царевна – Лягушка)

Вот и вечер наступает,
В королевстве шумный бал.
Фея ей наряд подарит,
Чтоб ее никто не знал.
С бала в полночь убежала,
Башмачок свой потеряла.
(Золушка)

Ехал он на печи,
Уплетал калачи.
Чудо-щуку он поймал
И желанья загадал.
(Емеля)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной группы. "Рисование животных жарких стран. Жираф."

Цель занятия - научить ребят рисовать жирафа, используя простейшие геометрические формы. Совершенствовать технические навыки рисования, используя знакомые приёмы изображения, рисовать в определённой п...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СПОРТ – ЭТО ЗДОРОВЬЕ» для детей подготовительной к школе группы («Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье», «Художественное творчество», « Музыка»)

Программное содержание:- формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни;- накопление и обогащение знаний детей об Олимпиаде;- совершенствоват...

Конспект организованной образовательной деятельности «Дошкольникам о войне» для детей подготовительной группы

Программные задачи: Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о Великой отечественной войне: профессиях людей во время войны, празднике 9 мая, побуждать уважительно относиться ...

Конспект организованной образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию детей подготовительной группы (правовое воспитание)Тема:"Я - гражданин"

Считаю важным довести до сознания детей тот факт, что каждый ребенок является гражданином государства, в котором он живет; воспитывать чувство гордости своим гражданством. Продолжать развивать у дошко...

Конспект организованной образовательной деятельности по коммуникативному развитию для детей подготовительной группы на основе методики составления творческого рассказа. Тема "Осенняя сказка"

Ознакомление детей со структурой рассказа (начало, середина, конец); рассматривание иллюстраций на тему осени; чтение художественной литературы, проведение бесед об осени; осваивание дидактических игр...

Конспект Организованной образовательной деятельности (Познавательное развитие. Окружающий мир) В подготовительной к школе группе Тема: «Две вазы»

КонспектОрганизованной образовательной деятельности(Познавательное развитие. Окружающий мир)В подготовительной к школе группеТема: «Две вазы»...