Конспект организованной образовательной деятельности по коммуникативному развитию для детей подготовительной группы на основе методики составления творческого рассказа. Тема "Осенняя сказка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ружьева Марина Витальевна
Ознакомление детей со структурой рассказа (начало, середина, конец); рассматривание иллюстраций на тему осени; чтение художественной литературы, проведение бесед об осени; осваивание дидактических игр: «Опиши природу осенью», «Придумай продолжение сказки» и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №133 «Почемучка» города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект

организованной образовательной деятельности

по коммуникативному развитию

для детей подготовительной группы

на основе методики составления творческого рассказа

Тема: «Осенняя сказка»

Разработал и провел: воспитатель

МБДОУ «Детский сад №133 «Почемучка»

города Чебоксары Чувашской Республики

Ружьева Марина Витальевна

город Чебоксары

Задачи.

Развивающие:

  • формировать связную речь детей;
  • развивать воображение, внимание, логическое мышление.

Образовательные:

  • учить детей составлять творческий рассказ на предложенную тему с обозначенными персонажами, заданными началом и концом рассказа.

Воспитательные:

  • прививать интерес к созданию книги, совместно составленному детьми творческому рассказу.

Вовлечение родителей: рекомендовать родителям прочитать детям сказки и рассказы

об осени, провести беседы о прочитанном. Совместно с детьми проиллюстрировать прочитанные литературные произведения.

Методы и приемы:

  • речевой прием «Случай воспитателя»;
  • чтение частей рассказа;
  • вопросы;
  • беседа по картинкам;
  • обобщающий рассказ воспитателя;
  • пояснение;
  • персонифицированный подход в оценке речевых высказываний детей;
  • постепенный перевод от продуктивной речевой деятельности к продуктивно-изобразительной, связанной с содержанием составленного детьми творческого рассказа.

Предварительная работа: ознакомление детей со структурой рассказа (начало, середина, конец); рассматривание иллюстраций на тему осени; чтение художественной литературы, проведение бесед об осени; осваивание дидактических игр: «Опиши природу осенью», «Придумай продолжение сказки» и др.

Оборудование: интерактивная доска; файлы с частями текста; материалы для создания иллюстраций к рассказу.

Вводная часть

Воспитатель. Ребята, со мной сегодня рано утром случилась необычная история. Хотите послушать?

Дети. Да.

Воспитатель. Садитесь, пожалуйста, на стульчики.

Дети садятся полукругом.

По пути на работу мне встретился плачущий мальчик. Я спросила у него, в чем же дело, и он рассказал, что мама подарила ему интересную книгу об осени, но шаловливый ветер вырвал и унес листочек из его новой книги, которую они с мамой даже не успели прочитать, — осталось всего две странички.

На интерактивной доске появляются странички.

Послушайте, что написано на первой страничке: «Долго летал в воздухе пожелтевший листок. Ветер сорвал его со старого тополя, покружил, опустил на детскую карусель, а потом окунул в холодную лужу.
 — Весной люди любуются, когда зеленеют почки. Летом любят отдыхать в прохладной тени, а осенью давят нас ногами, — грустил пожелтевший листок.
 — А ведь я такой красивый! Но никто, никто этого не замечает! — так думал листок, замерзающий в грязной луже.
 
  Мелькали сапоги, туфли, ботинки. Один сапог больно наступил на листочек. Листочек жалобно ойкнул, но, увы, этого никто не слышал.
    А вот мелькнули красные детские ботинки.
 — Сейчас и этот мальчишка на меня наступит, — с грустью подумал листик.

   
Но мальчуган поднял листок, положил его на ладонь …»

     А вот что написано на последней страничке: «… Листочек был так счастлив, почти так же, как в детстве, когда был почкой на дереве. Он нужен! Вот что для него было самое главное!»

Вот и вся информация, а что случилось с листочком  после того как на детскую площадку прибежал маленький мальчик в красных ботинках мы не знаем. Этой странички нет.

Основная часть

Воспитатель. Ребята, я пообещала мальчику, что мы поможем ему и сделаем для него новую книжку. Вы согласны мне помочь?

Дети. Да.

Воспитатель. Чтобы сочинить середину рассказа, давайте вспомним, о чем идет речь на первой страничке? Помогите мне.

1-й        ребенок отвечает.

О чем говорится на последней страничке?

2-й        ребенок отвечает.

Ребята, я приготовила новую страничку и прошу вас помочь мне придумать рассказ для маленького мальчика.

Воспитатель показывает детям чистый лист.

Как вы думаете, что могло произойти дальше — после того как на площадку пришел мальчик? Что сделал мальчик, после чего листочек стал таким счастливым?

Предлагает ответить одному из детей.

Воспитатель. Спасибо! А кто думает по-другому?

Свой вариант предлагает следующий ребенок.

Воспитатель. А кто придумал что-то еще?

Высказывает свое предположение другой ребенок.

Воспитатель. Ребята, вы предложили разное развитие сюжета для' нашего будущего ' рассказа. Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Осенью»

По дороге мы идем,

Листья сыплются дождем.

Красно – желтый листопад

Обсыпает всех ребят. (Ходьба на месте.)

А по небу ходят тучи,

Не пробьется солнца лучик.

Ветер дует с высоты,

Вянут травы и цветы. (Руки вверх.)

Мы к плечам прижали руки,

Начинаем их вращать.

Прочь, усталость, лень и скука.

Будем листья собирать. (Вращение руками.)

То налево посмотрели,

То направо поглядели.

Лист дубовый, клена лист

Ты сорвать поторопись. (Повороты влево, вправо.)

Низко – низко приседаем,

И листочки собираем.

Соберем большой букет

Славной осени привет. (Приседание.)

Мы последний раз присели,

Отдохнули, посвежели.

А теперь домой идем,

Листья желтые несем. (Ходьба на месте.)

 

Воспитатель. Вы уже знаете, что у всех рассказов есть начало, середина и конец. Вы предложили разные сюжеты для середины рассказа. А теперь давайте попробуем «прочитать» наш  рассказ. Сначала я читаю первую страничку — начало нашего рассказа. Затем вы продолжаете — «читаете» середину рассказа о том, что могло произойти с листочком.

И я зачитываю конец рассказа.

Последовательность повторяется 3—4 раза с разными детьми. Воспитатель начинает и заканчивает текст при каждом новом рассказчике.

Молодцы, мне понравились ваши рассказы. А хотите послушать мой?

Дети. Да.

Воспитатель. Долго летал в воздухе пожелтевший листок. Ветер сорвал его со старого тополя, покружил, опустил на детскую карусель, а потом окунул в холодную лужу.
 — Весной люди любуются, когда зеленеют почки. Летом любят отдыхать в прохладной тени, а осенью давят нас ногами, — грустил пожелтевший листок.
 — А ведь я такой красивый! Но никто, никто этого не замечает! — так думал листок, замерзающий в грязной луже.
 Мелькали сапоги, туфли, ботинки. Один сапог больно наступил на листочек. Листочек жалобно ойкнул, но, увы, этого никто не слышал.
 А вот мелькнули красные детские ботинки.
 — Сейчас и этот мальчишка на меня наступит, — с грустью подумал листик.
 Но мальчуган поднял листок, положил его на ладонь. Вытащил из кармана пустой коробок, поднял с земли веточку, надел на нее листик. Получился парусник. Мальчик опустил парусник в лужу.
 Теперь листочку лужа не казалась такой холодной и грязной. Ему было совсем не больно, когда веточка уколола его. Поднялся ветер, он перевернул парусник, но мальчишка поднял его и опустил в лужу.
 Листочку казалось, что это не лужа, а большая река. А он не маленький хрупкий листочек, а белый настоящий парусник. Он был так счастлив, почти так же, как в детстве, когда был почкой на дереве. Он нужен! Вот что для него было самое главное!
 

Заключительная часть

Воспитатель. Ребята, чему мы сегодня учились?

Дети. Составлять середину рассказа.

Воспитатель. А чей рассказ вам понравился больше всего? Почему?

Дети отвечают.

Мне понравились все ваши рассказы. Они были последовательны, не похожи друг на друга! Спасибо вам всем! Я обязательно запишу наш рассказ, мы сделаем новую книжку и подарим ее мальчику. А что еще есть в книге кроме текста?

Дети. Картинки, иллюстрации.

Воспитатель. Правильно. Вот сейчас мы вместе попробуем нарисовать иллюстрации для нашего рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД образовательная область коммуникация (связная речь) для детей подготовительной группы с ОНР. Тема: Составление творческого рассказа с опорой на «Теремок сказок» (авторская игровая методика развития творческого мышления Козыревой Н. А.)

Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отраж...

Речевое развитие: Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы.

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы.по теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы»(с использованием технологии ТРИЗ)...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Заколдованные буквы»

Цель: создание условий для развития социально-личностных качеств дошкольников, через формирование положительной мотивации к учебной деятельности.Задачи:1.Продолжать развивать счетные навыки2.Закреплят...

Конспект Организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы «Мои шутки и смех веселят всех»

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы «Мои шутки  и смех веселят всех»...

Конспект организованной образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие» для детей младшего дошкольного возраста «В гостях у матрёшки»

Конспект организованной образовательной деятельности  «Социально-коммуникативное развитие» для детей младшего дошкольного возраста«В гостях у матрёшки»...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию Для детей подготовительной группы (6-7лет) «Путешествие в шахматное королевство»

Тема: «Путешествие в шахматное королевство»Цель: закрепить и систематизировать знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах....