Лексическая тема "Семья.Новый год"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Канева Ирина Сергеевна

Распределение дидактических игр на учебную неделю по лексической теме: "Семья. Новый год."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_semya._novyy_god.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема  «Семья»

Понедельник

Цель: формирование  словарного запаса по лексической  теме.

Дидактическая игра «Один - много» (можно играть с мячиком)

Один брат – много …братьев

Один внук – много …внуков

Один правнук – много …правнуков

Один праздник  – много …праздников

Одна сестра – много …сестер

Одна внучка – много ….внучек

Одна правнучка – много …правнучек

Одна семья – много …семей

Дидактическая игра  «Есть  -  нет»

Есть сестра – нет …сестры

Есть бабушка – нет бабушки

Есть мама – нет …мамы

Есть папа – нет …папы

Есть брат – нет… брата

Есть родители – нет … родителей

Есть внуки – нет … внуков  и т.д.

Дидактическая игра  «Назови  ласково»

Мама - … мамочка, мамуля

Папа - … папочка, папуля

Сестра - …сестренка, сестрёночка

Брат - … братик, братишка

Бабушка  - …бабуля, бабулечка   и  т.д.

Вторник

Цель: обогащение  и закрепление словарного запаса по лексической  теме.

Дидактическая игра «Жадина»

ОНА  МОЯ – мама, сестра, бабушка, тетя…

ОН  МОЙ – папа, брат, дед, дядя…

ОНИ  МОИ – дети, родители, внуки…

Дидактическая игра «Какой, какая,  какие?»

  • Мама (какая?) – добрая, заботливая, ласковая, единственная…
  • Папа (какой?) – сильный, умный, трудолюбивый  ...
  • Бабушка (какая?) – энергичная, веселая, молодая…
  • Дедушка (какой?) – строгий, высокий, сильный, спортивный…
  • Брат (какой?) – младший, старший, умный, красивый …
  • Сестра (какая?) – старшая, красивая, умная…
  • Семья (какая?) – большая, маленькая, полная, дружная …  и т.д.

Дидактическая игра «Что делают ?» (составить предложения)

  • Мама  заботится, кормит, стирает, учит уроки с детьми…
  • Папа работает, ремонтирует, водит машину…
  • Бабушка читает, выращивает рассаду, поет, печет пироги…
  • Брат ходит в садик, занимается спортом, растет…
  • Сестра учится, убирается, моет посуду, танцует…
  • Тетя работает, смеется, развивается, делает карьеру…
  • Дядя копает грядки, сажает деревья, ремонтирует машину…

Среда

Цель: развитие грамматической стороны речи по лексической  теме.

Дидактическая игра  «1-3-5»

Одна сестра  - три сестры – пять сестер

Одна бабушка – три бабушки – пять бабушек

Один внук  – три  внука  – пять внуков

Один  брат - три брата – пять братьев

Одна семья – три семьи  – пять семей  и т.д.

Дидактическая игра «Кто сташе, кто младше?»

Если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля). 

Если у цапли длинные ноги, то она – длинноногая. 

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист). 

Если у аиста красный клюв – красноклювый. 

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец). 

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка). 

Если у ласточки, у неё длинный хвост. Она... (Длиннохвостая) 

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).

Если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля). 

Если у цапли длинные ноги, то она – длинноногая. 

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист). 

Если у аиста красный клюв – красноклювый. 

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец). 

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка). 

Если у ласточки, у неё длинный хвост. Она... (Длиннохвостая) 

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).

Если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля). 

Если у цапли длинные ноги, то она – длинноногая. 

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист). 

Если у аиста красный клюв – красноклювый. 

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец). 

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка). 

Если у ласточки, у неё длинный хвост. Она... (Длиннохвостая) 

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).

  • Папа и сын (папа старше, а сын младше)
  • Мама и дочь …
  • Бабушка и внучка…
  • Дедушка и внук…
  • Тетя и племянник…
  • Дядя и племянница…

Дидактическая игра  «Кто кем приходиться?»

  • Кто девочка для мамы (папы)?  - дочка
  • Кто мальчик для мамы (папы) ? – сын
  • Кто мальчик для девочки? – брат
  • Кто девочка для брата? -  сестра
  • Кто мальчик для бабушки (дедушки)? – внук
  • Кто девочка для бабушки (дедушки)? – внучка
  • Кто девочка для тети (дяди) – племянница
  • Кто мальчик для тети (дяди) – племянник
  • Кто мама для бабушки (дедушки)? – дочь
  • Кто папа для бабушки (дедушки)? – сын

Четверг

Цель: развитие связной речи, логического мышления, памяти.

Дидактическая игра «4 –й лишний»

  • Девочка, мама, папа, сын
  • Муж, чиж, жена, дети
  • Лена, жена, бабушка, внучка
  • Девочка, мама, бабушка, отец
  • Мальчик, папа, дедушка, мама
  • Брат, сестра, родители, свидетели

Дидактическая игра «Закончи предложение»

  • Я кушаю и папа … (кушает)
  • Я пою и мама … (поёт)
  • Я поливаю цветы и бабушка …(поливает цветы)
  • Я читаю книгу и дедушка …(читает книгу)
  • Я мою посуду и сестра …(моет посуду)
  • Я подметаю пол и брат …(подметает пол)

Составление рассказа про семью.

1.Как тебя зовут? Сколько человек в твоей семье?  

2. Как зовут твоих родителей (имя и отчество)?

3. Кем работает мама? Что она любит делать дома?

4. Кем работает папа? Что он любит делать дома?

5.Есть ли у тебя брат (сестра)? Чем он (а) занимается?

6. Как вы проводите время вместе с семьёй?

Пример рассказа.

Меня зовут Дима. Моя семья – это мама, папа и я. Мою маму зовут Тамара Ивановна. Она работает зубным врачом. Дома мама любит печь пироги. Моего папу зовут Иван Васильевич. Он работает на заводе слесарем – сборщиком.  Папа любит  собирать пластмассовые модели техники. У меня нет ни сестры, ни брата. Всей семьей мы часто выезжаем на природу, чтобы ловить рыбу, купаться и загорать. Мы любим вместе ходить в кино.

Пятница

Цель: обобщение материала по изученной лексической теме.

Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

  • Бабушка носит халат. Халат чей? – бабушкин
  • Дедушка  носит очки. Очки чьи? – дедушкины
  • Мама носит шарф. Шарф чей? – мамин
  • Папа ремонтирует инструментами стул. Инструменты чьи? - папины
  • Дочка носит платье. Платье чьё? – дочкино
  • Вася носит часы. Часы чьи? – Васины.
  • Катя носит брюки. Брюки чьи? - Катины
  • Оля играет в игрушки. Игрушки чьи? – Олины
  • Петя катает паровоз. Паровоз чей? – Петин

Дидактическая игра  «Кто - какой?» (превосходная степень прилаг.)

  • Папа старший, а дедушка еще старше 
  • Брат молодой, а сестренка - ...
  • Племянник большой, а дядя - ...
  • Мама высокая, а папа -...
  • Дочь красивая, а мама -...
  • Внук сильный, а дедушка -...
  • Папа мудрый, а бабушка -...
  • Тетя хитрая, а племянница -...

Дидактическая игра «Объясни и выучи поговорки и пословицы о семье»

  • При солнышке тепло, при матери добро.
  • Лучше нет дружка, чем родная матушка.
  • Для матери ребёнок до ста лет дитёнок.
  • Родителей чти – не собьешься с пути.
  • Это клад, когда в семье лад.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Где любовь, да совет – там и горя нет.

Подготовила Канева И.С. воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.

        В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной  логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой.  Программа хорошо проработана, по н...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...