Лексическая тема "Зима"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Канева Ирина Сергеевна

Распределение дидактических игр на учебную неделю по лексической теме: "Зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_zima.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема  «Зима»

Понедельник

Цель: формирование  словарного запаса по лексической  теме.

Дидактическая игра «Один - много» (можно играть с мячиком)

Один сугроб – много …сугробов

Один снеговик – много …снеговиков

Один снежок – много …снежков

Один месяц – много …месяцев

Одна снежинка – много …снежинок

Одна ледянка – много … ледянок

Одна елка – много … елок

Одна горка – много … горок

Дидактическая игра  «Есть  -  нет»

Есть солнце – нет …солнца

Есть ветер – нет … ветра

Есть снег – нет …снега

Есть горка – нет …горки

Есть каток – нет… катка

Есть снежок – нет … снежка

Есть санки – нет … санок  и т.д.

Дидактическая игра  «Назови  ласково»

Снег - …снежок

Метель - … метелица

Ветер - …ветерок

Лед - … ледок

Холод - …холодок

Мороз – … морозец  и т.д.

Вторник

Цель: обогащение  и закрепление словарного запаса по лексической  теме.

Дидактическая игра «Жадина»

ОНА  МОЯ – зима, горка, елка, ледянка …

ОН  МОЙ – снег, сугроб, снеговик, снежок …

ОНИ  МОИ –  лыжи, санки, коньки …

Дидактическая игра «Какой, какая,  какие?» 

Снег (какой?) – пушистый, серебристый, белый, глубокий …
Утро (какое?) – зимнее, морозное, солнечное…
Зима (какая?) – долгая, снежная, долгожданная…
Ветер  (какой?) –  сильный, холодный, северный …
Сугроб  (какой?) – большой, огромный, ледяной …

Дидактическая игра «Что делает – что делают?»

Снежинка  (что делает?) летит  – Снежинки (что делают?) …летят

Мороз (что делает?) стоит – Морозы  (что делают?) … стоят

Ветер (что делает?) дует – Ветры (что делают?) … дуют

Стайка птиц (что делает?) летит – Стайки птиц (что делают?) … летят

Река (что делает?) замерзает – Реки (что делают?) … замерзают

Среда

Цель: развитие грамматической стороны речи  по лексической  теме.

Дидактическая игра  «1-3-5»

Одна снежинка - три снежинки – пять снежинок

Одна горка – три горки – пять горок

Один каток – три катка – пять катков

Один месяц - три месяца – пять месяцев и т.д.

Дидактическая игра  «Скажи наоборот»

Зима ранняя – зима … поздняя

День солнечный – день …пасмурный

Погода хорошая – погода …плохая

Ветер теплый – ветер… холодный

Стая большая – стая …маленькая  

Утро ясное – утро …пасмурное  и т.д.

Дидактическая игра  «Закончи предложение»

Зима наступает после … осени.

Зимние месяцы … декабрь, январь, февраль.

Зимой часто идет …снег.

День становится короче, а ночь  … длиннее.

Зимой люди надевают зимние… шапки, куртки, брюки, сапоги.

Дикие животные зимой бродят по лесу …в поисках пищи.

Дети любят играть зимой в … снежки, строить крепости, кататься на санках.

Четверг

Цель: развитие связной речи, логического мышления, памяти.

Дидактическая игра «4 –й лишний»

Сентябрь, январь, февраль, декабрь.

Медведь, лиса, волк, заяц.

Снегопад, листопад, гололед, вьюга.

Мороз, метель, оттепель, гроза  и т.д.

Дидактическая игра  «Исправь ошибки и скажи правильно»

  • Прошла весна, и наступила зима.
  • День стал длиннее, а ночь короче.
  • Солнце светит и греет.
  • Зимующие птицы возвращаются из теплых стран.
  • Зимой люди надевают сарафаны, панамы.
  • Дети играют в футбол, хоккей, снежки.

Составление рассказа про зиму.

1. Когда наступает зима?  

2. Зимние месяцы.

3. Изменения зимой в неживой природе.

4. Изменения зимой в живой природе.

5.Одежда людей зимой.

6. Игры детей зимой.

Пример рассказа

После осени наступила зима. Зимние месяцы: декабрь, январь и февраль. Зимой солнце светит, но не греет. Часто дует холодный ветер, идет снег. Дни стали короче, а ночи длиннее. Зимующие птицы перелетают с дерева на дерево в поисках корма. Медведь спит в своей берлоге. Зайцы, лисы, волки, лоси  кормятся в лесу.  Зимой  люди надевают теплую зимнюю одежду: шапки, пальто, куртки, комбинезоны, брюки, сапоги (валенки). Дети  любят лепить зимой снеговика, строить снежные крепости, кататься на санках(ледянках) или коньках, играть в хоккей.

Пятница

Цель: обобщение материала по изученной лексической теме.

Дидактическая игра «Я, мы, они»

Я гуляю по зимнему лесу – Ты … (гуляешь) по зимнему лесу.

Я играю в хоккей. – Мы …играем в хоккей.

Я играю в снежки. – Они …играют в снежки.

Я леплю снеговика. - Вы …лепите снеговика.

Дидактическая игра  «Какое слово не подходит?»

  • Снег, снегопад, листопад, снеговик 
  • Лед, ледянка, ледяной, водяной
  • Ветер, веретено, ветреный
  • Лыжи, рыжий,  лыжник, лыжня
  • Жокей, хоккей, хоккеист, хоккейная
  • Зима, зимний, озимые, красивые

Дидактическая игра  «Для чего? Для того, чтобы»

Для чего мальчик взял санки(ледянку)? – … Мальчик взял санки, чтобы кататься с горки.

        Для чего дети поливают горку? - … Дети поливают горку для того, чтобы она была скользкой.

        Для чего мальчик взял клюшку и шайбу? - …Мальчик взял клюшку и шайбу для того, чтобы играть в хоккей.

        Для чего девочка взяла коньки? – … Девочка взяла коньки для того, чтобы кататься на катке.

        Для чего малышу надели шубку? – …  Малышу надели шубку для того, чтобы ему было тепло зимой.

Подготовила Канева И.С. воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.

        В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной  логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой.  Программа хорошо проработана, по н...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...