Перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Хлопова Ирина Александровна

Формировать основы естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie_perspektivnyy.docx37.49 КБ

Предварительный просмотр:

Сентябрь

«Почва, песок, глина»

Тема, цель

Вид деятельности

Работа с родителями

Проводимые опыты

«Почва»

Цель: закрепить и уточнить знания детей о свойствах почвы, песка, глины.

 На прогулке:

Рассмотреть с детьми из чего состоит почва, показать детям, как происходит загрязнение почвы, обсудить возможные последствия этого.

Рассматривание почвы на грядках с помощью лупы.

1.Привлечь родителей к подборке игрушек и атрибутов для игр с песком .

2.Конкурс глиняной игрушки.

3.Консультация «Песочная игротерапия»

Консультация для родителей. «Ребенок - исследователь в детском саду».

Опыт «Что есть в почве?»

Опыт с «живой» и «мертвой» почвой: определение качества почв по внешнему виду произрастающих на них растений.

«Песок»

Цель: закрепить и уточнить знания детей о свойствах песка.

Беседы «Нужен ли людям песок?», «Почему насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя невредимыми?».

- Игры с песком на улице

- Рисуем картину песком

Опыт «Свойства песка»

«Глина»

Цель: закрепить и уточнить знания детей о свойствах глины.

Рассматривание земли на грядках: песчаная или глинистая? Чем пахнет?

Лепка поделок из глины.

Опыт «Свойства глины»

Итоговое занятие «Сравнение песка, почвы и глины»

Цель: расширить представления детей о песке, почвы и глины. Опытным путем закрепить из свойства.

На прогулке расширить представления детей о воздействии человека на почву, ее значении для людей.

Рассмотреть пророщенный горох. Сделать вывод: в какой почве горох пророс быстрее и почему.

Сравнение частичек песка и глины.

Викторина «Чем и как дышат почвенные обитатели?»

Опыт «Сравнение свойства песка, глины, почвы»

Октябрь

«Воздух»

Тема, цель

Вид деятельности

Работа с родителями

Проводимые опыты

«Воздух есть во всех предметах»

Цель: показать детям, что воздух есть не только в помещении, но и во всех предметах и материалах  (это можно обнаружить, если опускать предметы в воду).

Наблюдение на прогулке

Изготовление веера из бумаги

Изготовление вертушки

На прогулке наблюдение за ветром. (Использовать вертушку)

1.Привлекать родителей к совместному изготовлению вееров для проведения опытов группе.

2. Выставка «Ах, веер!»

3. Памятка «как организовать в домашних условиях мини-лабораторию».

4. Стендовая консультация о пользе дыхательной гимнастики.

Опыт «Воздух повсюду»

Опыт «Как обнаружить воздух?»

«Воздух упругий. Может ли воздух быть сильным?»

Цель: познакомить детей с тем, что можно надувать разные предметы (шары.мешочки), воздух заполняет их. становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. Познакомить с понятием сила «движения».

Игровое упражнение «Дуем, играем» («У кого дольше не упадет перышко?»)

Инсценировка-беседа «Мы-ветры» (ветер-потоки воздуха, «Ураган», «смерч», «вихрь». «метель».

Рисование экологических плакатов на тему защиты воды, воздуха, почвы родного региона.

Опыт «Ветряная мельница» (сильные потоки воздуха могут передвигать предметы)

Опыт «Ветряной перезвон» (действие ветра на бумаги, ткани, металла, пластмассы, дерева)

Опыт «Парашют», Нищева 119.

«Разрушитель, созидатель»

Цель: дать детям представление о том, как образуется ветер (потоки воздуха) . Рассказать детям о некоторых природных катаклизмах – смерче, урагане, цунами. Показать положительное и отрицательное влияние человека на атмосферу Земли.

Беседа «Воздух нужен рыбам. Что такое компрессор?»

Наблюдение за дымом труб и выхлопными трубами автомобилей.

Наблюдение на прогулке за порывами ветра: сила, направление, как ведут себя  люди, деревья, облака на небе.

Изготовление бумажных самолетиков  (полет самолетика в потоке холодного и теплого воздуха.

Опыт «Торнадо в бутылке», Нищева 101.

Опыт «Воздух работает» Нищева, 67.

Итоговое занятие « Мы- исследователи». Значение воздуха для жизни человека». Цель: дать детям представление о том, что люди дышат воздухом, без чистого свежего воздуха нет жизни.

Изготовление термометра для определения температуры воздуха.

Изготовление игр для развития дыхания.

Изготовление поделки «Флюгер» из бросового материала. Для чего человек использует флюгер?»

Опыт «Сколько времени можно не дышать?»

Опыт «Газ. Свойства воздуха» ) Нищева, 90).

Ноябрь

«Материалы их свойства: древесина и ее свойства, бумага, пластмасса, ткань»

Тема, цель

Вид деятельности

Работа с родителями

Проводимые опыты

«Древесина и ее свойства»

Цель: закреплять и уточнять знания детей о свойствах дерева .Воспитывать бережное и заботливое отношение к природным богатствам.

 Беседа «Что можно изготовить из древесины»

Речевые игры «Какой, какое?», «Что из чего сделано?»

Составление описательных загадок о деревьях.

1.Конкурс рисунков : «Лес-наше богатство»

2.Оформление альбома в группу коллекция бумаги «Бумажная страна».

3. Оформление альбома «Виды тканей»

Опыт «Древесина и ее свойства»

«Свойства и качество бумаги»

Цель: сформировать у детей представление об элементарных свойствах дерева,  знаний о происхождении бумаги, понимания значимости в жизни людей, бережного отношения к ней.

Беседа «История возникновения бумажного производства», «Как делают бумагу из древесины»

Видеоролик «Как делают бумагу»

Ситуативная беседа «На чем писали люди, когда не было бумаги?»

Опыт «Свойства и качество бумаги»

«Пластмасса и ее свойства»

Цель: закрепить знание детьми свойств пластмассы

Просмотр презентаций "Пластик вокруг нас", "Пластик в медицине", "За всё на земле мы в ответе".

Беседа: Виды пластмасс и их свойства».

Д/И «Путешествие в мир пластмассовых вещей», «Из какого материала твоя игрушка».

Опыт «Пластмасса и ее свойства»

«Ткань и ее свойства»

Цель: ознакомление с видами тканей и их свойствами.

Рассказ педагога: « История возникновения ткани и её предназначение». Чтение художественной литературы. К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

 Д/И «Четвертый лишний», «Волшебный мешочек»,  «Разные материалы».

Опыт «Ткань и ее свойства»

Декабрь

«Металл, магнит»

Тема, цель

Вид деятельности

Работа с родителями

Проводимые опыты

«Металл»

Цель: закреплять и уточнять знания детей о свойствах металла.

 Беседы «Профессия кузнеца», «Применение металла в быту и на производстве»

Беседа  «Могучие профессии металлургии»

Просмотр презентации « Свойства металла»

1.Конкурс игрушек из проволоки

2. Папка-передвижка «Какие опыты можно провести с магнитами дома»

Опыт «Свойства металла» (Сравнить металлические и деревянные бруски)

«Металл, его качества и свойства»

Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами металлов. : Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства (теплопроводность, металлический блеск).

 «Опыт № 1

«Тонет – не тонет»

Опыт № 2

«Отражение»

Опыт № 3

«Ну-ка, ложка, заиграй»

«Магнит и его свойства»

Цель: познакомить с магнитом и его свойствами.

.

Просмотр презентаций "Магнит и его свойства",

Беседа «Что такое магнит и магнетизм?»;

 «Что такое магнитное поле?».

 «Как используются магниты в народном хозяйстве?»

 Беседа «Когда магнит вреден?»

Дидактические игры: «Магнитная мозаика»;

«Магнитная азбука»; «Математическое лото на магнитах»; Театр на магнитах

Опыт №1. «Всё ли притягивает магнит?»

Опыт №2. «Достань без помощи рук»

 Опыт№3. «Рыбалка»

Игра-опыт № 4. «Летающая бабочка»

Опыт №5. «Противоположности притягиваются»

Январь

«Камни»

Тема, цель

Вид деятельности

Работа с родителями

Проводимые опыты

«Древесина и ее свойства»

Цель: закреплять и уточнять знания детей о свойствах дерева .Воспитывать бережное и заботливое отношение к природным богатствам.

 Беседа «Что можно изготовить из древесины»

Речевые игры «Какой, какое?», «Что из чего сделано?»

Составление описательных загадок о деревьях.

1.Конкурс рисунков : «Лес-наше богатство»

2.Оформление альбома в группу коллекция бумаги «Бумажная страна».

3. Оформление альбома «Виды тканей»

Опыт «Древесина и ее свойства»

«Свойства и качество бумаги»

Цель: сформировать у детей представление об элементарных свойствах дерева,  знаний о происхождении бумаги, понимания значимости в жизни людей, бережного отношения к ней.

Беседа «История возникновения бумажного производства», «Как делают бумагу из древесины»

Видеоролик «Как делают бумагу»

Ситуативная беседа «На чем писали люди, когда не было бумаги?»

Опыт «Свойства и качество бумаги»

«Пластмасса и ее свойства»

Цель: закрепить знание детьми свойств пластмассы

Просмотр презентаций "Пластик вокруг нас", "Пластик в медицине", "За всё на земле мы в ответе".

Беседа: Виды пластмасс и их свойства».

Д/И «Путешествие в мир пластмассовых вещей», «Из какого материала твоя игрушка».

Опыт «Пластмасса и ее свойства»

«Ткань и ее свойства»

Цель: ознакомление с видами тканей и их свойствами.

Рассказ педагога: « История возникновения ткани и её предназначение». Чтение художественной литературы. К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

 Д/И «Четвертый лишний», «Волшебный мешочек»,  «Разные материалы».

Опыт «Ткань и ее свойства»

Февраль

«Органы чувств»

Тема, цель

Вид деятельности

Работа с родителями

Проводимые опыты

«Нюхаем, пробуем, трогаем»

Цель: закрепить представление детей об органах чувств, их назначении (уши-слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять вкус).

Беседа «Органы чувств»

Игра «Кто позвал?»

Беседы: «Мой помощник – нос»

 « Гигиена носа».

Игра –релаксация « Правильное дыхание»

.

1.Памятка для родителей по организации совместной деятельности

2.Консультация для родителей: «Правильное питание вашего ребенка».

3.Мастер-класс для родителей: «Аурикулярный массаж»

Опыт «Определи по запаху».

«Почему все звучит?», «Кто, что слышит?»

Цель: дать детям элементарные представления об органах слуха. Учить различать силу, высоту, тембр звуков. Подвести к пониманию причин возникновения звука (колебания).

Беседа «Что такое слух?»

Дидактические игры «Угадай по звучанию», «Откуда берется голос?»

Игровое упражнение «Скажи тихо, громко»

Опыт «Проверим слух»

«Волшебные превращения», «Чудесный мешочек»

Цель: закрепить представления детей о том, что любой предмет воспринимается в целом ( в основе лежит зрительное восприятие) Упражнять в угадывании знакомых предметов, называя из признаки.

Беседа «Как беречь глаза и уши»  (правила ухода за глазами и ушами)

Упражнение «Смотри в оба» (запоминание предметов).

Опыт «Угадай предмет на ощупь» (назвать их признак)

«Овощ, я тебя знаю»

Цель: закреплять представление детей о том, что предметы и явления воспринимаются через вкус и запах; вдыхая ртом, невозможно угадать запах продукта, при нарушении обоняния меняется и вкус предмета.

Чтение стихотворения Ю. Прокоповича «Зачем носик малышам?»

«Рисуем запахи» (развивать умение передавать с помощью цвета красок запахи.)

Игра «Что это?» (развивать тактильные ощущения)

Опыт «Угадай на вкус»

Март

«Вода»

Тема, цель

Вид деятельности

Работа с родителями

Проводимые опыты

«Байки Водяного»

Цель: закрепить знание детьми свойств воды. Обратить внимание на то, что привычный объект таит в себе много интересного. Рассказать о круговороте воды в природе, о народно-хозяйственном значении воды.

 Упражнение «Сколько нам нужно воды?», «Правильно ли мы расходуем воду?»

Беседы «Чем дышат рыбы в воде?»

Чтение художественной литературы:

Г. Х. Андерсен «Русалочка»;

Сказки народов Сибири: «Живая вода», «Как утка землю добывала»

Беседы с детьми:

«Что такое ледоход?»

1.Беседы о закаливании.

2.Папка-передвижка «Закаливание водой»

Опыт «Какая вода возвращается в природе?»»

«Огонь и вода»

Цель: изучить с детьми на практике свойства огня. Учить не теряться перед лицом опасности, воспитывать уверенность в своих действиях

Рассматривание снежинок через лупу.

Беседы «Значение воды для живых организмов», «Почему в соленой воде легче плавать?».

Сказка шорцев: «Два ручья»;

Экологическая сказка Н. А. Рыжова «Жила – была река».

Опыт «Куда исчезает вода?» (вода может испаряться, переходить из агрегатного состояния в другое).

«Вода-основа жизни»

Цель: рассказать детям о роли воды в природе. Использовании ее человеком. Научить разным способом очистки воды. Научить устанавливать сходства и различия воды в разных агрегатных состояниях.

Беседы « Почему надо беречь воду», «Можно ли прожить без воды?».

Опыт «Снег и лед – вода»

Опыт «Ледяная тайна»

Итоговое занятие «Волшебница вода»

Цель: углубить, расширить и обогатить знания детей о воде. Сформировать представления о свойствах воды. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Д/игры «Хорошо – плохо?», «Тонет не тонет», «Кому нужна вода»

Анкетирование «Экспериментируем

вместе с ребёнком».

Опыт «Плавучесть предметов»

Опыт «Одеяло для земли» (измерение температуры снега).

Апрель

«Земля и космос»

Тема, цель

Вид деятельности

Работа с родителями

Проводимые опыты

 Беседы о космосе, просмотр презентации  «История развития космоса».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по опытно - экспериментальной деятельности для детей 5 -6 лет

Перспективное планирование с картотекой опытов на каждый месяц. При разработке планирования я использовала работы Крылова В.Г., Янова, Евсеева Н.В., которые напечатаны в сборнике «Познавательно-исслед...

Перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

Данное перспективное планрование составлено на один учебный год по одному занятию в неделю. Напавлено на изучение свойств живой и неживой природыю...

перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности

планирование деятельности в подготовительной группе с целями и литературой...

Перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе №11 на 2018-2019 гг. учебный год

Перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе №11 на 2018-2019 гг. учебный годВоспитатель Сураева И.В....

Перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности детей среднего возраста

Планирование работы по опытно-экспериментальной деятельности ( 4-5 лет)...

Перспективное планирование по опытно экспериментальной деятельности в подготовительной группе.

Познакомить детей с составом  земли( то, почем мы ходим)- камни, песок, глина, почва.Дать знания о том, что почва образуется из погибших растений, животных, насекомых.Это самая плодородная часть ...

Перспективное планирование по опытно- экспериментальной деятельности в разновозрастной группе.

Материал предназначен для детей старшего и подготовительного дошкольного .возраста...