Конспект НОД для старшей группы на тему: "Ветер-ветерок"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

АОВ

Конспект НОД по экпериментальной деятельности старшей группы на тему: "Воздух".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veter_konspekt.docx32.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми старшей группы  Ветер. Какой он?»

 Цель. Создать условия для позновательно-исследовательской деятельности и формирования знаний  о свойствах ветра, его значении в природе и жизни людей.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Задачи

Познавательное развитие

  • Продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе: знания о ветре, о его особенностях, значении для человека и окружающего мира.
  • Формировать умение делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями.

Физическое развитие

  • Развивать мелкую и крупную моторику в процессе выполнения практических заданий.
  • Поддерживать оптимальную двигательную активность детей в целях предупреждения утомляемости, обеспечение смены видов деятельности.

Художественно-эстетическое развитие

  • Привлечь внимание к богатству и красоте звуков природы.
  • Развивать остроту тембрового слуха и слухового изображения.
  • Учить детей рисовать ветер различными способами.

Речевое развитие

  • Продолжать учить детей вести  беседу, четко и выразительно читать стихи.
  • Упражнять в подборе и согласовании прилагательных и глаголов с существительными в единственном и множественном числе.
  • Пополнять словарный запас детей.
  • Развивать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру речевого общения.

Социально-коммуникативное развитие

  • Развивать умение согласовывать свои действия с действиями других.
  • Формировать у детей взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи.
  • Формировать представления детей осторожного и осмотрительного поведения.

 

Ход НОД

Вместе с воспитателем встают в круг, берутся за руки.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй маленький дубок,

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй, утро, здравствуй, день!

Нам здороваться не лень.

Воспитатель-Дети сегодня  у нас в группе гости, давайте  и с ними поздороваемся. Подарим улыбку друг другу и нашим гостям. Настроение у всех бодрое ,весёлое и сохраним его на целый день? Ну, тогда давайте заниматься: Ребята, вы уже знаете, что нас окружает воздух. Он не видим, прозрачен, не имеет запаха и цвета, заполняет все пустоты и даже находится внутри нас. Благодаря ему мы слышим звуки, можем почувствовать даже запахи . А сегодня мы познакомимся с еще одним природным явлением, связанным с воздухом.( слышится стук в окно- включается аудиозапись на слайде), воспитатель смотрит в окно, но там никого нет. Ребята, а кто же к нам стучался? (предположения детей?) Может это невидимка? Я кажется догадываюсь кто это может быть…

Отгадайте загадку:

Он бескрылый, а летает, безголосый, а свистит.

Хоть безрукий, но бывает-

Груши с веток обрывает-

Так порою он сердит.

Только что он был везде,

Миг – и нет его нигде. (Ветер.)

Давайте приоткроем окно и впустим ветер к нам в группу, наверное он хочет нам что то рассказать. Включается аудиозапись звука ветра и на экране появляется изображение «ВЕТРА».

В: -Дети, как вы думаете что хочет сказать нам ветер? Кто понимает его язык? (ответы детей). А я знаю, что ветер хочет рассказать вам ребята о себе, кто он ,  каким бывает ,откуда появляется и что умеет делать.

(Дети рассаживаются на стулья)

В: Вокруг нас не пустота, а воздух. Хотя мы его не видим, но можем почувствовать иначе.

ОПЫТ: Возьмите лист бумаги (ленточки) и подуйте на него ( на них). Что произойдёт с бумагой (с ленточками)? Почему она (они) движется, наклоняется? Бумага (ленточки) изгибается под струёй воздуха. ВЕТЕР – ЭТО И ЕСТЬ ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА.

Оказывается, невидимый воздух настолько ощутим, что может двигать по морю большие корабли, надувая паруса.

ПАРУС -это ещё одно изобретение человека. (СЛАЙД) Имя его не сохранилось в истории. Но, ведь был кто то первый, кто догадался: «Чтобы плыть по озеру на лодке, я гребу веслом; я устаю, да и руки мои заняты. А натяну- ка я полотнище или большую шкуру зверя, или ряд широченных листьев (есть такие растения в жарких странах), и на меня станет работать ветер!» Так, ребята ветер стал другом и помощником человека (СЛАЙД с парусниками и лодками).

ОПЫТ: А у нас с вами то же есть парусники давайте их запустим в наше море. (На воду спускается кораблик.)

- Почему кораблик не плывет? (Ответы)

- Что должно произойти, чтобы кораблик поплыл? (Дети осторожно дуют на паруса)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

В: Пока наши кораблики плавают поиграем в ИГРУ  «Каким  бывает ветер? (Сильный, слабый, приятный, ласковый, толстый, тихий, колючий, прохладный, хрупкий, теплый, освежающий, нежный, неприятный, стеклянный, быстрый, незаметный, жаркий, легкий, резиновый, порывистый, ураганный, холодный, белый, северный, южный, встречный, попутный, осенний, летний, весенний, зимний.)

Пока мы с вами играли «ВЕТРУ» нетерпится рассказать вам, что ещё придумал человек, какие приспособления, чтобы использовать его силу.

ОПЫТ С ВЕРТУШКОЙ (СЛАЙД) 1). Если подуть на неё или побежать, держа в руках, она станет быстро вращаться -оттого, что на неё действует воздух. 2.Можно сделать и наоборот: держать палочку в руках, стоя на месте и пальцами раскрутить вертушку – почувствуем, что нас обдувает ветер, т.е. воздух.

Ребята, как вы думаете какой современный прибор работает так же как и вертушка? Кто догадается? (Ответы детей). Конечно это ВЕНТИЛЯТОР. (СЛАЙД) Только его лопасти раскручивает моторчик. Для чего человеку нужен вентилятор? (Ответы детей).Воспитатель включает вентилятор и дует на детей. Есть ещё один похожий прибор (СЛАЙД) называется КОНДИЦИОНЕР.? Похоже действует и аппарат, которым сушат волосы – ФЕН(СЛАЙД) Продемонстрировать детям работу фена.

Ребята а мы с вами можем тоже создать искусственный ветер в нашей научной лаборатории. Давайте попробуем.

ОПЫТ:- Попробуйте создать холодный ветер

(Дети дуют на ладони, сложив губы трубочкой.)

- А теперь пусть будет теплый ветерок.

(Дети дышат на ладони приоткрытыми ртами.)

- Так что же такое ветер?

Ветер - это движение воздуха, тёплого и холодного.

СЛАЙД «ВЕТРА» со звуком.

В: Ветер мне сказал,, что он хочет рассказать вам сказку, необычную, а сказку- «шумелку»,но для этого мне понадобится ваша помощь. Возьмите любой предмет (из предложенных).

Сказка- шумелка «Ветер»

(Дети берут предметы: свистулька, листы бумаги, большие и маленькие пустые бутылочки, барабан.)

Утром была прекрасная погода, и пели птицы (свистулька).

Дул легкий ветерок, он был такой слабый, что мог шелестеть только листьями деревьев (шуршат бумажками).

Днем ветер стал сильней, он зашумел, стал качать деревья (дуют в маленькие бутылочки).

Ветер шумел и выл весь день (дуют в большие бутылочки).

Он сломал старое дерево, и оно упало (хлопок ладонями по барабану).

Ветер шумел и выл весь день (дуют в бутылки).

А утром, когда проснулись люди, было тихо, за окном пели птицы, и легкий ветерок шелестел листочками деревьев (свистулька, бумага).

 - Вот какая замечательная сказка - шумелка у нас получилась. Молодцы!

Давайте вернёмся в нашу лабораторию и узнаем, как ещё человек использует силу ветра.

СЛАЙД с ветряными мельницами (деревянными старинными и современными, дающими электрический ток).

СЛАЙД ( вертолёт, самолёт и воздушный шар (опыт с шариком и горячей водой).

СЛАЙД (Одуванчик с семенами, снежная метель и укрытые снегом деревья, грозовые тучи с дождем) Звук «ВЕТРА» .Ой. а это что ребята? Опять ветер хочет нам что то рассказать о себе. Что он стал другом и помощником не только человеку, но и природе.

ОПЫТ: (например: разносит летом и осенью семена растений, а зимой во время   метели укрывает снегом как «одеялом» деревья и кустарники , чтобы они не замерзли, переносит дождевые  тучи в разные уголки земли, где необходима влага и полив  -включить вентилятор, направить на мелко нарезанные бумажки белого цвета» показать как «ветер разносит семена» или «снежинки».???

Рефлексия.

– Что делали?

– Чему сегодня научились?

– Что понравилось, что запомнилось?

– Что получилось, а что не получилось?

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Ветер может шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, унести шапку, налететь, освежить, закружить, развевать флаги, поднимать пыль, кружить снежинки, гнать волны, свистеть и т. д. Да, ребята, ветер многое умеет делать.

-

ИГРА:Дети, а что если бы вам на какое-то время превратиться в ветер, каким бы ветром вы стали? Возьмите ленточки синего цвета – вы превратились в холодный северный ветер, а красного цвета – южный теплый ветерок.

В: Много разных дел умеет делать ветер – и хороших и плохих. Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Хороший, плохой». Если я подниму карточку с белым домиком, то вы называете хорошие, полезные качества ветра, а если покажу вам черный дом, вам нужно назвать плохие качества.

Ответы: хорошие качества – освежает при жаре, помогает парусникам передвигаться по воде, разносит семена растений, в давние времена ветер помогал молоть пшеницу. Плохие – ураганы, цунами, аварии, можно простудиться.

Опыт с воздушными шарами

Воспитатель достает из чемоданчика разноцветные воздушные шарики - Какие шарики вы видите (воздушные, какого цвета они (разноцветные?

- А теперь на бутылочку наденем шарик и поставим ее в емкость с горячей водой. (обратить внимание на безопасность опыта с горячей водой)

-Что мы видим? (шарик надувается)

-А теперь я поставлю бутылочку в емкость с холодной водой.

-Что теперь мы видим? (шарик сдулся.)

Вывод:

-Почему шарик надулся? (воздух нагрелся и поднялся вверх, шарик надулся)

-Правильно.

-А почему шарик сдулся? (воздух остыл, стал тяжелым и опустился вниз, шарик сдулся.)

Послушайте стихотворение о ветре М. Исаковского.

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Поиграл немного

Ветками черемух,

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых.

И, расправив бодро

Молодые крылья,

Полетел куда-то

В перегонку с пылью.

Вывод.- ОБЪЯСНЕНИЕ : Получается, что один воздух, тёплый, движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползёт «другой», холодный. Там, где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер – это движение воздуха.

— Может ли ветер навредить человеку? (Иногда сильный ветер разрушает дома, ломает деревья в саду, вырывает их с корнем из земли, срывает с головы шляпу, бросает пыль или снег в глаза и даже переворачивает автомобили).

— Как мы назовем это явление? (Ураган, буря, смерч)

— Ураган, буря очень опасны для человека. Бывает даже так, что люди при неосторожности гибнут во время сильного ветра, грозы. Поэтому нужно знать некоторые правила безопасности.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СИЛЬНОМ ВЕТРЕ

(Дети рассматривают иллюстрации и вместе с воспитателем составляют правила безопасного поведения).

• Нельзя стоять на открытом месте, прятаться под одиноко стоящими высокими деревьями.

• Лучше укрыться в зарослях кустов. Как известно, молния ударяет в самые высокие точки местности.

• Нельзя находиться рядом с металлическими предметами, на воде.

• Во время сильного ветра не нужно стоять рядом с сооружениями, которые могут развалиться и упасть на человека.

Рисуем ветер.

Ребятам раздаю нарисованные стволы деревьев и предлагаю нарисовать ветер. На каждом листе стрелка, показывающая, куда дует ветер. Слайд 2

Задание: Наклон веток отражает направление ветраЗадание: дорисовать ветки дереву. Наклон веток отражает направление ветра.

Нарисую ветер.

Нарисую ветер тихий, нежный,

Нарисую грозовой и снежный,

И такой, что с травами играет,

И такой, что волны поднимает,

Что листает книгу на террасе,

Что кружится с темной тучкой в вальсе,

Что колышет в праздники знамена,

Что качает дубы и клены,

Проникает сквозь плетни садовые

И разносит запахи медовые…

Я уже изрисовал тетрадь,

А ветров еще не сосчитать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно — экспериментальная деятельность тема: «Ветер - ветерок».

Опытно — экспериментальная деятельность тема: «Ветер - ветерок».Тема: «Ветер –ветерок»....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Ветер-ветерок»

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «музыка».Программное содержание: учить детей устанавливать причинные связи: наступила осень, солнце греет слабо, дует сильный ветер, с ...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕМУ: «ВЕТЕР - ВЕТЕРОК»

Предварительная работа:Наблюдение за ветром на прогулки;Игры с султанчиками, вертушками;Чтение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».П. /и «Раздувайся пузырь» Интеграция...

Конспект открытого ООД в младшей группе по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Ветер — ветерок»

ООД по опытно-экспериментальной деятельности знакомит детей с явлениями неживой природы...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с использованием социо-игровой технологии для детей средней группы. Образовательная область « Познавательное развитие» Тема: "Ветер - ветерок".

Конспектнепосредственно организованной образовательной деятельности с использованием социо-игровой технологиидля детей средней группы.Образовательная область « Познавательное развитие»...

ООД в 1 младшей группе на тему «Ветер- ветерок»

Программное содержание занятия в детском садуУлучшение функции дыхания, умение действовать в коллективе, реагировать на сигнал.Координация движений, усвоение понятий «налево», «напра...

Конспект открытого занятия в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Ветер — ветерок»

Конспект открытого занятия в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Ветер — ветерок»Цель: Закрепление знание о ветре. ЗАДАЧИ:Образовательные: про...