Конспект по ознакомлению с окружающим "Путешествие капельки"
план-конспект занятия по окружающему миру

Тарануха Ольга Сергеевна

Конспект по ознакомлению с окружающим "Путешествие капельки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_kapelki.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект «Путешествие капельки»

Цель: Ознакомление детей с круговоротом воды в природе.

Задачи: 

Образовательные:

Уточнить значение воды для всего живого.

Формировать систему знаний о воде ее признаках, свойствах, а так же связях и отношениях.

Формировать словарь (испаряется, просачивается, круговорот).

Развивающие:

Развивать у детей познавательное отношение к природе.

Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать.

Развивать умение договариваться друг с другом.

Развивать интерес к экспериментированию.

Воспитательные:

Воспитывать у детей экологическую грамотность и бережное отношение к воде.

Воспитывать чувство доброты, желание помогать окружающим.

Приемы руководства деятельностью детей в НОД: 

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: персонаж на проекторе, решение проблемы.
  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: проведение опытов, беседа, физминутка.
  3. Приемы организации практической деятельности детей: создание коллективной схемы.
  4. Приемы поддержания интереса у детей: аудиосообщение персонажа, мультимедийная гимнастика для глаз.
  5. Приемы оценки и самооценки: поощрение подарками персонажа.

Создание среды для организации и проведения НОД: мультимедийное оборудование; стаканы с землёй; стаканы с водой( по количеству детей); термос с горячей водой; зеркало; салфетка; картинки-модели «Как капелька путешествует»

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно- исследовательская, игровая, продуктивная, двигательная.

Ожидаемые результаты: дети с интересом отправляются в путешествие, заинтересованы в процессе проведения опытов, активно включаются в обсуждение результатов опыта, заинтересованы при выполнении мультимедийной гимнастики для глаз, с интересом составляют схему-отчет по теме; активны в выполнении добрых дел.

Критерии оценки деятельности детей на занятии: активность детей, самостоятельность в продуктивной деятельности, активность в обсуждении опытов.

Интеграция образовательных областей:

Область

Интеграция

Решаемые задачи

Речевое развитие

Беседа

Развивать связную речь, воспитывать доброту в детях, чувство сострадания.

Познавательное развитие

Участие в проведении опытов

Развитие воображения, получение новых знаний

Художественно-эстетическое развитие

Прослушивание музыкальных композиций; изготовление коллективной аппликации

Воспитывать любовь к музыке; развивать моторику рук

Социально-коммуникативное развитие

Повторения правил обращения с горячей водой

Активизация практической деятельности детей

Физическое развитие

Физминутка

Развивать двигательную активность детей.

План НОД:

  1. Вводная часть:

Приветствие.

Создание проблемной ситуации

  1. Основная часть:

Ритуал входа в сказку.

Решение проблемы:

 Опыт 1: испарение воды

Опыт 2: капли на зеркале

 Физминутка.

 Опыт 3 (с землёй)

Мультимедийная зрительная гимнастика

      « Ходит капелька по кругу»

Создание коллективной схемы-отчета.

3. Заключительная часть:

Возвращение в группу.

Оценка деятельности детей: поощрение

Длительность НОД

2 мин.

5 мин.

1 мин.

3 мин.

3 мин

3 мин.

3 мин.

5 мин.

1 мин.

4 мин.

                                25 – 30 мин.

Ход  НОД:

Части НОД

Содержание

Области

  1. Вводная часть:

1 слайд

Дети с воспитателем входят в зал.

Воспитатель: Ребята сделаем круг и поприветствуем друг друга.

Приветствие: «Собрались все дети в круг, ты мой друг и я твой друг, крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся».

Входящее сообщение:

Здравствуйте, ребята! Я Водяной, не простой, а самый главный. Водой руковожу и неглавными водяными командую Решил я как-то раз проверить, вся ли вода в моём царстве на месте. Недоверчивый я, подозрительный. Боюсь всегда, вдруг вся вода пропадет.

Воспитатель: Ребята, а если вся вода пропадет? что будет? (подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется одна пустыня) .

Надел я очки, взял для точности счеты и стал воду из полной банки в пустые переливать. Как не считал, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда-то же она подевалась?

Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода?

(гипотезы детей)

Воспитатель: Нужно во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело - Вода пропала! Нужно Водяному помочь найти пропавшую водичку. Делать то, что будем?

(предложения детей)

1 этап. Проблема практики:

Воспитатель: Отправимся мы с вами в сказку и там, на месте во всем разберемся.

Вы согласны? Тогда вперед!

Превратимся мы все в капельки, и спустимся в этот волшебный колодец.

Речевое развитие.

Речевое развитие.

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие.

Познавательное развитие.

  1. Основная часть:

1 слайд  Включить звук

2 этап. Ритуал входа в сказку: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч) .В сказке:

На проекторе анимированное изображение подводного царства.

2 слайд

Воспитатель: Вот мы с вами в сказке, а в сказке могут происходить любые чудеса.

Смотрите, а Водяной, то какой, грустный - прегрустный сидит. Будем ему помогать воду потерянную искать и первым делом нужно нам выяснить, может ли вода испаряться.

3 этап. Решение проблемы:

Опыт №1 испарение воды

Воспитатель: Ребята смотрите что там, на камушке стоит, скатертью волшебной прикрыто (дети поднимают скатерть, там термос) .

Ух ты! Откуда здесь термосу взяться? Наверное, Водяной нам помогает. Интересно, а что же в нем может быть? Сейчас откроем и проверим.

Дети! Это термос и значит в нем что- то горячее. Вы сможете его сами открыть? (ответы детей) Почему? (ответы детей)

Правильно! Дети самостоятельно термос не должны открывать. Это могут делать только взрослые.

Вы позволите мне его открыть?

(Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар).

Воспитатель: А что это выходит из термоса? (дети отвечают)

Откуда пар в термосе? (дети отвечают)

(Вода при нагревании превратилась в пар)

Опыт №2 капли на зеркале.

Воспитатель: А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить. (Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром).

(Предлагает детям проверить, потрогать капли воды на зеркале)

Воспитатель: Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода.

Горячая вода испаряется, в пар превращается.

Выходит, может вода

испаряться?

Воспитатель: Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх?

(гипотезы детей)

Воспитатель: Ребята давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу (физминутка «Облака»)

3 слайд Физминутка:

Беленькое облако (Округленные руки перед собой)

Поднялось над крышей (Поднять руки над головой) Устремилось облако выше, выше, выше (Потянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой) Ветер это облако зацепил за кручу. Превратилось облако в грозовую тучу (Руками описать большой круг; присесть)

4 слайд

Воспитатель: Ребята! Пока мы с вами облаками по небу летали, Водяной зря время не теряет, да и нас подгоняет. Не терпится ему поскорей узнать, где его водица. Вот он нам и стаканчики с землей доставил, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим.

Опыт №3 (с землей)

Воспитатель: Подходите к столу. У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Польем землю водой. Смотрим, что же получается?

что происходит? вода просачивается и земля становится влажной.

(одновременно дети с воспитателем поливают землю)

Воспитатель: Ну и как? может вода сквозь землю просочиться?

(дети отвечают)

Воспитатель: Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется?

(гипотезы детей)

Воспитатель: Ребята! Мне рыбка проплывающая намекнула к этой раковине приглядеться, она не простая, а волшебная, там скрыта какая-то тайна.

нажать на раковину и раковина увеличивается

Смотрите, какая большая жемчужина,

нажать на жемчужину она увеличивается

да это же сказочная, скрытая подводная фотокамера.

Все сняла, что с водой происходило. Целый фильм получился.

Сейчас мы с вами его посмотрим. Но сначала давайте договоримся – водить глазками за движущимися капельками воды и очень внимательно слушать.

 (Мультимедийная зрительная гимнастика «Ходит капелька по кругу»)

(Музыкальная композиция «Шум моря»)

Воспитатель:

* Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.

* В облака собирается.

* Облака по небу плывут. Легкие воздушные.

* Ветерок их подгоняет.

* Облака в тучку собираются.

* Тучка дождик несет.

* А как станет тяжело нести, на землю прольет.

* Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.

* В реки подземные попадут и потекут не спеша.

* А как к земле пробьются, родником обернутся.

* Ручейками по земле потекут.

* А ручейки в озёра, реки впадают.

* Погуляет капелька, попутешествует по кругу да к Водяному вернется.

* А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу как белка в колесе.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду?

(дети отвечают)

Нам нужно Водяному объяснить, что вода его никуда не денется. Попутешествует и назад к нему вернется.

Мы в сказке. Нам все вокруг помогают. Жемчужина решила помочь. Распечатала снимки, которые помогут нам, составить отчет для Водяного как вода путешествует.

Воспитатель: Подходите к столу.

(Воспитатель достает из одного конверта картинки и показывая детям дает инструкцию)

Вспомните фильм, который мы смотрели о том, как капелька путешествует.

И в той же последовательности разложите на схеме фотографии.

(дети работают, воспитатель подходит к столу, при надобности задаёт наводящие вопросы, подводит к последовательности.

Затем наклеивают)

Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

- Ребята! Вода совсем исчезает?

- Что с ней происходит?

Воспитатель: (подводит итог) Пусть Водяной больше не грустит и не переживает никуда его вода не денется, попутешествует, пробежит по кругу, да к нему же и вернется.

Воспитатель: (к детям)

- Водяному помогли?

- Воду пропавшую нашли?

А теперь детвора! Нам в обратный путь пора.

Познавательное развитие.

Познавательное развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Физическое развитие.

Познавательное развитие.

Социально-коммуникативное  развитие.

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие.

Познавательное развитие.

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Художественно-эстетическое развитие.

Речевое развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

  1. Заключительная часть:

4 этап. Ритуал выхода из сказки: «Волшебный колодец»

Включить звук

(дети перешагивают через обруч) .

5 этап. Рефлексия:

Воспитатель:

- Ребята у нас с вами получилось помочь Водяному?

- Мы готовы всегда прийти на помощь другим?

- Кому понравилось путешествие?

- Хочу подарить вам на память о нашем сказочном путешествии вот эти раскраски.

Речевое развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения- авторской сказки "Путешествие капельки"

Маленьким детям даётся понятие о круговороте воды в природе...

Конспект занятия по экологическому воспитанию"Капелька-волшебница"(средняя группа)

Воспитание бережного отношения к воде,обогащать и уточнять знания о воде,о свойстве,значении в природе,для растений ,животных,развивать любознательность,мышление у детей путем опытов и экспериментов,в...

Конспект НОД по теме «ХОДИТ КАПЕЛЬКА ПО КРУГУ»

Формирование экологического сознания дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывест...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «В гостях у Капельки».

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с ...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром "В гостях у капельки"

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с ...

Конспект по ознакомлению с окружающим и опытно-экспериментальной деятельности "Путешествие капельки для детей старшего дошкольного возраста

Во время занятия дети узнают, что без воды не может обходиться ни одно живое существо, что воды мало и ее надо беречь и охранять. Узнают, что вода бывает в трех состояниях : жидком, твердом и в виде п...


 

Комментарии

Бурдейная Наталья Викторовна

P.S. не забывайте об авторских правах!