Занятие по ознакомлению с предметным и социальным окружением: «Наша родная Камчатка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Коваль Светлана Сергеевна

Цели: дать знания детям о Камчатском крае и его коренных малочисленных  народов, обобщить знания детей о национальной одежде народов Камчатки;  закрепить у детей название народностей:  названия национальной одежды; научить детей делать аппликацию кухлянки; развивать умение грамматически правильно отвечать на вопросы.  Воспитывать любов к родному краю, интерес к народным традициям края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasha_rodnaya_kamchatka.docx568.7 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие  по ознакомлению с предметным и социальным      окружением:

«Наша родная Камчатка»

Старшая, подготовительная группа

https://media.nazaccent.ru/files/c3/44/c344c7b9bd5713a975644781920255d6.jpg                          Цели: дать знания детям о Камчатском крае и его коренных малочисленных  народов, обобщить знания детей о национальной одежде народов Камчатки;  закрепить у детей название народностей:  названия национальной одежды; научить детей делать аппликацию кухлянки; развивать умение грамматически правильно отвечать на вопросы.  Воспитывать любов к родному краю, интерес к народным традициям края.

Предварительная работа: чтение, беседы, просмотр книг, фотографий о Камчатке; рассматривание национальной одежды.

Материалы и оборудование: скакалки для игры; макеты яранги, картинки с изображением нарт с запряжёнными оленями и собаками; наборы картинок с алгоритмом построения яранги, кукла одетая в национальную одежду заготовки для аппликации.

Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение и скажите, о чём в нём говорится. В северных далях, средь вод океанских

В шуме прибоя и буйных ветров

Древний стоит полуостров  Камчатский

В дымке вулканов и белых снегов.

Дети: В стихотворении говорится о Камчатке.

Воспитатель: Камчатка интересный и загадочный край. О ней много интересного можно  узнать. 

И я пригласила к нам в гости девочку, которую зовут Агай.( Стук в дверь). А  вот и она. 

Входит девочка, по имени Агай, одета в национальную одежду.

Агай. Здравствуйте, дети! Я очень рада, что вы меня пригласили. Мне интересно,  что вы знаете о 

Камчатке. 

Воспитатель: Дети, Агай приехала к вам с севера Камчатки.  Сегодня мы познакомимся с 

удивительным уголком нашей страны -  Камчаткой. Давным  - давно о том, как появилась Камчатка, никто не знал. И поэтому о  появлении Камчатки, люди придумывали сказки и легенды.

Но однажды на ее землю высадились  русские казаки. И они увидели, что на Камчатской земле уже живут люди, мы с вами о них говорили. Какие народы жили на Камчатке? 

Дети: На Камчатке жили: ительмены, коряки, эвены, алеуты, чукчи, айны. Воспитатель: А кто для людей севера самый надежный и верный друг? И оденет и накормит и в  трудную минуту спасет?

Дети: Олень.

Воспитатель: В сказках древних камчадалы

                          В песнях новых поколений

                          Всюду, словом благодарным

                          Люди чествуют  оленя! Агай, а ты знаешь, какое самое основное занятие коренных жителей Камчатки?

Агай: Оленеводство и рыбалка. Воспитатель: Правильно Агай. У коряков оленеводство было не только основным, но и почти  единственным занятием. Олень давал карякам все необходимое для жизни. Мясо  шло в пищу, шкуры 

на изготовление одежды, кости использовались для  изготовления орудий труда и различных 

бытовых предметов. Олений жир служил  источником освещения.  Средством передвижения корякаоленевода были олени. Коряки талантливый и трудолюбивый народ. Ребята, знаете ли вы, чем  занимаются мужчины Коряки?

Дети: Мужчины охотятся, ловят рыбу. Агай: А ещё они соревнуются на оленьих упряжках, ловят оленя в стаде, плели сети  из крапивныхниток.

Воспитатель: Чтобы другом быть оленю,

                          Надо стать таким же ловким.

                          Потому играют дети,

                          Обучаются сноровке. 

Сейчас я предлагаю встать парами. Мальчики – олени(изображают рога руками), девочки - оленеводы.

Игровое упражнение «Олени и оленевод»  Дети под музыку двигаются с упряжкой по группе.

Основным транспортом для коряков являются олени и собаки. (Рассматривание  картин). Как называются сани, в которые впрягают оленей и собак?

Дети: Нарты. Воспитатель: Нарты бывают: легковые, для катания; грузовые, для тяжестей; специальные для  перевозки дров. А чем занимаются женщины – корячки? Как вы думаете? Дети: Готовят еду, собирают ягоды, шьют одежду. Воспитатель: Посмотрите на шубку Агай. Ребята, вы знаете, как называется шубка? 

Дети: Кухлянка.

Агай: Правильно. 

Воспитатель: Кухлянку ребята шьют из шкур оленьих телят. Украшается бисером и  замшей, камусом. Камус –это особо прочная и тёплая шкура на ногах северного  оленя. Подол украшается орнаментом из 

тёмного и светлого меха.

Агай: А как называются мои сапоги? 

Дети: Торбаса.

Воспитатель: Торбаса шьют из оленьего меха или замши. Украшают бисером или камусом. Агай: А посмотрите на головной убор, он вам нравится? Как он называется?

Дети: Малахай.

Агай: Молодцы .

Воспттатель: Шьют малахай из камуса, а опушку из шкуры собак, песцов, волков. Агай: Посмотрите на моё жилище. (Рассматривание макета). А знаете, как называется  жилище, где мы живем?

Дети: Юрта, яранга. Воспитатель:  Послушайте  как делали ярангу. Связанные жерди (палки)  покрывали оленьими 

шкурами. Поверх шкур яранга обвязывалась ремнями, концы  которых прикреплялись к вбитым в 

землю кольям. Входили в жилище, откидывая часть покрышки. 

Дети складывают алгоритм построения яранги.

Агай: Мы, коряки, очень любим песни, пляски, игры. Каждый коряк с детства учится  петь, играть на бубне и танцевать.  

Воспитатель: А сейчас Агай, послушай стихотворения, которые приготовили дети.  (Чтение стихотворений).

Коль хотите вы увидеть

Очень дивную красу 

– Приезжайте на Камчатку

Прогуляемся в лесу

Покажу вам сопки, мишек,

Речки рыбные до дна,

А еще здесь есть долина

Очень чудная она!

Камчатка дорогая!

Любимые края.

Красивая такая

Ты, родина моя!

А признак твой  вулканы,

Расточки черемши

И горы великаны Любимые мои!

Дали морские, сопки седые,

Тундра без края, тайга.

Край наш рыбацкий

Край наш камчатский

Скалистые берега.   

Воспитатель: Агай, а еще дети хотят для твоих подруг сделать в подарок аппликацию кухлянок.

Аппликация. «Корякская кухлянка».

Дети делают кухлянку из заранее приготовленных деталей.   

Рефлексия.  Дети, о чём мы сегодня с вами говорили? Сегодня мы побывали у  северных народов ,убедились в том, что край Камчатский восхитителен, прекрасен,  красив. 

Агай: Спасибо вам, дети за прекрасные работы. Очень мне понравилось у вас. Но  мне пора домой возвращаться. До свидания.

Легенда о вороне Кутхе

Летел однажды ворон над большой водой – над морем. Летел – кругом вода. Тогда Кутх сложил крылья и упал в море. Нырнул глубоко и вытащил со дна огромный камень. Большую землю – камень вытянул он из воды, целую страну. И решил ворон остаться здесь навсегда. Надел лыжи и пошел по земле этой. Там, где он проходил образовывались впадины, ущелья, долины, а по краям горы. Тундру посетил, сплошь расшитую бисером из брусники, шикши, морожки. В каждую долину реку положил, в реки красных рыб напустил. Поселил в леса и горы зверушек разных:  медведей., зайцев, лис, соболей.

Потом решил отдохнуть , но скучно ему стало. Полетел он к большой воде и взял себе в жены  дочь белого кита – Митэ. Возвращался Кутх с молодой женой на землю и принял облик человека.  Жена его превратилась в обыкновенную женщину. Стали они жить -  поживать и детей растить. Так появилась Камчатка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми средней группы Ознакомление с предметным и социальным окружением Наша Армия

Непосредственно образовательная деятельность с детьми средней группы Ознакомление с предметным и социальным окружением Наша Армия     Цель:Дать детям представления о воинах, к...

«Познавательное развитие». Ознакомление с предметным и социальным окружением. Тема: «Мой родной город»

Конспект организованной образовательной деятельности.  Образовательная область«Познавательное развитие».Ознакомление с предметными социальным окружением....

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с предметным и социальным окружением для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) на тему: «Экскурсия по родному городу»

Конспект НОДпо ОО «Познавательное развитие»Ознакомление с предметным и социальным окружениемдля детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)на тему: «Экскурсия по родному го...

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Наша улица»

Задачи:• Обобщить и систематизировать знания детей об улице:улица, на ней расположены дома, магазины, аптеки, школы, детские сады, музеи, тротуары, дороги, дворы и т. д. ;каждая улица и...

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением "Наша армия"

Цель и задача: Дать детям представление о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие "защитники отечества" (воины, которые охраняют, защищают свой народ, свою Родину; у каждого н...